Ольга Асылгареева
Образовательная деятельность «Казань — столица Татарстана»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность по познавательному развитию старших дошкольников
Цель: Воспитывать любовь к родному краю.
Задачи:
1. Воспитывать уважение к народным традициям;
2. Познакомить детей с достопримечательностями города Казани, с ее историей;
3. Закреплять значение символики Татарстана;
4. Развивать у детей внимание, обогащать у детей словарный запас.
Оборудование: кроссворд, карта, «поезд, макет цирка, презентация «Казань – столица Татарстана».
Ход образовательной деятельности
Публикация «Образовательная деятельность „Казань — столица Татарстана“» размещена в разделах
Под веселую татарскую мелодию дети заходят в зал
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие в старинный город. А какой вы узнаете, отгадав кроссворд. Я буду вам загадывать загадки, а вы будете записывать ответы. Вы согласны.
Дети: да. Мы согласны.
Воспитатель ставит мольберт, на котором расположен «Кроссворд»
Воспитатель: загадка 1. Слушайте внимательно.
Я шарик пушистый
Белею в поле чистом
А дунул ветерок
Остался стебелек
Дети: Одуванчи
К.
Воспитатель предлагает одному из детей записать ответ
Воспитатель: правильно. Загадка №2
Шагаешь впереди бежит
Оглянешься – домой бежит
Дети: Дорог
А
Воспитатель предлагает одному из детей записать ответ
Воспитатель: следующая загадка.
Весь мир кормлю
А сама не ем
Дети:
З
емля
Воспитатель предлагает одному из детей записать ответ
Воспитатель:
Ствол белеет, шапочка зеленеет
Стоит в белой одежке\весив сережки
Дети: Берез
А
Воспитатель предлагает одному из детей записать ответ
Воспитатель: молодцы. А вот эту загадку разгадаете.
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь
Улыбаешься в окошко
И зовут тебя все…
Дети: Сол
Н
це
Воспитатель предлагает одному из детей записать ответ
Воспитатель: молодцы ребята. А, вот еще одна загадка.
Летом вырастают
Осенью опадают
Дети: Лист
Ь
я
Воспитатель предлагает одному из детей записать ответ
Воспитатель: Молодцы, дети. А сейчас я предлагаю ваи прочесть слово, которое выделено красным цветом.
Дети читают:
КА – ЗА – НЬ
Воспитатель: как называется город, в которой я предлагаю вам посетить.
Дети: мы поедем в город Казань.
Воспитатель: город Казань красивый и старнный город, со своей историей. С каждым годом казань растет и процветает. Казань – столици Татарстана. Ребята, я прелагаю вам послушать стихи про этот город.
Ребенок 1:
Над Казанским кремлем
Машет чайка крылом
Зеленеет листва тополей
С каждой новой листвой
Казань город родной
Еще краше, дороже, милей.
Ребенок 2:
Выростают дома
Расцветают цветы.
Принемает гостей новый порт
Ярче солнце блестит
Кремль сторинный стоит
Величав, белоснежен и горд.
Воспитатель: давайте поблагодарим детей за подготовленные стихи.
Дети хлопают в ладоши
Воспитатель: в каждом городе есть свой президент. А, вы знаета как зовут презедента Татарстана?
Дети президента
Воспитатель обращает внимание детей на слайд
Воспитатель: государственный флаг представляет из себя прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных полос. Назовите цвета флага.
Дети: верхняя полоса – зеленая, нижняя – красная, между ними узкая полосочка белого.
Воспитатель обращает внимание на слайд
Воспитатель: правильно. Каждый цвет имеет свое значение. Давайте вспомним, что обозначает зеленый цвет? (красный и белый цвета)
Дети: зеленый цвет – символ живой природы, белый – символ чистоты и мира, красный – символ огня и солнца.
Воспитатель: все верно. Ребята, посмотрите пожалуйста на экран. Что изображено на экране?
Слайд «Герб Татарстана»
Дети: это герб Татарстана.
Воспитатель: правильно. На гербе Татарстана изображен белый крылатый барс. Он означает – богатство и силу. Щит означает защиту. Цветок похожий на астру значает долгую жизнь. Татарский орнамент означает красоту и плодородия земли.
Воспитатель: а сейчас ребята я предлагаю вам послушать гимн Татарстана.
Прослушивание гимна
Дети встают рядом со стульчиками. Воспитатель включает гимн Татарстана
Воспитатель:Посмотрите дети вот эта карта. Давайте подойдем поближе и рассмотрим, где находится наш город.
Дети рассматривают карту
Воспитатель: вот, наш город Агрыз. А вот город Казань. Посмотрите, какое расстояние между городами. Поэтому я предлагаю вам поехать на поезде. Вы согласны?
Дети: да, мы согласны.
Под веселую музыку дети встают друг за другом, а воспитатель берет в руки изображение «поезда» и отправляются в путешествие. Слайд
Воспитатель: вот мы с вами приехали в город Казань.
Слайд
Воспитатель:сейчас мы с вами поедем на метро и доедем до остановки «Кремлёвская». Занимайте свои места. Поехали.
Воспитатель включает запись шума метро и анимацию.
Воспитатель: вот и наша остановка.
Слайд.
Воспитатель: перед вами главная башня кремля – Спасская. Когда – то эту башню украшали необычные часы, циферблат которых вращался вокруг неподвидной стрелки. Позже часы заменили. Во время боя часов башня озоряется лиловым цветом.
Воспитатель включает бой часов
Воспитатель:
Бьют часы Кремлевской башни
Гаснут звезды, тает снег.
До свиданья день вчерашний,
Здравствуй, здравствуй – новый день!
Воспитатель: ну, что ребята отравимся дальше?
Дети: да.
слайд
Воспитатель:
А, что за башня в долике?
Не таль которую зовут Сююмбике?
Нас кросатой и статью покорила
А по легенде вот как это было.
Дети присаживаются на стульчики.
Воспитатель: «Сююмбике прекрасная царица (слайд). Красой Ивана грозного пленила (Слайд). Решил царь на красавице жениться (слайд). И на Казазань вошел военной силой (Слайд). Чтобы войну от Града отвести она велела башню взвести (Слайд). И прыгнула с вершины башни той, не став Ивана Грозного женой». Вот такая ребята печальная история. Дети, как вы думаете почему башн называется Сююмбике?
Дети: башню назвали в честь царицы Сююмбике.
Воспитатель: сейчас я предлагаю вам посчитать сколько ярусов имеет эта башня (Слайд?
Дети: башня имеет 7 ярусов.
Воспитатель:хорошо. Сколько дней по преданию возводили башню, если строили столько дней, сколько ярусов?
Дети: башню строили 7 дней.
Воспитатель: да, башню строили 7 дней. Давайте мы отправимся дальше.
Воспитатель и дети подходят к заранее подготовленному «озеру Кабан». Включается запись воды, пения птиц.
Воспитатель: озеро Кабан священно к истории этого края. Сокровища – это чистая вода, свежий воздух, зеленые берега. Озеро богато разной рыбой. Давайте присядем возле озера и послушаем легенду.
Воспитатель и дети присаживаются возле озера
Воспитатель: «У хана Мухамеда Амина была красавица Горшанда. Она предсказала падения ханства. Когда это произошло она не желая сдаваться на милость победителю и бросилась в озеро и превратилась в водяную.
В летнее время царица выходит из озера и причесывает свои волосы золотым гребнем, а если ее кто – то увидит она уходит обратно в воду». Дети, а вам ничего не напоминает эта легенда?
Дети: эта легенда похожа на сказку Г. Тукая «Водянная».
Воспитатель: да, вы правы. Ну, что отдохнули? Пошлите дальше.
Воспитатель предлагает детям пройти дальше. В углу зала помещен макет «цирка». Дети и воспитатель подходят к макету.
Воспитатель: ребята, а вы любите цирк?
Дети: да, конечно.
Воспитатель: в этом городе есть здание цирка. Посмотрите, какой он интересной конструкции. Как – будто из будущего опустился огромный летающий диск (Слайд). В нижней ее части расположен манеж, а во внутренней поверхности – места для зрителей (Слайд). Нижняя часть диска освещена разноцветными огнями (Слайд). Хотите дети мы с вами пойдем в цирк?
Дети: очень хотим.
Воспитатель: я предлагаю вам закрыть глаза и представить, что внутри много народу, там красиво и весело. И на арену цирка выходят забавные, веселые и озорные клоуны.
Под веселую музыку в зал входят клоуны. Они вместе с детьми проводят фокусы, игры.
Воспитатель: ну, что понравилась вам дети представление?
Дети: да, было весело.
Воспитатель: но, к сожалению, нам нужно отправлять обратно в детский сад. Я надеюсь, что мы увезем с собой самые теплые воспитания об этом городе.
Здесь мирно, дружно все живут
Татарин, русский и удмурт
Земля цветущая моя
Как мать лелеешь ты меня
Мой Татарстан тебя люблю
Тебе во век не изменю.
Воспитатель: ну, что дети кто помнить как доехать до вокзала?
Дети: сначала на метро, а потом на поезде.
Воспитатель: давайте занимайте свои места. Поехали.
Слайд
Воспитатель: ну, что поехали в детский сад.
Воспитатель берет «поезд» дети встают друг за другом. Включается веселая мелодия.
Воспитатель: ну, вот мы с вами приехали домой. Ребята, вам понравилось наше путешествие? А что больше всего? А башня Сююмбике вам понравилась?
Воспитатель предлагает детям просмотреть альбомы, книги про город Казань.