Ольга Васильева
Образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Веселое путешествие»
▼ Скачать
Цель: выявление уровня знаний детей.
Задачи:
Закрепить понятия: звук, слог, слово, предложение.
Закрепить знания о гласных и согласных звуках, упражнять в умении производить звуковой анализ слов. Совершенствовать умение делить слова на слоги, составлять предложения.
Развивать внимание, логическое мышление, зрительное восприятие.
Воспитывать целеустремленность, усидчивость, умение понимать учебную задачу, самостоятельность, мелкую моторику руки.
Публикация «Образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте в старшей группе „Веселое путешествие“» размещена в разделах
Оборудование и материалы: карточки слоги, предметные картинки, картинки - волк, заяц, баран. Фигурки – гномики «Звуковики», карточки – схемы «Предложения», квадраты: красные, зеленые, синие; мяч.
Ход: дети сидят на ковре.
-Ребята, давайте отправимся в путешествие в страну «Звуколяндия». Во время путешествия придётся выполнять много заданий, вы должны быть внимательными, сообразительными, и конечно нужно взять с собой хорошее настроение. Вы готовы отправиться в путешествие?
- Прежде чем отправиться, подготовим наши язычки. Чтобы они у нас были послушными, проведём артикуляционную гимнастику. «У бабушки с дедушкой» :
Толстые внуки приехали в гости
С ними худые – лишь кожа да кости
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись
Поцеловать они всех потянулись
Утром проснулись – в улыбочку губы
Чистили мы свои верхние зубы
Вправо и влево, внутри и снаружи
С нижними зубками тоже мы дружим.
- Итак, на чём мы можем отправиться в путешествие? (Ответы детей).
- Я предлагаю отправиться на весёлом поезде, занимайте места в вагонах. (Идут, проговаривая чистоговорку)
- Чу,чу,чу – я вагончики качу. Дети останавливаются у доски.
Остановка «Звуковая».
- Ребята, давайте вспомним с вами стихотворение о звуках.
«Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи.
Мы их точно знать должны.
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать».
Воспитатель произносит: а-а-а, о-о-о, у-у-у…
- Как называются эти звуки? (Гласные звуки)
- Как узнать гласные?
- Каким цветом мы их обозначаем?
- Ребята, какие еще бывают звуки? (Согласные).
- Правильно. Вспомните и скажите, какими бывают согласные звуки? (Твердые и мягкие).
- Каким цветом обозначаются твердые согласные, мягкие согласные?
В круг скорее вы вставайте и играть начинайте (игра с мячом «Братья»). Я называю твердый согласный, кто мяч поймал – называет мягкий.
Молодцы, ребята!
-Едем дальше. Зу, зу, зу – всех сейчас я довезу.
Остановка. Посмотрите, нас встречают гномики. Хотят с нами поиграть. Какие гномики?
Д / игра «Найди картинку и отдай гному». (Картинки разложить. Начало слова - гласная, твердая согласная, мягкая согласная).
Гномики благодарят.
Едем дальше. - Ша, ша, ша – едем дальше не спеша.
Остановка «Слоговая». Узнаете, кто здесь живет, отгадав загадки.
Послушайте загадки
«Хитрые загадки».
1. В чаще голову задрав,
Воет с голоду…. (жираф) волк.
2. Быстрее всех от страха
Несется (черепаха) заяц.
3. По горной круче проходил
Обросший шерстью (крокодил) баран.
После каждой загадки, ребята определяют сколько слогов, как узнали?
Отгадай загадку.
4.«Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится…
Угадали? Это — …» (КОТ).
-- Ребята, а как определить, сколько слогов в этом слове? А сколько звуков?
-Какой первый? Какой в середине? Какой последний звук? Выложим слово кот карточками.
- Молодцы! Поехали дальше. Ди, ди, ди – остановка впереди.
Ребята, мы с вами сейчас играли со звуками, словами. А что получится, если слова сложить вместе? - получатся предложения.
Предлагаю вам поиграть со словами и составить предложение по схеме (на мольберте карточки «Схемы предложений»)
- Составьте короткое предложение со словом «Девочка». - Сколько в нём слов? Какое первое, второе, третье слово? Составьте схему этого предложения.
- Ну что ж, ребята, вот и подошло к концу наше путешествие в страну «Звуколяндия». Нам пора возвращаться в детский сад. Поехали.
Итог занятия. - Ребята, понравилось вам наше путешествие? Что было для вас интересно? Что было трудно? Спасибо вам, вы все были активными и внимательными. Молодцы!