Наталья Храмцова
Образовательная деятельность в средней группе «У кормушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• Формировать экологическую культуру у детей;
• Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
Задачи:
Образовательные :
• уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;
• формировать умения и навыки наблюдения за птицами;
• учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц;
Воспитательные:
• воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
• вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам;
Развивающие:
Публикация «Образовательная деятельность в средней группе „У кормушки“» размещена в разделах
• вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;
• совершенствовать монологическую речь с опорой на предметно-схематические модели;
• совершенствовать диалогическую речь;
• совершенствовать умение согласовывать существительного с прилагательным.
Словарная работа:
• свиристель;
• зимующие птицы;
• перелётные птицы.
Предварительная работа:
• Рассматривание иллюстраций;
• Чтение книг и рассказов;
• Загадывание загадок;
• Наблюдения;
• Беседы;
• Рисование птиц, аппликация, лепка.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Дети, давайте вспомним, какое сейчас время года. Какой месяц?
- Какие ещё вы знаете зимние месяца?
- Какой по счету месяц - декабрь? Январь? Февраль?
- Расскажите, какая погода зимой. (холодная, морозная, снежная)
- Какой бывает снег? (белый, чистый, пушистый, чистый, легкий, блестящий)
Ребята, к нам сегодня прилетела гостья из леса.
Сорока: Была сегодня в лесу, в лесу стало скучно, да и птицы куда-то исчезли. Что случилось?
Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?
Дети: Сорока.
Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Сорока!
Воспитатель: Что случилось, Сорока?
Сорока: Была сегодня в лесу. в лесу стало скучно, да и птицы куда-то исчезли. Что случилось?
Воспитатель: Давайте вместе поможем Сороке разобраться почему же многие птицы улетели из леса.
Дети: Давайте.
- Как вы думаете, легко ли живется птицам зимой?
Воспитатель: Как вы думаете ребята, что страшнее птицам холод или голод?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно же, голод.
Зима – очень сложное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птичкам под снегом корма. А когда птицы голодные, они быстрее мерзнут и могут погибнуть. Зимой день очень короткий, поэтому, чтобы выжить и не замерзнуть, птицам необходимо съесть больше пищи, чем летом.
Кто же может помочь птицам зимой?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, человек. Мы с вами можем помочь нашим маленьким друзьям. А как мы поможем им?
Ответы детей.
Воспитатель: А у меня есть вот такая кормушка.
(Воспитатель показывает детям панно “Кормушка”.)
ЗАГАДКИ
1. Я весь день ловлю жуков, ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю, под карнизом обитаю.
Чик-чирик! Не робей! Я бывалый. (воробей)
воробьям хлебные крошки, крупу, семена,
2. Спинкою зеленовата, животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка и полоска шарфика. (синица)
Синичке можно предложить кусочек несолёного сала,
3. Окраской - сероватая, повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая - известная персона.
Кто она?. (ворона) Вороны всеядные птицы
4. Кто в беретке ярко-красной, в чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,всё стучит, стучит, стучит. (дятел)
(жучков, червячков, гусениц.) Так он лечит деревья. Любит он и семена шишек.
5. Чернокрылый, красногрудый и зимой найдет приют:
Не боится он простуды - с первым снегом тут как тут! (снегирь)
снегири любят семечки арбуза, тыквы, облепихи, барбариса, свиристели любят рябину,
6. Трещала с самого утра:
Пор-ра! Пор-ра! А что пора? такая всем морока,
Когда трещит. (сорока)
7. Северные гости клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки. На головах Хохолки. (свиристели)
Свиристель - это крупная, очень красивая птица с задорным хохолком на голове и черным пятнышком на горле. Она громко кричит, свистит. Вот сидит она на ветке и щебечет, а потом нежданно-негаданно как свистнет. Но не от испуга, нет. Бояться ей совсем некого, привыкла она к людям, подпускает их совсем близко, разрешает полюбоваться собой.
Питаются эти птицы плодами рябины, шиповника, барбариса.
Свиристели любят рябину.
Воспитатель: Молодцы. Посмотрите, сколько птиц слетелось к нашей кормушке.
Так ребята, почему же в лесу стало мало птиц, куда они перебрались?
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов к вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо. Небогаты их корма,
Горсть одна нужна, горсть одна – и не страшна
Будет им зима. Сколько гибнет их – не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть и для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли, а остались зимовать заодно с людьми.
Воробей, синичка, снегирь, ворона, дятел, сорока - зимующие птицы.
Почему они так называются?
(Потому что остаются зимовать).
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА
Угадайте, какая птица произносит такие звуки: АУДИОЗАПИСЬ
• Кар-кар! (ворона)
• Чик-чирик, чив-чив! (воробей)
• Ча-ча-ча! (сорока)
• Свири-свир! (свиристель)
• Цок-цек, цок-цек! (клёст)
• Рюм-рюм-рюм! (снегирь)
• Синь-синь-синь! (синица)
Упражнение «Каких птиц много на дереве?»
Воспитатель прикрепляет на доску макет дерева и прикрепляет к нему разных птиц. Посмотрите, на дерево прилетело много птиц. Давайте про них скажем так:
На кормушке много - синиц,
На кормушке много -дятлов,
На кормушке много -ворон,
На кормушке много - снегирей.
- Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем слова:
Синица, снегирь, ворона, сорока, дятел
- А теперь произнесите эти слова по очереди, прохлопывая его.
Игра «Какая птичка?»
Если птица с красной грудкой какая она? (красногрудая)
У птицы белые бока? Какая птица? (белобокая)
У птицы красная голова эта птичка? (красноголовая…. (длинноклювая, длиннохвостая, длиннокрылая, коротколапая)
Игра «Большой – маленький»
Логопед: «Сейчас я буду говорить о взрослых птицах, а вы мне его ласково о маленьких птенцах».
Острый клюв – остренький клювик
Тонкие лапки – тоненькие лапки
Длинная шея- длинненькая шейка
Беля грудь- беленькая грудка
Черное крыло- черненькое крылышко
Толстая шея- тоненькая шейка
Короткий хвост- коротенький хвостик
Светлые перья- светленькие перышки
Чтобы кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице пакеты, банки, коробки;
2. Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени;
3. Кормить птиц надо регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили;
4. Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Только так мы точно сможем помочь нашим маленьким друзьям.
По небу весело скользя,
Летят пернатые друзья
И пропоют чирикая:
“Спасибо Вам великое!”
Ребята, с какой птицей вы сегодня познакомились?
А что значит зимующие птицы?