Мамедова Ирина Николаевна
Обоснование выбора образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю по программе «От рождения до школы», программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).
Руководители авторского коллектива
1. Веракса Николай Евгеньевич — доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии образования Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ, ректор АНО ВПО Московская педагогическая академия дошкольного образования, главный редактор журнала «Современное дошкольное образование».
Публикация «Обоснование выбора образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы» размещена в разделах
2. Комарова Тамара Семеновна — доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной академии наук педагогического образования, заведующая кафедрой начального образования и педагогических технологий МГГУ им. М. А. Шолохова, директор научно-образовательного центра «Новые образовательные 4 технологии и творческое развитие личности» при педагогическом факультете МГГУ им. М. А. Шолохова.
3. Васильева Маргарита Александровна — Заслуженный учитель России, Отличник просвещения СССР, Отличник просвещения РСФСР, ответственный редактор первого издания «Программы воспитания и обучения в детском саду» (М., 1985).
Программа разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, задачей которой стоит помочь педагогам организовать воспитательно-образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Программа направлена на развитие целевых ориентиров, таких как - личностные, коммуникативные, познавательные в соответствии с требованиями ФГОС.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др., музыкальной, чтения.
Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.
В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
Программа «От рождения до школы» :
• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики,как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования)
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными группами и между детским садом и начальной школой.
Решение основных задач и реализация содержания всех образовательных областей, достижение результатов представлено:
- программой «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.
- перспективным планированием воспитательно-образовательного процесса по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.
- комплексно-тематическим планированием по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Подготовительная к школе группа.
Необходимо подчеркнуть, что достижение результатов образования, предъявляемых Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в значительной степени достигается благодаря эффективному учебно-методическому комплексу.
Созданный учебно-методический комплекс успешно развивается и совершенствуется в соответствии с запросами времени, вбирая в себя лучшее из педагогического опыта, являясь надежным инструментом реализации задач современного образования в контексте ФГОС.
Я работаю на подготовительной к школе группе «Ромашка». Таким образом из всего многообразия учебно-методических комплектов наиболее приемлемыми для себя и своих воспитанников 6-7 лет считаю следующие УМК:
1. Учебно-методический комплекс (УМК) ОО «Социально-коммуникативное развитие»
• Методические пособия: Буре Р. С. «Социально-нравственное воспитание дошкольников (3-7 лет).
Петрова В. И., Стульчик Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет.
• Наглядно-дидактические пособия: Серия «Мир в картинках» : «Государственные символы России»; «День Победы». Серия «Рассказы по картинкам» : «Великая Отечественная война в произведениях художников»; «Защитники Отечества». Серия «Расскажите детям о.» : «Расскажите детям о достопримечательностях Москвы»; «Расскажите детям о Московском Кремле»; «Расскажите детям об Отечественной войне 1812 года».
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
Методические пособия: Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в дестком саду: Для занятий с детьми 3-7 лет.
Формирование основ безопасности
Методические пособия: Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3-7 лет).
Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3-7 лет).
Наглядно-дидактические пособия: Бордачева И. Ю. Безопасность на дороге: Плакаты для оформления родительского уголка в ДОУ. Бордачева И. Ю. Дорожные знаки: Для работы с детьми 4–7 лет.
2. Учебно-методический комплекс (УМК) ОО «Познавательное развитие»
• Развитие познавательно-исследовательской деятельности
Методические пособия: Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.
Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4–7 лет).
Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников (5–7 лет).
Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3–7 лет).
Наглядно-дидактические пособия: Серия «Играем в сказку» : «Репка»; «Теремок»; «Три медведя»; «Три поросенка». Веракса Н. Е., Веракса А. Н.
• Ознакомление с предметным окружением и социальным миром Методические пособия: Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Подготовительная к школе группа (6–7 лет).
Наглядно-дидактические пособия: Серия «Мир в картинках» : «Авиация»; «Автомобильный транспорт»; «Арктика и Антарктика»; «Бытовая техника»; «Водный транспорт»; «Высоко в горах»; «Инструменты домашнего мастера»; «Космос»; «Офисная техника и оборудование»; «Посуда»; «Школьные принадлежности». Серия «Рассказы по картинкам» : «В деревне»; «Кем быть?»; «Мой дом»; «Про фес сии». Серия «Расскажите детям о.» : «Расскажите детям о бытовых приборах»; «Расскажите детям о космонавтике»; «Расскажите детям о космосе»; «Расскажите детям о рабочих инструментах»; «Расскажите детям о транспорте», «Расскажите детям о специальных машинах»; «Расскажите детям о хлебе».
• Формирование элементарных математических представлений
Методические пособия: Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа (6–7 лет).
Рабочие тетради: Денисова Дарья, Дорожин Юрий Математика для дошкольников: Подготовительная к школе группа.
Наглядно-дидактические пособия: Плакаты: «Счет до 10»; «Счет до 20»; «Цвет»; «Форма».
• Ознакомление с миром природы
Наглядно-дидактические пособия: Плакаты: «Домашние животные»; «Домашние питомцы»; «Домашние птицы»; «Животные Африки»; «Животные средней полосы»; «Овощи»; «Птицы»; «Фрукты». Картины для рассматривания: «Коза с козлятами»; «Кошка с котятами»; «Свинья с поросятами»; «Собака с щенками». Серия «Мир в картинках» : «Деревья и листья»; «Домашние животные»; «Домашние птицы»; «Животные — домашние питомцы»; «Животные жарких стран»; «Животные средней полосы»; «Морские обитатели»; «Насекомые»; «Овощи»; «Рептилии и амфибии»; «Собаки — друзья и помощники»; «Фрукты»; «Цветы»; «Ягоды лесные»; «Ягоды садовые». Серия «Рассказы по картинкам» : «Весна»; «Времена года»; «Зима»; «Лето»; «Осень»; «Родная природа». Серия «Расскажите детям о.» : «Расскажите детям о грибах»; «Расскажите детям о деревьях»; «Расскажите детям о домашних животных»; «Расскажите детям о домашних питомцах»; «Расскажите детям о животных жарких стран»; «Расскажите детям о лесных животных»; «Расскажите детям о морских обитателях»; «Расскажите детям о насекомых»; «Расскажите детям о фруктах»; «Расскажите детям об овощах»; «Расскажите детям о птицах»; «Расскажите детям о садовых ягодах».
3. Учебно-методический комплекс (УМК) ОО «Речевое развитие»
Методические пособия: Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа (6–7 лет).
Рабочие тетради: Денисова Дарья, Дорожин Юрий Развитие речи у дошкольников. Подготовительная к школе группа. Денисова Дарья, Дорожин Юрий. Уроки грамоты для дошкольников: Подготовительная к школе группа. Денисова Дарья, Дорожин Юрий Прописи для дошкольников: Подготовительная к школе группа.
Наглядно-дидактические пособия: Серия «Грамматика в картинках» : «Антонимы. Глаголы»; «Антонимы. Прилагательные»; «Говори правильно»; «Множественное число»; «Многозначные слова»; «Один — много»; «Словообразование»; «Ударение». Серия «Рассказы по картинкам» : «Колобок»; «Курочка Ряба»; «Репка»; «Теремок». Плакаты: «Алфавит».
4. Учебно-методический комплекс (УМК) ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Методические пособия: Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2–7 лет.
Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа (6–7 лет).
Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников.
Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Интеграция в воспитательно- образовательной работе детского сада.
Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала: Подготовительная к школе группа (6–7 лет).
Хрестоматии: Хрестоматия для чтения детям в подготовительной к школе группе
Наглядно-дидактические пособия: Серия «Мир в картинках» : «Гжель»; «Городецкая роспись по дереву»; «Дымковская игрушка»; «Каргополь — народная игрушка»; «Музыкальные инструменты»; «Полхов Майдан»; «Филимоновская народная игрушка»; «Хохлома».
Плакаты: «Гжель. Изделия. Гжель»; «Орнаменты. Полхов Майдан»; «Изделия. Полхов Майдан»; «Орнаменты. Филимоновская свистулька»; «Хохлома. Изделия»; «Хохлома. Орнаменты». Серия «Расскажите детям о.» : «Расскажите детям о музыкальных инструментах», «Расскажите детям о музеях и выставках Москвы», «Расскажите детям о Московском Кремле». Серия «Искусство — детям» : «Волшебный пластилин»; «Городецкая роспись»; «Дымковская игрушка»; «Простые узоры и орнаменты»; «Сказочная гжель»; «Секреты бумажного листа»; «Тайны бумажного листа»; «Филимоновская игрушка»; «Хохломская роспись».
5. Учебно-методический комплекс (УМК) ОО «Физическое развитие»
Методические пособия: Борисова М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3–7 лет.
Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду: Подготовительная к школе группа (6–7 лет).
Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика: комплексы упражнений для детей 3–7 лет. Сборник подвижных игр / Автор-сост. Э. Я. Степаненкова.
Наглядно-дидактические пособия: Серия «Мир в картинках» : «Спортивный инвентарь». Серия «Рассказы по картинкам» : «Зимние виды спорта»; «Летние виды спорта»; «Распорядок дня». Серия «Расскажите детям о.» : «Расскажите детям о зимних видах спорта»; «Расскажите детям об олимпийских играх»; «Расскажите детям об олимпийских чемпионах». Плакаты: «Зимние виды спорта»; «Летние виды спорта».
Авторы программы закладывают и реализуют в УМК такие качества, как фундаментальность, надёжность, открытость новому, вариативность. Эти качества, по моему убеждению, должны стать неотъемлемыми характеристиками дошкольного образования, для того чтобы она могла с успехом выполнять своё высокое предназначение.
Список использованной литературы :
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2016.