Алена Александровна Загородняя
Образовательная деятельность с использованием игровых ситуаций «Путешествие в царство воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Путешествие в царство воды"
Дата проведения занятия: 09.02.2017
Группа: старшая
Оборудование: интерактивная доска, музыкальный центр.
Демонстрационный материал: бумажные капельки с загадками, предметные картинки - ответы на загадки; схема «Круговорот воды в природе», атрибут для подвижной игры «Плащ для мамы-тучки», модели «Агрегатные состояния воды»; игрушка «Капитошка».
Раздаточный материал: медали-капельки.
Приоритетная Образовательная область:
«Социально-коммуникативное развитие»:
- уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, не имеет собственной формы;
Публикация «Образовательная деятельность с использованием игровых ситуаций „Путешествие в царство воды“» размещена в разделах
- закрепить представления детей об агрегатных состояниях воды;
- познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега;
- расширить представления детей о значении воды для жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде.
Интеграция образовательных областей:
«Развитие речи»- развивать умение отгадывать загадки, воспитывать интерес к фольклорным и литературным текстам.
«Физическая культура»- содействовать гармоничному физическому развитию детей.
Цель: расширение знаний детей о свойствах воды и её значении в жизни человека.
Предполагаемый результат: дети имеют представления о свойствах воды, её агрегатных состояниях; представление о круговороте воды в природе;
представления о значении воды в жизни человека, бережно относятся к воде, как к источнику жизни; дети умеют работать в группе, договариваться; знают правила безопасного поведения в природе; активно участвуют в разнообразных видах детской деятельности.
Предварительная работа:
- наблюдение за снегом, льдом, водой;
- отгадывание загадок, чтение стихов о различных состояниях воды;
- дидактические игры: «Круги на воде», «Кому нужна вода?», «Куда течёт вода?».
Содержание организованно-образовательной деятельности
I часть. Создание мотивационного поля
Педагог:
- Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- На свете много интересного и удивительного.
- Сегодня мы с вами отправимся в волшебное царство, а какое - отгадайте? Я очень добродушная, полезная, послушная, но когда захочу, даже камень источу (вода).
- Правильно. Мы с вами отправимся в волшебное царство воды. Вода нас окружает повсюду.
А теперь закройте глаза, мы перенесёмся в Царство воды (Звучит музыка, показывается небольшой видеоролик про океан).
II часть. Актуализация знаний.
Дети открывают глаза.
- Ребята! Мы с вами попали в царство воды. Но посмотрите, чтобы продолжить путешествие, вам необходимо отгадать загадки. А ответы вы найдёте в рисунках».
Дети по очереди берут капельки с загадками, воспитатель читает загадку вслух, ребенок выбирает картинку – отгадку на интерактивной доске.
Отгадывание загадок.
- Лежало одеяло, мягкое, белое, солнце припекло, одеяло потекло (Снег).
- У нас под крышей белый гвоздь весит, солнце взойдёт - гвоздь упадёт (сосулька).
- Не колючий, светло-синий по кустам развешан (иней).
- Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно (лёд).
На интерактивной доске дети выбирают рисунки-ответы на загадки.
- Что объединяет все наши отгадки? (Предположения детей.)
- Правильно. И снег, и лед, и иней - это всё состояния воды. Молодцы! Справились с заданием. Приглашаю дальше продолжить путешествие. Вспомним с вами свойства воды. (Ответы детей о свойствах воды.)
- Кому нужна вода? Какую пользу вода приносит человеку? Может ли жизнь на Земле быть без воды? Почему? (Ответы детей.)
- Вы правильно ответили на все вопросы, вы правы: вода – это жизнь!
- Где мы можем её увидеть? (Предполагаемые ответы детей: в море, реке, луже, чайнике, аквариуме, бассейне и т. д.)
III часть. Открытие детьми нового знания.
Дети садятся на стульчики.
- Давайте вспомним, какие бывают состояния воды (жидкое, газообразное, твёрдое). Расскажите об агрегатных состояниях воды. (Рассказы детей)
- Давайте мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях. (Игровая обучающая ситуация «Агрегатное состояние воды».)
- Когда вода находиться в твёрдом состоянии, то её частички - маленькие капельки очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно - они замёрзли. Встанем друг к другу и превратимся в лед. А когда вода находиться в жидком состоянии, то частички берутся за руки и могут двигаться и менять положение. Мы тоже возьмёмся за руки и пройдёмся змейкой, как будто ручеёк. Когда вода находиться в газообразном состоянии, то её частички отпускают руки друг друга и разлетаются. Как лёгкие капельки пара.
- Посмотрите на доску, я расскажу вам об удивительном явлении в природе. (Изображение «Круговорот воды в природе».)
- Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю. Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Кода очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда - снежинки и падают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озёра, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь. Весь этот процесс называется круговорот воды в природе.
IV часть. Самостоятельное применение нового знания на практике.
- Предлагаю вам поиграть в интересную игру «Капельки».
- Я буду мама Тучка, а вы мои дети - капельки. Вам пора отправляться в путь (звучит музыка, напоминающая звуки дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла - текла река и попала в большой – пребольшой океан (дети двигаются по кругу). Плавали - плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.
- Мы познакомились с таким явлением в природе, как круговорот воды в природе. Рассказали об агрегатных состояниях воды.
Детям вручаются подарки: медали - капельки.
V часть. Рефлексия.
Звучит музыка. Дети возвращаются из своего путешествия в детский сад.
- Вот ребята мы и в детском саду.
Проводится рефлексия с использованием игрушки «Капитошка».
- У меня есть игрушка «Капитошка». Будем передавать его по кругу, и каждый сможет поделиться впечатлениями о нашем путешествии. (Дети обмениваются своими впечатлениями, рассказывают о том, что им больше всего понравилось.)