Черкасова Диана Владимировна
Образовательная деятельность в подготовительной группе «Почему одни птицы осенью улетают, а другие остаются»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Почему одни птицы осенью улетают, а другие остаются?»
Возрастная группа : подготовительная
Виды деятельности : игровой, коммуникативный, восприятие, познавательно-исследовательский, двигательный, музыкальный
Педагогическая технология: проблемный диалог
Основная форма проведения НОД: детское исследование, решение проблемной ситуации
Приоритетная образовательная область : «Познавательное развитие»
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Интеграция с другими областями : «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: формирование у детей основ экологической культуры средствами народного искусства и творчества.
Задачи:
Образовательные :
1. Формировать представление детей о сезонных изменениях в жизни птиц осенью и зимой.
2. Формировать умение участвовать в совместной исследовательской деятельности.
3. Знакомить с правилами подкормки птиц.
Развивающие:
1. Способствовать развитию у детей познавательных интересов и умения решать интеллектуальные задачи через совместную познавательно - исследовательскую деятельность.
2. Способствовать развитию мыслительных операций (сравнение, классификация) в процессе познавательно-исследовательской деятельности, способность переключаться с одного найденного решения на поиск другого в процессе анализа проблемной ситуации.
3. Способствовать развитию слухового внимания при проведении дидактических игр; развивать чувство ритма при проговаривании потешки; развивать речевую активность при проведении беседы.
4. Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества, собранного из народных традиций и выраженного в потешках, закличках, подвижных народных играх, народных песнях и инструментальной музыке.
5. Способствовать сохранению физического и психического здоровья детей на основе двигательной активности при проведении игровых упражнений.
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру речевого общения детей друг с другом и воспитателем, желание работать коллективно, помогать друг другу.
2. Воспитывать любовь к родной природе, народным традициям, желание оказывать посильную помощь представителям животного мира.
Целевые ориентиры: дети овладевают основными культурными способами деятельности; обладают установкой положительного отношения к миру, разным видам труда; активно взаимодействуют со сверстниками и взрослым; обладают развитым воображением, различают условную и реальную ситуации; умеют подчиняться разным правилам и нормам; могут использовать речь для выражения своих мыслей, проявляют любознательность, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонны наблюдать и экспериментировать, обладают элементарными представлениями из области живой природы.
Практическая значимость: повышение уровня экологического сознания, а именно: формирование у детей понимания современных проблем окружающей среды, развитие умений анализировать собственное поведение в природе, формирование личной ответственности за животный мир, практическая помощь в подкормке птиц зимой.
Предварительная работа: беседы об образе жизни и повадках зимующих и перелётных птиц; разучивание народных потешек, закличек, проведение народных подвижных и хороводных игр, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам о птицах, изобразительная деятельность с применением элементов традиционной народной росписи.
Оборудование: конверт с письмом, интерактивная доска, ноутбук, слайды, мольберт (доска, маркер, атрибуты для проведения игры «Покормим птиц» (картинки птиц, насекомых, земноводных, растений, аудиозапись народной инструментальной музыки, аудиозапись народной песни «Ласточки», шапочки «Ласточка» для проведения подвижной игры, кормушка.
Ход:
1. Организационный этап (мотивационно – подготовительный)
Воспитатель встречает детей.
1. Вводная беседа.
Воспитатель:
Необычное утро сегодня у нас,
Я искренне рада приветствовать вас!
Для важных дел собралась детвора,
Поздороваться нам настала пора! (Дети здороваются)
Ребята, посмотрите, в каком прекрасном зале мы с вами находимся. Это наш любимый детский сад. А вы знаете, как называется наш детский сад? (Ответы детей) Правильно, «Гармошка». Давайте посмотрим в окно, как красиво вокруг! (Воспитатель привлекает внимание детей к окну, дети находят на подоконнике конверт).
Кто-то бросил нам в оконце, посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца, что щекочет нам лицо,
Может, это воробьишко, пролетая, обронил,
Или кот письмо, как мышку, на окошко заманил?
От кого пришло письмо, хотите вы узнать?
Тогда придется вам загадку отгадать:
Её перо сверкает так,
Что ясно - это не пустяк!
Никто не знает, что случится
В тех сказках, где живёт (Жар-птица)
Воспитатель: Ребята, письмо пришло от Жар-птицы. Конверт не простой, в нем - ссылка на видео (воспитатель вводит электронный адрес в ноутбук)
На экране появляется Жар-птица.
Воспитатель:
Светится она, искрится,
Перья, словно жар горят!
Прилетела к нам Жар-птица,
В наш любимый детский сад.
Жар-птица (анимация) : Ребята, я перелетала из одной сказки в другую, сбилась с пути и оказалась в вашем городе. Я заметила, что на улицах мало птиц, одни улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему? В русских народных сказках птицы живут дружно и зимой, и летом, и не покидают свои дома. Почему у вас осенью одни птицы улетают, а другие остаются?
2. Основной этап (содержательно-деятельностный)
1. Постановка проблемы
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем объяснить Жар-птице, почему так происходит, и каких птиц мы называем перелетными, а каких зимующими.
2. Выдвижение гипотез (ответы детей)
(выслушать все ответы, даже если они не верны; схематично зарисовать на доске гипотезы детей («чтобы не забыть»)
Воспитатель: Итак, вы думаете, что птицы улетели потому что. (перечислить все варианты детей)
3. Планирование деятельности по проверке гипотезы
Воспитатель: Мы предложили много ответов, почему птицы улетают, а другие остаются. А куда мы можем отправиться для проверки наших предположений? (Ответы детей) Я предлагаю вам отправиться на виртуальную прогулку в парк. Давайте вспомним русскую народную потешку и отправимся в путь.
4. Физминутка
Дети проговаривают потешку и выполняют движения:
Большие ноги шли по дороге:
То-оп, то-оп, то-оп, то-оп.
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ.
Топ, топ, топ, топ, топ.
Ножки мои ножки,
Бегите по дорожке.
Ручки мои ручки,
Хватайтесь за тучки.
5. Введение в систему знаний (интерактивная доска – изображение парка)
Воспитатель: Вот мы с вами и в парке. Посмотрите, здесь есть скамейки. Давайте присядем, отдохнем (обращает внимание на интерактивную доску - на доске слайд с изображением птиц)
Смотрите как интересно, как много здесь птиц! Только тихо - не шумите: птичек наших не спугните! Ребята, а каких птиц вы узнали? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а на нашей картинке не все птицы. Каких птиц мы не видим? (Ответы детей - ласточка, журавль, скворец) Где они? (Ответы детей - улетели в теплые края)
6. Проверка гипотез
Воспитатель: Ребята, мы с вами схематично зарисовали все наши гипотезы - почему птицы улетели, и сейчас попробуем их проверить. Итак, первая гипотеза «Птицам холодно». Давайте внимательно рассмотрим птиц. Что есть у всех птиц? Для чего птицам перья, пух? (Ответы детей - пух удерживает теплый воздух и защищает птицу от холодной погоды). Следующая гипотеза «Птицам скучно». Скажите, ребята, а где живут птицы? (Ответы детей - на деревьях, в гнезде). А кто еще живет в гнезде? (Ответы детей - мама, папа, птенчики). Как и вы, маленькие птенчики живут с мамами и папами. Вам скучно дома с семьей? (нет, птичкам тоже весело: они поют, летают все вместе.
Подводим детей к выводу, что птицам не холодно, не скучно. Почему тогда улетают?
7. Проверка истинной гипотезы
Воспитатель: Скажите, все ли птицы едят одну и ту же еду? (Ответы детей) Давайте, мы это определим. Я предлагаю вам поиграть в игру «Покормим птиц».
В стародавние времена люди зазывали птиц, чтобы их покормить. Послушайте народную закличку: «Собирайтесь, слетайтесь, ото всюду налетайте, вам зерна клевать, а мне в деле удачу спознать». Услышали вы незнакомое слово в этой закличке? (Спознать) Как вы думаете, что означает это слово? (Ответы детей) Спознать – рассмотреть, разглядеть. Давайте повторим закличку вместе со мной (дети повторяют несколько раз). Ой, посмотрите, сколько птиц прилетело (на столе картинки-птички для каждого ребенка). Послушайте правила нашей игры: на первом столе у нас лежат картинки с изображением корма для насекомоядных птиц (различные насекомые, на втором – картинки с изображением корма для птиц, которые любят другие лакомства (ягоды, зёрна, а на третьем - картинки с изображением корма для хищных птиц (мыши, ящерицы, змеи). Каждый из вас может взять понравившуюся картинку-птичку и положить на стол, где размещены карточки с изображением корма именно для вашей птицы. Дети находят нужные карточки (музыкальное сопровождение - инструментальная народная музыка).
Воспитатель: Давайте посмотрим: воробей, голубь, синичка, ворона - питаются семечками, зернышками, ягодами; ласточка, скворец - любят мух, жуков; журавль, цапля - едят лягушек, ящериц, мышей.
Подводим детей к выводу: не все птицы едят зерна, семечки, ягоды.
Воспитатель: Продолжим наше исследование.
Какие изменения происходят осенью и зимой в природе? (Ответы детей) Зимой на прогулке мы насекомых с вами видим? Куда же они подевались? А куда они прячутся? Как вы думаете, смогут птички доставать насекомых из-под снега? (Ответы детей)
Подводим детей к выводу: птицы, питающиеся живыми организмами, улетают на юг из-за нехватки еды. Как мы называем таких птиц? ( Ответы детей: перелетные). Дети показывают нужные картинки.
Посмотрите, какая красивая птица, кто это? (Ответы детей – ласточка)
Проводится подвижная игра «Ласточки» с музыкальным сопровождением -аудиозапись народной песни «Ласточки» (дети надевают шапочки «Ласточка»)
Ласточки летели. (Дети бегают по кругу и машут руками).
Все люди глядели.
Ласточки садились. (Дети приседают, руки за спиной)
Все люди дивились.
Сели, посидели.
Взвились, полетели. (Дети бегают по кругу и машут руками).
Полетели, полетели,
Песенку запели. ( Дети бегают и щебечут: «вит», «ви-вит», «чивит», «чиривит»)
Дети садятся на стулья.
Воспитатель: Итак, перелетные птицы улетели в теплые края в поисках корма, а зимующие остались с нами. Им очень тяжело добывать себе пищу, многие птицы погибают от голода. Ребята, как мы можем помочь зимой птицам (ответы детей - подкармливать). Куда можно положить корм для зимующих птиц? На землю? (ответы детей – в кормушку) Почему? (ответы детей - если мы будем сыпать корм птицам на землю, то его может засыпать снегом, могут подкрасться кошки, съесть другие животные)
Воспитатель: Вы правы, из кормушек птицам безопаснее и удобнее будет кушать. Есть несколько правил подкормки птиц, я вас с ними познакомлю (работа с интерактивной доской) : 1. Во время подкормки птиц не сорите в лесу, парке, саду: не оставляйте там газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки (слайд). 2. Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам : семена дикорастущих трав, подсолнухи, сушеные плоды ягод, пшено, просо, кусочки несоленого сала (слайд). 3. Кормите птиц регулярно (слайд). Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна наша поддержка.
8. Возвращение к поставленной проблеме.
Воспитатель: Ребята, теперь мы сможем рассказать Жар-птице, почему у нас осенью одни птицы улетают, а другие остаются, и каких птиц мы называем перелетными, а каких зимующими.
Нам пора возвращаться. Сейчас я произнесу волшебные слова, и мы вернемся в наш детский сад. «Раз, два, три повернись - снова в садике окажись!»
Давайте расскажем Жар-птице о нашем открытии. Так почему птицы осенью улетают в теплые края? Как мы называем этих птиц? Как мы называем птиц, которые остаются зимой в родных местах? (Ответы детей)
Жар-птица : Ребята, спасибо вам, я все поняла и обязательно расскажу своим подругам - сказочным птицам о вашем открытии. Я очень рада, что познакомилась с вами, и хочу подарить вам сказочную кормушку для зимующих птиц. Посмотрите, как она красиво украшена элементами народной росписи (дети рассматривают кормушку, называют вид народной росписи, обращают внимание на элементы животного и растительного орнамента).
Жар-птица : В стародавние времена кормушку раскрашивали природными красителями, которые привлекали птиц своим ароматом (луковой шелухой, ягодным соком). Наполните кормушку зерном и установите на участке детского сада. На прогулке вы сможете наблюдать за прилетающими к кормушке птицами. И обязательно передайте им от меня привет. А мне пора в свою сказку. До свидания!
3. Заключительная часть (рефлексивный этап)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наша прогулка по парку? Какова была цель прогулки? Что вам запомнилось? Что вам понравилось? Что было сложно? Ребята, какое мы с вами сделали открытие? А как мы можем помочь зимующим птицам? (Ответы детей)
Я предлагаю вам пойти на прогулку, установить сказочную кормушку и закличкой позвать птиц. А вечером расскажите своим близким о том, какую помощь мы можем оказать зимующим птицам, предложите папе сделать кормушку, украсьте ее, наполните полезным кормом и разместите в своем дворе, позовите птиц народной закличкой, и они обязательно прилетят к вам в гости (открытый конец).