Евгения Есаулко
Речевое развитие дошкольников. Обучение детей интонационному выделению звуков [з]-[с] в слове
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Расширение представлений о значении слов. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Развитие произвольных движений рук. Знакомство с графической записью слогов.
МАТЕРИАЛ. Фланелеграф, схемы предложений, предметные картинки, в названии которых есть звуки «з» и «с», и картинки, в названии которых нет этих звуков ; фишки- призы, корзинка, доска, мел.
Ход ЗАНЯТИЯ
Согласные звуки русского языка. (плакат с азбукой)
Публикация «Речевое развитие дошкольников, Обучение детей интонационному выделению звуков [з]-[с] в слове» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Звонкие - (б,в,г,д,ж,з,й,л,м,р,н); глухие (п,ф,к,т,ш,с,х,ц,ч,щ); при изучения этого плаката, следует помнить о том, что звуки ж,ш,ц не имеют мягкой пары, а звуки ч,щ,й – твёрдой пары. Парные согласные: б-п,в-ф,г-к, д-т, ж-ш, з-с.
ВОСПИТАТЕЛЬ. А теперь, ребята, назовем слова со звуком «с» - слоговое деление слов.
Например: сорока (со-ро-ка), нос, бусы (бу- сы) …
ИГРА «Большой мяч». Воспитатель предлагает детям «накачать» большим насосом большой мяч. Дети подражают педагогу и «накачивают» большой мяч, произнося: «С-с-с». Затем воспитатель спрашивает у детей : «Какую песенку поет комарик? «З-з-з». Как поет большой комарик? «З-з-з». Игра повторяется несколько раз. Когда воспитатель говорит: «Большой мяч», - дети произносят: «С-с-с», а когда он говорит: «Большой комар», - ребята произносят: «З-з-з».
Чтение чистоговорки. Воспитатель проговаривает чистоговорку, интонационно выделяя звук с :
СА-са-са- в лесу бегает лиса.
Со-со-со – у Вовы колесо.
Су-су-су- было холодно в лесу.
Ас-ас-ас- у нас свет погас.
Ос-ос-ос- на поляне много ос.
Графическая запись предложения. Воспитатель объясняет детям правила написания предложения: начинается с заглавной буквы, слова пишутся на расстоянии друг от друга, в конце ставится точка.
Педагог мелом графически изображает на доске предложение. Дети чертят схемы в тетрадях. (На нашем огороде растет лук. |_ _ _ _ _ .) Затем воспитатель предлагает детям придумать новые предложения со звуком «с», состоящие из нескольких слов.
ВОСПИТАТЕЛЬ ПРОВОДИТ ФИЗКУЛЬТМИНУТКУ. (Дети выполняют движения по тексту)
У оленя дом большой,
Он глядит в своё окно.
Заяц по лесу бежал,
В дверь к нему стучал.
Тук- тук – тук, олень открой,
Там в лесу охотник злой,
Заяц, заяц, забегай, лапу подай.
ВОСПИТАТЕЛЬ. А теперь, ребята, назовем слова со звуком «з»; слоговое деление слов. (В. Дмитриева. 1000 загадок)
Например: Забор (за- бор, зайчата (зай- ча- та), зуб (зуб…
Игра «Загадки» Воспитатель читает загадки, где в ответах присутствует звук «с» или «з»
Например: Вот веселье для ребят –
Всё сильнее… (Снегопад.)
Хоть сама и снег, и лёд,
А ходит, слёзы льёт. (Зима.)
Игра «Потешка». Воспитатель читает потешку на звуки «з» - «с», выделяя слова где находятся эти звуки. Дети повторяют за педагогом.
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтобы смеялся роток,
Чтоб кусался зубок. (Русская народная потешка.)
Игра «Назови первый звук». Воспитатель предлагает детям определить первые звуки в своих именах. Дети по очереди громко произносят имена, интонационно выделяя первые звуки.
Игра «Расставь картинки». У каждого ребенка по 2-3 картинки, в названии которых есть звуки «з» и «с», и по одной картинке, в названии которой нет этих звуков. На фланелеграфе изображения большого мяча и комара (можно условные изображения). Воспитатель предлагает детям разделить картинки на две группы: карточки, в названии которых есть звук «з», поставить рядом с большим комариком, карточки, в названии которых есть звук «с», расположить рядом с большим мячом. Воспитатель вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания.
Игра «овощи и фрукты». Воспитатель предлагает детям, разложить овощи и фрукты со звуками «з» - «с» по корзинкам. В одну корзинку овощи со звуком «з», в другую фрукты со звуком «с».
ИТОГ: За каждое правильно названное слово дети получают фишки- призы. В конце занятия определяется победитель.