Илаха Агаева
Конспект занятия по познавательному развитию «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе детского сада
Образовательная область: Познавательное развитие
Тема: Зимующие птицы.
Используемые технологии:
с использованием игровой технологии
Разработала
Воспитатель ГБДОУ № 52
Приморского района
Прокопенко Наталья Васильевна
Дата проведения 2017. г
Цель: Формировать у детей экологическую культуру, прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Задачи:
ОО «Познавательное развитие»
-уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах.
ОО «Речевое развитие»
-совершенствовать диалогическую речь.
-вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
-активно взаимодействовать со сверстниками и взрослым.
-формировать умения и навыки наблюдения за живыми объектами (птицами).
Демонстрационный материал:
Рисунки и фотографии с изображением зимующих птиц; кормушки; корм для разных птиц.
Ход занятия:
1. Вводная часть
Дети сидят на коврике. Внимательно слушают стих. Воспитатель читает стихотворение Е. Благининой «Морозы» :
Морозы жестокие в этом году…
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку : в её конуре
Такой же морозище, как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
Ведь голодно очень на воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить….
2. Основная часть
-Воспитатель: Ребята, сегодня разговор пойдет о птицах. Что делали многие птицы осенью. Как можно назвать птиц, которые улетают на юг? Назовите перелетных птиц. Птицы, которые питаются насекомыми, улетают после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Это жаворонки, скворцы… Когда замерзают озера и реки, улетают и водоплавающие птицы. Это гуси, утки, лебеди…
Какое время года сейчас? Чем питаются птицы зимой? Поют ли птицы зимой? Каких зимующих птиц вы знаете? Дети отвечают.
-Легко ли зимующим птицам зимой? Почему? ( Им очень тяжело приходится зимой :и корма зимой мало, и холодно.) Кто же приходит к ним на помощь? Что произойдет, если все птицы погибнут от холода и голода? (предположения детей)
-Погибнут птицы- некому будет уничтожать вредных насекомых, заболеют и погибнут деревья, кусты, травы. Животным нечего будет есть, и они покинут лес. Без птиц, без животных, без леса человеку не прожить. Поэтому птиц надо беречь, помогать им. Они приносят огромную пользу.
Воспитатель показывает изображения птиц и рассказывает, какой корм надо готовить для каждой птицы.
-Еда с нашего стола птицам не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овес, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несоленое сало или мясо. Вороны-всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Клест очень любит еловые и сосновые шишки, его крепкий клюв крестом ловко шелушит их. Еще клест удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.
Проводится дидактическая игра «Какой птички не стало?» На доске шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они откроют глаза: «Какой птички не стало?»
Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»
Дети встают в круг и выполняют движения под музыку. Повторяя за воспитателем.
Прилетайте, птички! показывают «зовущие» движения пальцев
Сала дам синичке. «режущие» движения ладонями
Приготовлю крошки, трут подушечками пальцев друг о друга
Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям, вытягивают вперед правую руку
Эти крошки- воробьям., вытягивают вперед левую руку
Галки да вороны, трут ладонью о ладонь.
Ешьте макароны!
Дети садятся на стульчики за столы. Воспитатель предлагает разгадать загадки, найти изображение отгаданных птиц и описать их внешний вид. Затем рассказывает об их повадках.
1. Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
(Грудка у синицы желтая, а посредине грудки- черный галстук, на голове черная шапочка)
- Синица издает звуки: синь-синь-синь. Синицы приносят очень большую пользу лесам и паркам и садам, уничтожают вредных насекомых.
2. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…. (снегири)
(У снегиря грудка красная, спинка серая, на голове «шапочка», крылышки и хвостик черные)
-Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка снегирей, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усесться неподвижно на некоторое время. И так целый день. С приближением темноты вся стайка прячется в кустах или на деревьях, где и ночуют, скрытая в ветвях. С наступлением весны снегири исчезают из населенных пунктов, но оказывается, они не улетают на север, а поселяются в хвойных лесах, выводят там питомцев и ждут зимы. Примета гласит: запел снегирь- быть вьюге; снегирь под окном зимой поет- к оттепели.
3. Птичка-невеличка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (воробей)
(У воробья серо-коричневое оперение, короткий хвостик, тонкие лапки)
-Воробей маленький, но шустренький. Рассаживаются воробьи на изгородях, ветках кустарников и задорно чирикают: «Чик-чирик, чик-чирик!» Воробей в течении своей жизни места жительства не меняет, разве только нужда заставит, например гнездо разорят или другая беда какая случится. И всю жизнь воробей свое гнездо ремонтирует, утепляет и держит его в чистоте. А ещё есть примета: если зимой воробьи сидят на деревьях или зданиях тихо- будет снег без ветра, а дружно чирикают- к потеплению. Воробьи залезают под крыши или под груды хвороста- к морозу или перед пургой.
4. Окраской-сероватая,
Повадкой-вороватая,
Крикунья хриповатая-
Известная персона.
Кто она?. (ворона)
(У вороны голова, шея, хвост, клюв и ноги черные, а все остальное - серое)
- Для гнездования вороны выбирают опушки лесов и перелесков, селятся среди полей и лугов. Они в большом числе селятся также в центре крупных городов. В народе говорят: если зимой вороны летают и кружатся стаями – к морозу; если вороны устраивают в небе хороводы- быть снегопаду.
5. Кто летает, кто стрекочет?
Рассказать всем новость хочет?. (сорока)
Дети описывают сороку
-У сороки есть прозвище- белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост черные. Очень красив у сороки хвост- длинный, прямой, будто стрела. Перья на нем не просто черные, а с красивым зеленоватым отливом. Сороку невозможно спутать ни с одной другой птицей. Всем известна ее привычка красть и прятать блестящие предметы. Сорока обычно селится на открытом месте с множеством деревьев и кустов. Она избегает густого леса. Поверье гласит: сорока под крышу лезет – к вьюге.
3. Рефлексия (заключительная часть)
Проводится игра средней подвижности «Филин и пташки».
Воспитатель благодарит и хвалит детей за старания. Дети выражают свои эмоции- радость, смех….