Ирина Дзахмышева
План-конспект фронтального итогового занятия по развитию речи в средней логопедической группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Тема: «Зимующие птицы»
Цель: продолжить работу по расширению и активизации словаря по теме; упражнять в составлении сложных распространённых предложений о птицах со значением противопоставления; учить правильно употреблять существительные в родительном падеже, образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных; изменять существительные по числам; согласовывать прилагательное с существительным; развивать внимание и память.
Публикация «План-конспект фронтального итогового занятия по развитию речи в средней логопедической группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты логопедические
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Оборудование: картинки зимующих и перелетных птиц; парные картинки попугая; схематично нарисованные части тела птиц; набор геометрических фигур; набор картинок для игры «Птичья столовая»; мяч.
Ход занятия:
I. Организационный момент:
Упражнение на память.
Детям демонстрируется картинка попугая и дается задание:
- Запомните, какого цвета крылья, хвост, грудка, голова, клюв и хохолок у попугая. Вам надо будет раскрасить другого попугая.
Затем цветная картинка убирается и дается контур попугая:
- Сядет тот, кто запомнил, какого цвета крылья, хвост, клюв, грудка, голова, лапы, хохолок попугая.
II. Введение в тему.
1. Вводная беседа.
- Кто такой попугай? (Птица). Каких еще птиц вы знаете? (Дети называют птиц, и на доске выставляется соответствующая картинка).
- Все ли птицы живут всегда в одном месте? (Одни птицы улетают на зиму в теплые края).
- Как называются эти птицы? (Перелетные).
- Как же называются птицы, которые остались? (Зимующие).
- Почему они так называются? (Остаются зимовать с нами).
2. Классификация птиц.
- Давайте всех наших птиц поделим на две группы : зимующих и перелетных.
На доске вывешиваются две картинки: заснеженная елочка и море с солнцем. Дети выходят по одному к доске, берут картинку и говорят: «Это ворона. Она остается зимовать с нами. Это зимующая птица. Я положу ее под елочку» и т. д.
III. Физкультминутка: «Перелетные - зимующие».
Логопед перечисляет птиц. Если птица перелетная, дети машут «крыльями», если зимующая – приседают.
IV. Развитие зрительного внимания. Упражнение в правильном употреблении глаголов (Игра «Птичья столовая»).
- Давайте еще раз перечислим их названия и «спрячем их в ладошки».
- Чем же питаются эти птицы, ведь зимой нет ни червячков, ни мошек, ни жучков? (Они питаются крошками хлеба, зернами, семенами, растений, снегирь питается ягодами калины, ворона питается падалью).
- Но даже такой корм птицам бывает трудно найти зимой, и птицы нуждаются в помощи людей. Как люди помогают птицам? (Устраивают для них кормушки).
- У нас с вами тоже есть настоящая кормушка за окном и вот такая для занятий.
Выставляется кормушка со съемными фигурками птиц.
- Давайте поиграем в игру: «Птичья столовая».
Дети запоминают количество и расположение птиц. Затем дети закрывают глаза, а логопед убирает некоторых птиц, ставит других, меняет их расположение и так далее. Дети открывают глаза и говорят, что изменилось (Ворона улетела, а синица прилетела. Воробей пересел с кормушки на ветку).
Логопед убирает всех птиц с кормушки.
VI. Сравнительная характеристика воробья и вороны.
- Какие птицы сейчас посетят нашу кормушку вы должны отгадать. Логопед загадывает загадки о воробье и вороне:
Маленький мальчишка
В сером армячишке.
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (воробей)
Кар, кар, кар!
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Чёрно-серая … (ворона)
Логопед выставляет картинки с птицами.
- Что у общего у обеих птиц? (У них есть клюв, крылья, туловище, тело покрыто перьями и т. д.) Дети отвечают, опираясь на зрительные символы.
- Чем они отличаются друг от друга?
У вороны туловище крупное, а у воробья мелкое, как комочек.
У вороны большой клюв, а воробья маленький.
У вороны длинный хвост, а у воробья короткий.
У вороны черное оперенье, а у воробья коричневое.
Ворона каркает, а воробей чирикает.
У вороны лапы большие и толстые, а у воробья маленькие и тоненькие
VII. Игра на закрепление геометрических форм и развитие воображения :
- Все части тела птиц напоминают различные геометрические фигуры. Давайте попробуем сложить птицу из геометрических фигур.
- Из чего сделаем голову? (Из круга).
- Правильно, голова круглая. А туловище? (Овальное).
- Из чего сделаем крыло? (Из треугольника). И так далее.
Дети с помощью взрослого выкладывают изображение птицы из геометрических фигур на доске.
Затем логопед предлагает детям выполнить эту работу на местах. Дети получаю наборы из разноцветных геометрических фигур. Цвета фигур соответствуют окраске зимующих птиц (вороны, сороки, воробья и снегиря).
VIII. Узнай по описанию
Логопед оценивает работу детей на столах. И предлагает угадать по описанию, кто какую птицу собрал.
- Расскажи, какая у тебя птица. (У моей птицы голова, крылья и хвост – чёрные, а туловище - белое).
Дети говорят, что это сорока. И так далее.
VII. Итог занятия :
- О чем говорили на занятии?
- Чем занимались?
- Что понравилось?