Марина Александровна Иванова
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Зимующие птицы и животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе
Тема: «Зимующие птицы и животные»
Программные задачи:
1. закрепить имеющиеся у детей знания о том, как зимуют дикие звери и птицы;
2. формировать навыки связной речи, правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний, отвечать на вопросы полным предложением;
3. воспитывать любовь к природе, доброе, заботливое отношение к зверям, птицам.
Интегрируемые образовательные области:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Зимующие птицы и животные“» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.
Методы и приемы:
беседа, вопросы, ответы, указания, художественное слово, индивидуальная работа, игра.
Предварительная работа:
Беседа о диких животных и птицах, чтение произведений о зверях и птицах; разучивание пословиц; загадывание загадок; д/и «Четвёртый лишний», «Закончи предложение»; рисование и лепка животных и птиц; рассматривание иллюстрации.
Оборудование:
картины с изображением диких животных и птиц; карточки к дидактическим играм; звукозапись с голосами зверей и птиц; фланелеграф; краски, карандаши, бумага; глина для лепки; природный материал.
Словарная работа: стужа, хищник, ельник, медведь-шатун, «наставник», перелётные, зимующие (осёдлые) птицы.
Ход
В-ль: -Проходите, ребятишки,
И девчонки, и мальчишки!
Прошу в круг всех встать,
За руки друг друга взять.
Друг на друга посмотрите
И улыбки подарите!
-Молодцы, ребята, мы все подарили друг другу частичку добра. А теперь скажите мне пожалуйста, какое время года у нас сейчас?
- Молодцы, вы наверно уже догадались, что сегодня мы будем говорить с вами о зимушке-зиме.
- Пришла на землю зима. Потонул лес в снегу, и спрятались под ним плоды и семена, корни растений. Нет ни травки, ни листьев на деревьях.
- Ребята, а как вы думаете, боятся ли звери, которые живут в лесу, зимы?
- Что спасает их от зимней стужи? (ответы детей)
- Что спасает их от хищников? (ответы детей)
- Звери сменили свои летние шубки на более тёплые зимние, поменяли их окраску.
-А что было бы, если звери не меняли окраску? Представьте, что зайчик зимой остался бы серый. Что тогда? (ответы детей)
Правильно, ребята, его легко мог увидеть хищник или охотник.
-Почему же не страшен холод зверям? (ответы детей)
- Расскажите, ребята, как подготовились звери к зиме. Как, например, готовился к зиме медведь? (ответы детей)
Правильно, ребята, медведь ещё осенью отыскивает яму на склоне холма, заросшим частым ельником. Когтями мишка надирает узкие полоски еловой коры и складывает их в яму, а сверху прикрывает мхом, подгрызает ёлочки вокруг ямы, так что они образуют над ней шалаш. Так получается берлога.
Медвежьего корма в лесу нет зимой. Медведь залегает в неё поздней осенью и спит до самой весны. Живёт он за счёт жира, который накопил в своём теле ещё летом.
- А представьте себе, что зима не наступила. Что было тогда с медведями? (ответы детей)
- Правильно, ребята, если бы не наступила зима, то медведи всё время ходили бы по лесу. Были злые.
- Да, было бы очень плохо и не правильно. Значит хорошо, что существует такое время года, как зима. Кто ещё хочет добавить о медведях?
-Правильно, медведь, которого подняли среди зимы, становится «шатуном». В поисках пищи бродит по лесу, нападает на диких и домашних животных. В это время он очень опасен.
- Как готовится к зиме белка? (ответы детей)
- Верно, белка в дупле дерева делает себе кладовую, в которую складывает лесные орешки и шишки. Кроме того, белка собирает грибы, сушит их на сучках сосны.
Белка делает запасы и всю зиму их ест. От холодов белку спасает пушистая тёплая шубка, которая зимой меняет свою окраску: с рыжей на серую.
- Что делает ёж, чтобы пережить зиму? (ответы детей)
- Ёж на зиму устраивается на спячку. В ямке или под корнями дерева он устраивает гнездо, в которое на иголках притаскивает опавшие листья. Там он спит до весны.
- Почему к зиме медведь и барсук накапливают жир, белка делает запасы, а заяц, лиса и волк нет? (ответы детей)
- Правильно, зимой они не спят, а охотятся.
- Как охотится лиса? Как она зимой выслеживает свою добычу? (ответы детей)
- Верно, ребята, лиса выслеживает свою добычу по следам и по запаху. У неё очень хороший нюх. Охотится лиса в основном на зайцев и мышей. Она тщательно вынюхивает следы на снегу, отыскивает норки мышат под снегом и ловит их. У лисы есть нора, в которой она спит (но ни, как медведь, всю зиму) и тёплая шуба. Пушистым хвостом лиса заметает следы. Ещё лиса может питаться ежами, сусликами и хорьками.
- Как проводит зиму заяц? (ответы детей)
- Правильно, заяц надевает белоснежную шубку, только кончики ушей остаются чёрными. Он обгладывает кору с молодых осин и фруктовых деревьев. Ещё зайцы кормятся сеном.
- Да, тем зверям, которые ничего не запасли себе на зиму, нужно помогать. Как? Например, зайцам? (ответы детей)
- Правильно, ребята, нужно их подкармливать: развешивать в лесу заготовленные ветки, раскладывать сено, морковь, листья капусты, орехи и жёлуди.
- А вы знаете, как называются зайчата, которые рождаются зимой?
-Они называются «настовиками», маленькие зайчата появляются тогда, когда на снегу образуется наст.
- Что можно сказать про волков? (ответы детей)
- Правильно, ребята, волки зимой очень злые, потому что голодные. На зиму они не делают никаких запасов, поэтому всю зиму рыщут в поисках добычи. Обычно они ходят стаями, поэтому очень опасны.
- Да, ребята, не боятся звери зимы. От стужи их спасает тёплая пушистая шерсть. Меняется окраска, чтобы лучше спрятаться от хищников. И голод им не так страшен, потому что они сделали себе запасы и всю зиму питаются ими.
Физминутка «Дикие животные»
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
- Отдохнули, а теперь, ребята, давайте поговорим о том, как зимуют птицы.
-Как называют птиц, которые остаются на зиму здесь?
- Правильно, зимующие (осёдлые).
- Назовите их. (ответы детей)
- Правильно, вороны, воробьи, голуби, синицы, сороки, дятлы, снегири.
- Как вы думаете, почему перелётные птицы улетают в тёплые края? (ответы детей)
- Верно, перелётные птицы улетают в тёплые края, потому что боятся холодов. Им нечем питаться. Они не приспособлены делать запасы корма на зиму.
- Летом эти птицы живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. С наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края. А представьте себе, что зима не проходит. Что тогда было бы с перелётными птицами? (ответы детей)
- Правильно, тогда птицы не вернулись бы к нам с юга. Навсегда остались жить там.
- А если бы у нас всё время было бы лето? (ответы детей)
- Да, тогда птицы никуда не улетали бы, а жили у нас.
- А почему зимующие птицы круглый год живут у нас? (ответы детей)
- Правильно, ребята, эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Самое страшное для птиц не холод, потому что к зиме у птиц вырастает пушок под крыльями, самое ужасное – голод.
- Ну и чем же питаются птицы зимой? (ответы детей)
- Правильно, птицы зимой питаются семенами различных растений, остатком пищи. На земле клюют овёс, пшено, хлебные крошки. Синички любят не солёное сало, рябиной питаются снегири.
- Ребята, зимой птицы приближаются к жилью человека, как бы прося помощи у людей. Во время снегопадов, метелей птицы часто голодают и погибают от холода и голода. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. Иначе они могут погибнуть.
- Как можно помочь птицам? (ответы детей)
- Правильно, нужно делать кормушки, насыпать туда корм.
- Да, ребята, мы обязательно должны помочь пережить зиму всем : и зверям, и птицам. Иначе, они могут погибнуть.
- Есть даже пословицы об этом. Какие?
Пословицы.
1. Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!
2. Кто умеет добрым быть, то сможет природу беречь и любить.
3. Лес зимой, словно седой.
4. По снегу грибы не ищи.
Игра «Четвёртый лишний».
- Посмотрите на картинки и скажите, какая картина лишняя и почему?
1. ворона-ласточка-заяц-воробей
2. журавль-голубь-синица-медведь
3. волк-лиса-барсук-ворона
4. медведь-барсук-белка-ворона
5. бабочка-стрекоза-лиса-комар
6. жук-заяц-муравей-таракан
7. окунь-карась-муравей-щука
8. олень-лось-ёж-карась
9. муха-заяц-бабочка-пчела
10. шмель-сом-карп-карась
- Дети, что нового вы узнали о зверях и птицах?
- А что удивило вас из того, что вы сегодня узнали?
- Какие вопросы о зверях и птицах для вас были трудными и вы не знали на них ответа?
- Что вам больше всего понравилось?
- А какое настроение у вас сейчас?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали сегодня: внимательно
слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
Ребята, я хочу закончить нашу беседу таким стихотворением:
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям.
Давайте, будем беречь планету,
Во всей Вселенной похожей нету.
Во всей Вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она.