Светлана Камнева
Обратите внимание на ноги — «плоскостопие!»
▼ Скачать + Заказать документы
Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы вызывает не только снижение ее функциональных возможностей, но, что особенно важно, изменяет положение позвоночника. Это отрицательно влияет на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием занятиям спортом.
Публикация «Обратите внимание на ноги — „плоскостопие!“» размещена в разделах
Плоскостопие у детей может развиваться рано. Ребенок жалуется на боль в ногах. Родители не обращают на это внимания. Спохватываются, когда у ребенка обнаруживается плоскостопие. Не думайте, что это пустяки. Известны случаи, когда плоскостопие приводит к инвалидности.
Детская стопа по сравнению со взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. На подошве у детей сильно выражена подкожная клетчатка, заполняющая свод стопы, что нередко приводит к диагностическим ошибкам. Кости стоп почти целиком состоят из хрящевой ткани, поэтому они более мягкие, эластичные, легко поддаются деформациям. Мышцы стопы, которые, как уже отмечалось выше, играют важную роль в укреплении сводов стопы, относительно слабо развиты. Суставно-связочный аппарат стоп еще не сформирован, суставы в сравнении с суставами взрослых более подвижны, а связки, укрепляющие своды стопы, менее прочны и более эластичны. Объем движений детской стопы больше, чем взрослой, вследствие большей эластичности мышечно-связочного аппарата, поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам. При нагрузке своды стопы несколько уплощаются, но по ее окончанию тотчас же, с помощью активного сокращения мышц, возвращаются в исходное положение. Длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и стойкому опущению сводов. Таким образом, в дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Деформация стопы, характеризующаяся уменьшением или отсутствием внутреннего продольного свода стопы и наклоном пятки внутрь. Поэтому, если ребенок жалуется на боли в ногах, надо сразу же обратиться к врачу-ортопеду. И обязательно следить за тем, чтобы ребенок достаточно двигался, бегал, прыгал.
Ежегодная диагностика состояния сводов стопы у детей дошкольного возраста осуществляется медицинским персоналом с использованием объективных методов исследования (плантография).
РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ:
I. Помнить, что основная причина появления плоскостопия - неправильное физическое развитие в раннем возрасте.
II. Помнить, что причиной появления плоскостопия могут быть - наследственность, плохое питание, неподходящая обувь, недостаток или избыток нагрузки на ноги.
III. Дефекты стопы бывают врожденные (встречаются очень редко) и приобретенные.
IV. Часто дефекты стоп развиваются медленно, значит их можно предупредить.
Важно помнить:
1. Если ребенок мало ходит, бегает, не прыгает и лазает, - его мышцы не тренируется, плохо снабжаются кровью, становятся слабыми, не удерживают костную систему.
2. Приучайте ребенка к правильной походке, к равномерному распределению веса тела на обе стопы. Следите, чтобы стопы шли параллельно.
3. Очень важно научить ребенка стоять (стопы - параллельны, на расстоянии 4-6см. друг от друга, тяжесть тела равномерно распределяется на пятку и носок, падает на внешний край стопы). Помните, внутренний край стопы не предназначен нести такую нагрузку, мышцы быстро утомляются и внутренний свод снижается, а пятка отклоняется наружу.
4. Правильно подбирайте обувь для ребенка (жесткий задник, эластичная подошва, маленький каблучок, расстояние между концом самого длинного пальца и носком обуви приблизительно 1см.). Помните, нога ребенка растет очень быстро, важно во время заметить изменения и подобрать новую обувь.
5. Очень полезно ходить босиком (по земле, по траве, песку, гальке, полу, коврикам с различными рельефными поверхностями и т. д.).
6. Если своевременно заметить начало заболевания и принять меры - проблемы можно избежать.
Ребенок жалуется на усталость и боли (онемения) в ногах после игры или прогулки - это сигнал о снижении выносливости стоп, изменений в строении стопы еще может и не быть.
7. Обеспечьте правильный гигиенический уход за стопами (ежедневно перед сном мыть ноги теплой водой с мылом, вытирать досуха, особенно межпальцевые промежутки, обрезать ногти не реже 1 раза в две недели, не обрезать их до предела).
8. Если врач назначил, обязательно носить ортопедическую обувь, ортопедические стельки. Помните, заказывать без назначения врача или покупать готовые - нельзя! В этом случае может быть больше вреда, чем пользы.
9. Физиотерапевтические процедуры - только по назначению врача.
10. В домашних условиях - только контрастные ножные ванны. Теплая вода 40-45 градусов, прохладная 16-20 градусов; ежедневно по 5-10 минут в течение 2-3недель.
11. Массаж - необходимая часть комплексного лечения, проводится на фоне общеукрепляющего массажа всего тела (за исключением рук). Характер массажа - общетонизирующий.
12. Лечебная гимнастика - это важнейший метод лечения и профилактики дефектов стопы. Делать упражнения можно когда угодно и где угодно, главное - упражняться ежедневно и сделать это привычкой. Можно обучать ребенка навыкам самомассажа.
МАССАЖ СТОПЫ
Сначала подошва разминается с помощью поглаживаний ладонью, затем - нажимом больших пальцев. Необходимо сделать десять - двадцать повторных движений на каждую стопу.
Стопа - удобное место лечебного воздействия. Во-первых, она хорошо разминается от естественных упражнений (ходьбы и бега босиком по песку и мелкой гальке, которые нравятся каждому ребёнку, во-вторых, воздействовать на неё можно с помощью массажа, который не требует больших затрат времени и особых навыков.
Направление движений при массаже стопы
Эффективность коррекционной работы невозможна без знаний, которые должны получать дети на занятиях по теме «Изучаем свое тело». Специальные беседы, викторины, игры, наглядные пособия способствуют лучшему пониманию и усвоению физических упражнений для устранения дефектов.
Камнева С. В. -инструктор по физической культуре
МБДОУ «Детский сад №68 «Светлячок», г. Тамбов