Анастасия Битюкова
Методическое пособие для родителей «Нарушение осанки и плоскостопие. Профилактика в домашних условиях».
▼ Скачать +Заказ
Введение.
В настоящее время еще острее стала проблема воспитания здорового поколения. Сегодня, состояние здоровья детей вызывает большую тревогу. Из-за негативных для здоровья последствий научно-технического прогресса (гиподинамия, экологическая загрязненность окружающей среды и т. д.) все острее становиться проблема рационального использования оздоровительного эффекта средств физической культуры.
Публикация «Методическое пособие для родителей „Нарушение осанки и плоскостопие, Профилактика в домашних условиях“,» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Осанка. Консультации для родителей
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Плоскостопие. Консультации для родителей
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Актуальность вопросов и необходимость в профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей не теряет своей остроты до настоящего времени, так как частота этих патологических состояний неуклонно возрастает. По данным НИИ гигиены детей и подростков, у 40% детей дошкольного возраста обнаружены заболевания опорно-двигательного аппарата, в том числе нарушение осанки и плоскостопия. Нарушение осанки приводит к ухудшению работы органов и систем растущего организма, особенно сказывается на функциях костно-мышечного аппарата, сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем.
Данное методическое пособие разработано для родителей с целью ознакомления с проблемами нарушения осанки и плоскостопия, и способах борьбы с этими нарушениями с помощью физических упражнений. В настоящее время эта проблема очень актуальна, так как дети большую часть своего времени проводят перед телевизором или за компьютером, снижается их двигательная активность.
Вот почему необходимо постоянно следить за осанкой и не зависимо от ее состояния заниматься гимнастикой, формирующей правильную осанку. Приучать ребенка к постоянному контролю за положением своего тела необходимо как можно раньше. Следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса.
Каждый заботливый родитель мечтает о правильной осанке своего ребенка. Но при этом искривление осанки у детей встречается достаточно часто. Если вы не хотите столкнуться с многочисленными проблемами, рекомендую вам ознакомиться с информацией, связанной с этой трудноразрешимой проблемой.
Итак, давайте разберемся, что же такое осанка?
Осанкой принято называть привычное положение тела непринужденно стоящего человека, которое он принимает без излишнего мышечного напряжения. Ведущими факторами, определяющими осанку человека, являются положение и форма позвоночника, угол наклона таза и степень развития мускулатуры, которая во многом определяет правильность физиологических изгибов позвоночника. Различают четыре физиологических изгиба позвоночника в сагиттальной плоскости : два шейный и поясничный лордозы; два грудной и пояснично-копчиковый кифозы. Благодаря изгибам позвоночный столб выполняет рессорную функцию спинного и головного мозга, внутренних органов, увеличивается устойчивость и подвижность позвоночника. С позиции физиологических закономерностей осанка ребенка является динамическим стереотипом и в младшем возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов. Неодновременное развитие костного, суставно-связочного аппарата и мышечной системы в этом возрасте является основой неустойчивости осанки. Такая неравномерность развития уменьшается со снижением темпов роста, а с прекращением роста человека стабилизируется. Осанка зависит от состояния нервно-мышечного аппарата человека, психики, степени развития мышечного корсета, от функциональных возможностей мышц к длительному статическому напряжению, эластичных свойств межпозвоночных дисков, хрящевых и соединительнотканных образований суставов и полусуставов позвоночника, таза и нижних конечностей.
Правильная осанка дошкольников : голова немного наклонена вперед, плечевой пояс незначительно смещен кпереди, не выступая за уровень грудной клетки (в профиль, лопатки слегка выступают, линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1-2 см, физиологические изгибы позвоночника выражены слабо, угол наклона таза невелик и составляет 22-25 градусов для мальчиков и девочек.
Правильной осанкой является вертикальное расположение головы и туловища при выпрямленных ногах, плечи опущены, лопатки прижаты к туловищу, грудная клетка симметрична. При осмотр с боку правильная осанка характеризуется несколько приподнятой грудной клеткой и подтянутым животом, выпрямленными нижними конечностями, умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночника. Ось тела проходит через ухо, плечевой и тазобедренный сустав и середину стопы.
Нарушение осанки проявляется уже у детей раннего возраста: в ясельном возрасте у 2,1%, в 4 года у 15-17% детей, в 7 лет у каждого третьего ребенка, в школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти.
Различают три степени нарушения осанки :
1 степень характеризуется небольшими изменениями осанки, которые устраняются целенаправленной концентрацией внимания ребенка.
2 степень характеризуется увеличением количества симптомов нарушения осанки, которые устраняются при разгрузке позвоночника в горизонтальном положении или при подвешивании (за подмышечные впадины).
3 степень характеризуется нарушениями осанки, которые не устраняются при разгрузке позвоночника.
Для детей дошкольного возраста наиболее характерны 1-2 степени нарушения осанки, для школьников – 2-3 степени. Различают нарушения осанки в сагиттальной и фронтальной плоскостях. В сагиттальной плоскости различают 5 видов нарушений осанки, вызванных уменьшением (2 вида) или увеличением (3 вида) физиологических изгибов (по И. Д. Ловейко, М. И. Фонареву, 1998).
А - правильная осанка
Б – круглая спина
В – плоская спина
Г – кругло- вогнутая
Д – нарушение осанки во фронтальной плоскости
Нарушение осанки не является заболеванием, это состояние, которое при своевременно начатых мероприятия не прогрессирует и является обратимым процессом.
Формы и средства формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте осанка имеет еще неустойчивый характер. В период вторичного вытяжения, когда резко усиливается рост тела ребенка, характерна диссоциация в развитии костей, суставов, связок и мышц ребенка. Эта диссоциация уменьшается по мере снижения темпов роста ребенка, так как к его окончанию осанка человека стабилизируется. Во время этого процесса может произойти нарушение осанки. Для предупреждения дефектов осанки необходимо соблюдать целый ряд профилактических мер. Они носят комплексный характер, и эффект их в большей степени зависит от отношения к этим вопросам в семье и в детском саду. Чтобы уменьшить опасность формирования различных нарушений осанки, следует уделять большое внимание детской мебели. Стол, стул должны соответствовать не только возрасту, но и физическому развитию ребенка. Следует соблюдать определенные требования к рабочей позе ребенка. Она должна обеспечивать симметричное расположение частей тела относительно его оси.
Исправление различных нарушений осанки - процесс долгий и длительный. Формирование нового, правильного стереотипа осанки и ликвидация порочных условных рефлексов требует особенно строгого подхода к организации занятий по физическому воспитанию. Очень важное место среди других профилактических мероприятий занимает организация правильного режима, особенно двигательного. Чередования сна и бодрствования, время приема пищи, прогулки, различного рода занятия – все это должно быть построено в полном соответствии с возрастными особенностями ребенка. Особое внимание должно быть уделено полноценному физическому воспитанию. Чтобы сохранить правильную осанку, необходимо развивать мышцы, которые удерживают туловище в вертикальном положении: мышцы спины, живота, шеи, бедер. Для формирования правильной осанки необходимо научиться управлять своими движениями, уметь координировать движения различных частей тела. Этого можно достичь с помощью общеразвивающих упражнений. Родителям начиная с дошкольного возраста необходимо регулярно контролировать позу ребенка которая соответствует правильной осанке : стоя, во время ходьбы и посадки за столом.
Как проверить осанку у ребенка? Осмотр вашего ребенка проводите в дневное время, при хорошем и равномерном освещении. Разуйте и разденьте до трусиков, поставьте прямо, руки должны быть опущены вдоль туловища. Сами сядьте на стул на расстоянии 2-3 м и внимательно посмотрите на ребенка.
- Симметрично ли расположены уши, лопатки, талия, складки под ягодицами, сами ягодицы. Если они находятся на разной высоте, есть причина беспокойства!
- Попросите ребенка достать руками до пола, выгнув спину. Проверьте, нет ли вдоль поясничных позвонков валиков, не торчат ли лопатки.
- Посмотрите на ребенка с боку и проверьте, не сутулится ли он, попросите его наклонить голову вперед и, не поднимая головы, повернуть ее сначала в одну сторону, затем в другую сторону. Убедитесь, что объем движений при этом одинаков и выполняются они без ограничения.
Комплекс упражнений при нарушении осанки (для занятий в домашних условиях).
Цель: Укрепление мышц спины, плечевого пояса и живота.
- Укрепление следует проводить ежедневно, желательно 2 раза в день – утром и вечером.
- Ребенок должен много гулять и играть на свежем воздухе, надо делать влажные обтирания, давать пищу, богатую витаминами.
- Спать ребенок должен на жесткой постели и низкой подушке, лучше на спине или животе, что позволит разгрузить позвоночник и способствует частичному выравниванию позвоночника.
- Следить за посадкой и правильной осанкой за столом.
- Ребенок должен обязательно заниматься физкультурой. Из видов спорта полезны: ходьба на лыжах, плавание, элементы волейбола и баскетбола.
Исходное положение Выполняемое упражнение Дозировка
1. И. п. : Стоя руки на поясе Разведение локтей со сведением лопаток – вдох, в и. п. - выдох 4-5 раз
2. И. п. : Стоя, руки согнуты в локтях, кисти к плечам Круговые движения плечами назад, напряженно сводя лопатки 5-10 раз
3. И. п. : Стоя, руки за спиной Наклоны туловища вправо и влево, дыхание произвольное 5-6 раз в каждую сторону
4. И. п. : Стоя, ноги врозь, руки к плечам, локти прижаты к груди Наклоны корпуса вперед с прямой спиной, смотреть вперед - выдох, возвращение в И. п. - вдох 4-5 раз
5. И. п. : Стоя, с палкой за головой Присесть – выдох, возвращение в и. п. – вдох. 4-5 раз
6. И. п. : Стоя, с палкой в руках Поднять палку прямыми руками вверх с одновременным отставлением одной ноги назад на носок – вдох, в и. п. - выдох 3-4 раза каждой ногой
7. И. п. : Лежа на животе, руки выпрямлены Поднимая прямые руки и ноги, напрягая спину, прогнуться – вдох, и. п. - опуститься - выдох 4-5 раз
8. И. п. : Лежа на животе, руки с палкой выпрямлены вверх Прогнуться и поднять палку от пола прямыми руками вверх и завести палку за голову, снова палку перед собой, возвратиться в и. п. 3-4 раза
9. И. п. : Стоя руки на поясе. Спиной, затылком и пятками плотно прижаться к стене Скользя по стенке, присесть – выдох, возвратиться в и. п. - вдох 5- 6 раз
10. И. п. : Стоя, руки за спиной, пальцы в замок Напрягая спину, прогнуться и отвести прямые руки назад, вернуться в и. п. 5-6 раз
11. И. п. : Стоя, руки согнуты перед собой Имитация движения растягивания пружины 6-8 раз
12. И. п. : основная стойка 1- Поднять руки вперед
2- Развести в стороны
3- Руки вперед
4- Руки опустить 4-5 раз
Так же применяются различные виды ходьбы:
1. Принять правильную осанку. Ходьба с остановками.
2. Принять правильную осанку, мешочек с песком на голове, присесть и встать в исходное положение.
3. Ходьба с мешочком на голове с сохранением правильной осанки.
4. Ходьба с мешочком на голове перешагивая через препятствия (веревку, кубики, остановки с проверкой правильной осанки перед зеркалом.
5. Принять правильную осанку с мешочком на голове. Поймать мяч, бросить мяч двумя руками от груди партнеру, сохраняя правильную осанку.
6. Ходьба с мешочком на голове с одновременным выполнением различных движений – в полуприсяде, с высоким подниманием коленей и т. д.
Играем в котенка.
• Исходное положение: Ребенок стоит на четвереньках.
• Котенок потягивается: сесть на пятки, руки прямые, прогнуть спину и запрокинуть голову.
• Котенок шипит: выгнуть, округлить спину, пытаясь коснуться подбородком груди - показывает хохолок на спине и шипит на собаку.
• Котенок мурлыкает: прогнуть спину и поднять высоко подбородок - мурлыкает и хочет чтоб ее погладили, можно пошевелить хвостиком.
• Котенок достает фрукты с дерева: Поднять правую руку вверх, высоко-высоко - стараясь дотянуться до яблока, поднять левую руку - дотягивается до груши, можно поэкспериментировать таким же образом с ногами.
• Котенок учится плавать: лечь на живот. Приподнять голову и делать круговые движения руками, имитируя плавание брассом.
• Котенок едет на велосипеде: лечь на спину, согнуть колени и имитировать кручение педалей.
"Кораблики"
Ребенок лежит на коврике на животе. Руки под подбородком, ноги вместе. Перед лицом чашка с водой и лодочкой с парусом. Нужно прогнуться, поднимая голову и грудь, выдыхая спокойно воздух на лодочку. Дуть следует спокойно, чтобы лодочка поплыла, но не опрокинулась.
На формирование осанки большое воздействие оказывает состояние нижних конечностей, в частности свода стопы. В основе профилактики плоскостопия лежит, прежде всего, укрепление мышц стопы.
Что же такое плоскостопие? Под плоскостопием понимают деформацию стопы, заключающуюся в уменьшении высоты продольных сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой переднего отдела стопы. Иногда плоскостопие сочетается с вальгусным положением стопы и называется плосковальгусной стопой.
Одновременно с уменьшением сводов происходит скручивание стоп, в связи с чем основная нагрузка приходится на уплощенный внутренний свод. Рессорные свойства стопы при этом резко снижаются. Различают продольное и поперечное плоскостопие. В случае прогрессирования продольного плоскостопия длина стоп увеличивается в основном вследствие опускания продольного свода, а при развитии поперечного плоскостопия длина стоп уменьшается за счет веерообразного расхождения плюсневых костей и отклонения первого пальца кнаружи. Плоскостопие находится в прямой зависимости от массы тела: чем больше масса и, следовательно, нагрузка на стопы, тем более выражено продольное плоскостопие.
Окончательно стопа формируется у ребенка к 7-8 годам. Плоскостопие считается одним из самых распространенных заболеваний у детей. Но родители часто не воспринимают это заболевание всерьез и это не правильная позиция.
По происхождению плоскостопия различают врожденную плоскую стопу, травматическую, паралитическую, рахитическую и статическую.
Врожденное плоскостопие установить раньше 5-6 летнего возраста не легко, так как у всех детей моложе этого возраста определяются все элементы плоской стопы, однако приблизительно 3% всех случаев плоскостопия плоская стопа бывает врожденной.
Травматическое плоскостопие – вследствие перелома лодыжек, пяточной кости, предплюсневых костей.
Паралитическая плоская стопа – результат паралича подошвенных мышц стопы и мышц, начинающихся на голени (последствия полиомиелита).
Рахитическое плоскостопие обусловлено нагрузкой тела на ослабленные кости стопы.
Статическое плоскостопие, встречающееся наиболее часто (81,1%, возникает вследствие слабости мышц голени и стопы, связочного аппарата и костей. К внутренним причинам, способствующим развитию деформации стоп, относится также наследственно- конституциональное предрасположение, к внешним – перегрузка стоп, ношением нерациональной обуви.
Установить степень плоскостопия можно, зная величину высоты свода от пола до мягких тканей свода стопы, для чего применяют плантографию – получение отпечатков стоп с помощью нанесенных на подошву красящих веществ.
Как предупредить плоскостопие?
- Обувь у ребенка должна быть сделана из натуральных материалов, внутри с твердым супинатором, поднимающий внутренний край стопы.
- Подошва детской обуви должна быть гибкой и иметь каблук (5 – 10 мм, искусственно поднимающий свод стопы, защищающий пятку от ушибов.
- Обувь должна соответствовать форме и размеру стопы, была удобной в носке и не мешала естественному развитию ноги, не сдавливала стопу, не нарушая кровообращение и вызывая потертости.
- По весу обувь должна быть максимально легкой, достаточно жесткой, с хорошим задником.
- Помните, длина следа должна быть больше стопы в носочной части, припуск в 10 мм. При определении размера обуви ребенка руководствуйтесь длиной стопы которая определяется расстоянием между наиболее выступающей точкой пятки и концом самого длинного пальца (первого или второго).
Физические упражнения, рекомендуемые при плоскостопии.
В исходном положении лежа на спине:
1. Поочередно и вместе оттягивать носки стоп с одновременным их супинированием.
2. Поочередно и одновременно приподнимать пятки от опоры (пальцы касаются опоры).
3. Ноги согнуть в коленях, бедра разведены, стопы соприкасаются друг с другом подошвенной поверхностью. Отведение – приведение пяток с упором на пальцы стоп.
4. Скользящие движения стопой одной ноги по голени другой, охватив ее. То же другой ногой.
В исходном положении сидя:
1. Ноги согнуть в коленях, стопы параллельны, приподнимать пятки вместе и поочередно.
2. Производить пыльное сгибание стоп поочередно.
3. Приподнимать пятки одной ноги с одновременным тыльным сгибанием стопы другой ноги.
4. Положив ногу на колено другой ноги, проделывать круговые движения стопы в обе стороны. То же другой ногой.
5. Захватывать пальцами стоп мелкие предметы и перекладывать их.
6. Сидя по- турецки, подогнув пальцы стоп, наклоняя туловище вперед, встать, опираясь на боковую поверхность стоп.
7. Прокатывание массажных мячиков (в прямом направлении, круговые движения).
В исходном положении стоя:
1. Стопы параллельны, на ширине ступни, руки на пояс: а) подниматься на носки двух ног и попеременно; б) приподнимать пальцы стоп с опорой на пятки обеих ног и попеременно; в) перекат с пяток на носки и обратно.
2. Полуприседание и приседание на носках, руки в стороны, вверх, вперед.
3. Стопы параллельны, переход в положение стоя на наружных сводах стопы; поочередное поднимание пяток, не отрывая пальцев от пола, ходьба на месте.
4. Стоя на гимнастической палке (палка поперек стоп, стопы параллельно. Полуприседания и приседания в сочетании с движением рук.
5. Стоя на набивном мяче. Приседания в сочетании с движением рук.
Упражнения в ходьбе: на носках, на наружных сводах стоп, с поворотом стоп на носках с полусогнутыми коленями, на носках, высоко поднимая колени и выдвигая ноги вперед за счет сгибания пальцев, по ребристой доске, по скошенной поверхности (пятки к вершине, по наклонной плоскости на носках (вверх и вниз). В младшем возрасте детям необходимы специальные упражнения, направленные на укрепление мышц и суставно- связочного аппарата. Весьма полезна ходьба босиком по неровной почве, по песку, т. е. естественная тренировка мышц голени, когда активно поддерживается свод стопы – так называемый рефлекс щажения.
Игры при плоскостопии.
1. «Захвати предмет».
Оборудование: палочки, карандаши, фломастеры.
Ребенок стоит босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берет палочки и перекладывает их в коробку.
2. «Машинка».
Оборудование: машина с веревочкой.
Возле ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину.
3. «Поймай рыбку" ("Достань жемчужину")
Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки, камешки.
Методика проведения : в таз с водой опускаются камешки и пробки, ребенок пальцами ног "ловит рыб" (пробки) и достает со дна "жемчужины" (камешки).
4. "Найди клад"
Оборудование: таз с водой, мелкие камешки и любой предмет, отличающийся от камней формой и величиной. Ребенок становится в таз с водой и, перебирая камушки, ищет спрятанный предмет.
5. "Стирка"
Оборудование: платочки (салфетки).
На полу перед ребенком платочек. Пальцами ноги ребенок собирает платочек в гармошку и отпускает 2 раза (стирает). Затем берет платочек за край, поднимает и опускает его (полощет) и снова собирает в гармошку (отжимает) и вешает платочек сушиться.
Заключение
Актуальность вопросов, посвященных профилактике и коррекции нарушений здоровья детей, не теряет своей остроты и в настоящее время. Количество детей имеющих нарушение осанки и плоскостопие неуклонно возрастает. «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Древнее изречение Гиппократа в наш век проникновения во все сферы деятельности научно- технического прогресса становится в высшей степени актуальным. Одним из основополагающих условий, обеспечивающих здоровье ребенка, является двигательная физическая активность. Движения, применяемые в любой форме, пока они соответствуют физиологическим возможностям растущего организма, всегда будут оздоровительным и лечебным факторами. При систематических занятиях корригирующей гимнастикой повышается тонус мышц и они становятся способными противостоять искривлению позвоночника. Отклонения от правильной осанки в первой стадии (функциональной) можно также легко исправить средствами корригирующей гимнастики и общефизической подготовки. Укрепление отстающих мышечных групп и растягивание укороченных (явившихся причиной появления дефекта в осанке) в сочетании с общим разностороннем развитием дает возможность успешно формировать правильную осанку у детей, имеющих отклонения первой степени. Корригирующая гимнастика показана всем детям дошкольного возраста для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, а так же детям с нарушениями осанки, так как это единственный метод, позволяющий достичь эффективной коррекции.
Физическая культура раскрывает внутренние силы и возможности каждого ребенка, использует их для полного развития личности, а так же развивает у детей уверенность в собственных силах, формируя чувство собственного достоинства и желание заботиться о своем здоровье. Главное – это приобщение подрастающего поколения к спортивно – оздоровительному образу жизни.