Елена Покатилова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Капелька»
на тему: «Зимующие птицы».
Занятие подготовила и провела
Программное содержание: Закрепить знания детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Учить выделять и называть отличительные особенности внешнего вида.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском и женском родах, глаголов от звукоподражаний. Развивать мышление - умение сравнивать, выделять, обобщать. Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, любовь к птицам, желание им помогать. Создать благоприятную доброжелательную атмосферу на занятии.
Словарная работа: существительные - снегирь, синица, корм, семена, зерно; прилагательные - желтогрудая, красногрудый, белобокая, чернокрылая, сизокрылая, длиннохвостая, крупный, мелкий; глаголы - каркает, трещит, стрекочет, чирикает.
Предшествующая работа: рассматривание картин, книг, открыток, иллюстраций с изображением птиц, чтение рассказов о птицах, загадывание загадок, составление описательных рассказов по картинкам, изготовление кормушек для птиц, кормление птиц, наблюдения за птицами.
Оборудование: картины с изображением зимующих птиц, два одинаковых мешочка из тонкой ткани, наполненные зернами разных растений, поднос, емкости с зернами риса и пшена
Литература:
1. М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. «Программа воспитания и обучения детей в детском саду». Москва, «Мозаика-Синтез», 2005г.
2. Л. Г. Селихова «Интегрированные занятия. Ознакомление с природой и развитие речи». Издательство «Мозаика-Синтез», 2005г.
3. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». «ВАКО» Москва, 2005г.
Ход занятия
Ход занятия:
1. Воспитатель: Ребята,сегодня утром,когда я вошла в группу, на приоткрытом окне сидит сорока, в клюве у нее конверт. Давайте откроем? Интересно, что в этом конверте? (Воспитатель открывает конверт в нём загадки). Вы умеете отгадывать загадки?Сейчас проверим. (Воспитатель загадывает загадки). При угадывании на доску вывешиваются иллюстрации птиц.
1. В серой шубке перьевой
И в морозы он герой
Назови его скорее
Кто там скачет? (воробей).
2. Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка,
И полоска шарфика, (синица)
3. Грудка ярче, чем заря
У кого? (У снегиря.)
4. Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах.
А зовут ее. (ворона)
5. Всех я за день навещу
Все, что знаю растрещу (сорока)
Воспитатель: Молодцы! Правильно отгадали загадки.
Воспитатель: Ребята,а как можно назвать одним словом этих птиц?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: А почему их называют зимующими?
Дети: Потому что они не улетают на юг,остаются зимовать в наших краях.
Воспитатель: Ребята,а посмотрите внимательно,что есть общего у этих птиц?
Дети: Туловище,крылья,клюв,перья,лапы,хвостик.
Воспитатель:Молодцы. А чем они отличаются?
Дети:Размером,окраской оперенья,формой клюва.
Воспитатель:Ребята,как живётся птицам зимой?
Дети:Трудно-голодно и холодно.
Воспитатель:Почему?
Дети:Снег укрыл землю,зёрнышек не найти.
Воспитатель:Правильно,поэтому птицы прилетают поближе к нашим жилищам и просят у нас помощи. А как и чем мы можем помочь птицам зимой?
Дети:Покормить их.
Воспитатель: А чем люди кормят птиц?
Дети:Семечками,крупой,крошкой,салом.
Воспитатель:Ребята,я вам сейчас покажу пшено и рис. Опишите мне их.
Дети:Пшено мелкое и жёлтое,а рис крупный и белый.
Воспитатель:А сейчас мы поиграем в игру «Угадай на ощупь».Возьмите мешочек в руки,в них насыпан корм для птиц. Определите на ощупь,какой корм у вас в мешочках?
Катя,скажи,что у тебя в мешочке? (опрашиваю ещё 2-3 ребёнка).
А теперь развяжите мешочек и посмотрите правильно ли определили.
Дети развязывают мешочки и называют, что в них.
Воспитатель:Все мешочки положите на поднос. Молодцы вы хорошо потрудились и, наверное, устали, давайте все вместе отдохнем.
Физкультминутка :
Руки подняли и помахали -
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем,
Крылья мы сложим назад.
В. –Ребята,подскажите мне если у сороки белый бок, то она какая?
Белобокая.
В. - Если у синицы желтая грудка, то она какая?
Желтогрудая.
В. - Если у снегиря красная грудь, он какой?
Красногрудый.
В. - Если у вороны черное крыло, то она какая?
Чернокрылая.
В. - Как подает голос ворона?
Кар - кар.
В. - Значит, она что делает?
Каркает.
В. - Как подает голос синица?
Синь - синь - синь.
В. - Что она делает?
Свистит.
В. - Как подает голос воробей?
Чик-чирик.
В. - Что он делает?
Чирикает.
Воспитатель:А в следующем задании,ребята, сорока просит вас исправить ошибки в предложениях.
Чёрный ворона-чёрная ворона.
Сорока сидел на заборе-…
Ворона чирикала на солнышке-…
Снегирь клевала хлеб-…
Воспитатель:Ребята,а сейчас послушайте внимательно небольшой рассказ про снегиря и ответьте на вопросы.
Снегирь.
Ты знаешь, многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть и такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они «снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Увидать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на белом снегу.
По Ю. Дмитриеву
Вопросы:
1. Как выглядят снегири.
2. Когда появляются в наших местах снегири?
3. Каких ещё зимующих птиц вы знаете?
Воспитатель: Молодцы. Ребята, сорока вам приготовила вам ещё одно задание. В конвертах,что у вас на столах,лежат разрезные картинки,на которых изображены птицы. Вам нужно их собрать и назвать какая у вас получилась птица.
Воспитатель:Какие вы молодцы,все справились с заданием.
Итог. Оценка деятельности детей.
- О каких птицах мы с вами сегодня разговаривали? (О зимующих.)
- Каких зимующих птиц вы запомнили, назовите.
- Как люди должны помогать птицам? Почему? (делать скворечники,кормушки,кормить).