Альбина Джалаева
Конспект интегрированного музыкального занятия «Образ птицы в сказках» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 8 «Крепыш»
Конспект
интегрированного музыкального занятия
«Образ птицы в сказках»
Публикация «Конспект интегрированного музыкального занятия „Образ птицы в сказках“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Подготовила : Музыкальный руководитель
Джалаева Альбина Серажутиновна
Программное содержание: Развивать творческие способности детей в различных видах художественной деятельности: выразительно исполнять в танце-импровизации знакомые движения, придумать свои; самостоятельно выбирать способы действий (жест, мимика, движения) в передаче игрового образа; умение отражать в рисовании впечатления от эмоционального образного содержания музыки, слово, живописи.
Закрепить знания детей о народных сказках, композиторах-классиках, писавших музыку на сказочные сюжеты; о муз. инструментах, различных средствах музыкальной выразительности.
Расширить словарный запас детей, пополнить его новыми терминами, оборотами, эпитетами. Создавать ситуации творческого поиска.
Продолжать работу с детьми над умением передавать в пантомиме музыкальные образы.
Художественное слово: «Лебедь в зоопарке» Н. Заболоцкого, «Ясно утро» Никитина.
Музыка : «Жар-птица» - Стравинского, «Лебедь» - К. Сен-Санса.
Атрибуты: костюмы, шарфы короны, костюмы лебедя, царевна-лебедь, коршун, царевич, 8 лебедей.
Изоискусство: иллюстрации художников, Врубеля «Царевна-Лебедь», Мавриной «Гуси-Лебеди».
Аудио-записи.
Предварительная работа: Слушание классической музыки, П. И. Чайковский «Лебединое озеро», К. Сен-Санса «Лебедь», фрагменты из балета Стравинского «Жар-Птица». Рассматривание картин с иллюстрациями героев сказок, разучивание танцев, элементов классического балета. Инсценирование детьми отрывков из сказки «Сказка о царе Салтане», «Синяя птица», «Гуси-Лебеди».
Ход занятия.
Муз. рук. : Ребята, вы знаете, что сказки рассказывают о могуществе и вечной силе добра, о добрых волшебниках и злых колдунах. Это и зловещий Кощей Бессмертный с его мрачным царством, это и благородный Иван-Царевич, спасающий плененную царевну и многие другие хорошо известные вам сказочные персонажи. Но сегодня поговорим только об одном из них: о необыкновенной, волшебной, сказочной птице. Образ этой птицы часто используется писателями, художниками, композиторами, поэтами.
Сегодня вас ждет много сюрпризов. Образ сказочной птицы встречается во многих сказках. Какие это сказки?
Дети: «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Дикие лебеди», «Иван Царевич и Серый Волк», «Конек Горбунок».
Муз. рук. : Посмотрим иллюстрации к некоторым из этих сказок.
(Дети отмечают яркие выразительные интонации на слайдах)
Воспитатель:
- Вспомним, ребята, сказку «О царе Салтане» А. С. Пушкина.
- Злой волшебник заколдовал царевну, но даже злые чары не смогли сделать ее уродливой, а сделали красивой птицей с большими крыльями, точеной шеей, грациозной головкой.
Дети рассматривают картину Врубеля «Царевна Лебедь».
Воспитатель: Как бурно в самую глубину вашей души заглядывают широко открытые чарующие глаза царевны. Мерцают бирюзовые, голубые, изумрудные самоцветные камни узорчатого венца – кокошника. Тонкие девичьи руки придерживают полувоздушную фату, перламутровый жемчужный свет излучают огромные белоснежные, но теплые крылья. Далеко, далеко, у самого моря, лучи солнца пробивают сизые тучи, зажигая розовую кромку вечерней зари. О лебеди можно рассказывать в стихах.
Послушайте, как это делает Заболоцкий.
Лебедь в зоопарке.
Сквозь летние сумерки парка
По краю искусственных вод
Красавица, дева, дикарка
Высокая лебедь плывет.
Головка ее шелковиста
И мантия снега белеет
И дивные два аметиста
Сверкают в глазницах у ней.
И светлое льется сиянье
Над белым изгибом спины
И вся она как изваяна
Приподнятой к небу волны…
Муз. рук. : А теперь, ребята, мы покажем образ лебедя в русском народном танце.
Исп. : «Вдоль по бережку лебедушка плывет…»
Муз. рук. : Какие еще вы знаете стихи о лебеде?
Дети: Ясно утро. Тихо веет
Теплый ветерок.
Луг, как бархат зеленеет, в зареве Восток.
Окаймленное кустами молодых ракит
Разноцветными огнями озеро блестит.
Тишине и солнцу радо по равнине вод
Лебедей ручное стадо медленно плывет.
Вот один, взмахнув лениво, крыльями
И, вдруг,
Влага брызнула игриво жемчугом вокруг.
Муз. рук. : А теперь посмотрим как добрый молодец избавил царевну лебедь от злых чар.
Исп. : Драматизация из «Сказки о царе Салтане».
Муз,рук. : В произведениях каких композиторов часто встречается образ птицы? (ответы детей).
- Правильно, это балет «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Лебедь» К. Сен-Санса, «Жар-птица» И. Стравинского.
- Образ птицы везде одинаковый или разный?
- Какой лебедь у Сен-Санса? (умирающий)
- У Чайковского? (бодрящийся)
- У Стравинского? (от спокойствия к радости)
Муз,рук. : А сейчас я загадаю вам загадку музыкальную.
Какой из композиторов рассказывает нам сейчас о сказочной птице? (звучит запись К. Сен-Санса «Лебедь»)
А сейчас мы посмотрим, как наша Марьям сможет передать образ лебедя Камилла Сен-Санса.
Исп. : Импровизация под музыку Сен-Санса «Лебедь».
Игра на муз. инструментах «Танец маленьких лебедей».
Муз. рук. : О лебеди мы послушали музыку, посмотрели танец, теперь давайте поговорим о другой сказочной птице, о жар-птице.
Для начала мы вспомним, что собой представляет эта птица.
Дети: Красоту, солнечный свет, огонь, радость, веселье и т. д.
Муз. рук. : Правильно, ребята. Когда видишь эту птицу, хочется петь, радоваться, сделать что-то хорошее. У нас есть песня. Она так и называется – «Жар-птица».
Исп. : «Жар-птица», муз. Е. Архиповой.
Муз. рук. : Ребята, вот еще одна музыкальная загадка (звучит фрагмент балета Стравинского «Жар птица»).
Правильно, это «Жар птица», фрагмент из балета И. Стравинского.
- Каков характер этой музыки?
Дети: Сначала звучит спокойно, потом тревожно, в конце радостно.
Муз. рук. : Что помогло создать композитору создать такой красочный образ?
Дети: Разные инструменты.
Муз. рук. : Конечно, это богатая инструментовка, т. е. использование композитором многих инструментов в составе оркестра. Какие инструменты вы услышали?
Дети: Скрипку, рояль.
Муз. рук. : Всегда ли мелодия звучит одинаково? Давайте пофантазируем: пусть каждый придумает сказку, навеянную впечатлениями от прослушанной музыки.
(несколько детей рассказывают свои сказки)
Муз. рук. : Сочиняя свои сказки, вы пользовались словами, а теперь под музыку передайте движениями образ сказочной птицы – жар-птицы или лебедя – их изящество, красоту, нежность, гибкость и легкость движений. (Используется платок или шарф). И еще прислушайтесь к остановкам в музыке, в этот момент замирайте, придумывая каждую свою позу.
Звучит фрагмент из балета «Жар птица» Стравинского.
Муз. рук. : Я увидела прекрасную, волшебную птицу с длинной шеей, пушистым разноцветным хвостом, большими трепещущимися белыми крыльями. Таинственная, загадочная, сказочная птица.
Дети находят таинственный конверт «Привет от Кощея» - там находятся не разукрашенные, вырезанные жар-птицы – «заколдованные».
Воспитатель предлагает их «расколдовать» - разукрасить яркими цветами фломастеров.
Дети рисуют.
Исполняется песня «Жар-птица».