Мамедова Ирина Николаевна
Обоснование выбора образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю по программе «От рождения до школы», программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).
Руководители авторского коллектива
1. Веракса Николай Евгеньевич — доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии образования Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ, ректор АНО ВПО Московская педагогическая академия дошкольного образования, главный редактор журнала «Современное дошкольное образование».
Темочки:
2. Комарова Тамара Семеновна — доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной академии наук педагогического образования, заведующая кафедрой начального образования и педагогических технологий МГГУ им. М. А. Шолохова, директор научно-образовательного центра «Новые образовательные 4 технологии и творческое развитие личности» при педагогическом факультете МГГУ им. М. А. Шолохова.
3. Васильева Маргарита Александровна — Заслуженный учитель России, Отличник просвещения СССР, Отличник просвещения РСФСР, ответственный редактор первого издания «Программы воспитания и обучения в детском саду» (М., 1985).
Программа разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, задачей которой стоит помочь педагогам организовать воспитательно-образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Программа направлена на развитие целевых ориентиров, таких как - личностные, коммуникативные, познавательные в соответствии с требованиями ФГОС.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др., музыкальной, чтения.
Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.
В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
Программа «От рождения до школы» :
• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики,как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования)
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными группами и между детским садом и начальной школой.
Решение основных задач и реализация содержания всех образовательных областей, достижение результатов представлено:
- программой «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.
- перспективным планированием воспитательно-образовательного процесса по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.
- комплексно-тематическим планированием по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Подготовительная к школе группа.
Необходимо подчеркнуть, что достижение результатов образования, предъявляемых Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в значительной степени достигается благодаря эффективному учебно-методическому комплексу.
Созданный учебно-методический комплекс успешно развивается и совершенствуется в соответствии с запросами времени, вбирая в себя лучшее из педагогического опыта, являясь надежным инструментом реализации задач современного образования в контексте ФГОС.
Я работаю на подготовительной к школе группе «Ромашка». Таким образом из всего многообразия учебно-методических комплектов наиболее приемлемыми для себя и своих воспитанников 6-7 лет считаю следующие УМК:
1. Учебно-методический комплекс (УМК) ОО «Социально-коммуникативное развитие»
• Методические пособия: Буре Р. С. «Социально-нравственное воспитание дошкольников (3-7 лет).
Петрова В. И., Стульчик Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет.
• Наглядно-дидактические пособия: Серия «Мир в картинках» : «Государственные символы России»; «День Победы». Серия «Рассказы по картинкам» : «Великая Отечественная война в произведениях художников»; «Защитники Отечества». Серия «Расскажите детям о.» : «Расскажите детям о достопримечательностях Москвы»; «Расскажите детям о Московском Кремле»; «Расскажите детям об Отечественной войне 1812 года».
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
Методические пособия: Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в дестком саду: Для занятий с детьми 3-7 лет.
Формирование основ безопасности
Методические пособия: Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3-7 лет).
Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3-7 лет).
Наглядно-дидактические пособия: Бордачева И. Ю. Безопасность на дороге: Плакаты для оформления родительского уголка в ДОУ. Бордачева И. Ю. Дорожные знаки: Для работы с детьми 4–7 лет.
2. Учебно-методический комплекс (УМК) ОО «Познавательное развитие»
• Развитие познавательно-исследовательской деятельности
Методические пособия: Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.
Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4–7 лет).
Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников (5–7 лет).
Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3–7 лет).
Наглядно-дидактические пособия: Серия «Играем в сказку» : «Репка»; «Теремок»; «Три медведя»; «Три поросенка». Веракса Н. Е., Веракса А. Н.
• Ознакомление с предметным окружением и социальным миром Методические пособия: Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Подготовительная к школе группа (6–7 лет).
Наглядно-дидактические пособия: Серия «Мир в картинках» : «Авиация»; «Автомобильный транспорт»; «Арктика и Антарктика»; «Бытовая техника»; «Водный транспорт»; «Высоко в горах»; «Инструменты домашнего мастера»; «Космос»; «Офисная техника и оборудование»; «Посуда»; «Школьные принадлежности». Серия «Рассказы по картинкам» : «В деревне»; «Кем быть?»; «Мой дом»; «Про фес сии». Серия «Расскажите детям о.» : «Расскажите детям о бытовых приборах»; «Расскажите детям о космонавтике»; «Расскажите детям о космосе»; «Расскажите детям о рабочих инструментах»; «Расскажите детям о транспорте», «Расскажите детям о специальных машинах»; «Расскажите детям о хлебе».
• Формирование элементарных математических представлений
Методические пособия: Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа (6–7 лет).
Рабочие тетради: Денисова Дарья, Дорожин Юрий Математика для дошкольников: Подготовительная к школе группа.
Наглядно-дидактические пособия: Плакаты: «Счет до 10»; «Счет до 20»; «Цвет»; «Форма».
• Ознакомление с миром природы
Наглядно-дидактические пособия: Плакаты: «Домашние животные»; «Домашние питомцы»; «Домашние птицы»; «Животные Африки»; «Животные средней полосы»; «Овощи»; «Птицы»; «Фрукты». Картины для рассматривания: «Коза с козлятами»; «Кошка с котятами»; «Свинья с поросятами»; «Собака с щенками». Серия «Мир в картинках» : «Деревья и листья»; «Домашние животные»; «Домашние птицы»; «Животные — домашние питомцы»; «Животные жарких стран»; «Животные средней полосы»; «Морские обитатели»; «Насекомые»; «Овощи»; «Рептилии и амфибии»; «Собаки — друзья и помощники»; «Фрукты»; «Цветы»; «Ягоды лесные»; «Ягоды садовые». Серия «Рассказы по картинкам» : «Весна»; «Времена года»; «Зима»; «Лето»; «Осень»; «Родная природа». Серия «Расскажите детям о.» : «Расскажите детям о грибах»; «Расскажите детям о деревьях»; «Расскажите детям о домашних животных»; «Расскажите детям о домашних питомцах»; «Расскажите детям о животных жарких стран»; «Расскажите детям о лесных животных»; «Расскажите детям о морских обитателях»; «Расскажите детям о насекомых»; «Расскажите детям о фруктах»; «Расскажите детям об овощах»; «Расскажите детям о птицах»; «Расскажите детям о садовых ягодах».
3. Учебно-методический комплекс (УМК) ОО «Речевое развитие»
Методические пособия: Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа (6–7 лет).
Рабочие тетради: Денисова Дарья, Дорожин Юрий Развитие речи у дошкольников. Подготовительная к школе группа. Денисова Дарья, Дорожин Юрий. Уроки грамоты для дошкольников: Подготовительная к школе группа. Денисова Дарья, Дорожин Юрий Прописи для дошкольников: Подготовительная к школе группа.
Наглядно-дидактические пособия: Серия «Грамматика в картинках» : «Антонимы. Глаголы»; «Антонимы. Прилагательные»; «Говори правильно»; «Множественное число»; «Многозначные слова»; «Один — много»; «Словообразование»; «Ударение». Серия «Рассказы по картинкам» : «Колобок»; «Курочка Ряба»; «Репка»; «Теремок». Плакаты: «Алфавит».
4. Учебно-методический комплекс (УМК) ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Методические пособия: Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2–7 лет.
Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа (6–7 лет).
Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников.
Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Интеграция в воспитательно- образовательной работе детского сада.
Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала: Подготовительная к школе группа (6–7 лет).
Хрестоматии: Хрестоматия для чтения детям в подготовительной к школе группе
Наглядно-дидактические пособия: Серия «Мир в картинках» : «Гжель»; «Городецкая роспись по дереву»; «Дымковская игрушка»; «Каргополь — народная игрушка»; «Музыкальные инструменты»; «Полхов Майдан»; «Филимоновская народная игрушка»; «Хохлома».
Плакаты: «Гжель. Изделия. Гжель»; «Орнаменты. Полхов Майдан»; «Изделия. Полхов Майдан»; «Орнаменты. Филимоновская свистулька»; «Хохлома. Изделия»; «Хохлома. Орнаменты». Серия «Расскажите детям о.» : «Расскажите детям о музыкальных инструментах», «Расскажите детям о музеях и выставках Москвы», «Расскажите детям о Московском Кремле». Серия «Искусство — детям» : «Волшебный пластилин»; «Городецкая роспись»; «Дымковская игрушка»; «Простые узоры и орнаменты»; «Сказочная гжель»; «Секреты бумажного листа»; «Тайны бумажного листа»; «Филимоновская игрушка»; «Хохломская роспись».
5. Учебно-методический комплекс (УМК) ОО «Физическое развитие»
Методические пособия: Борисова М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3–7 лет.
Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду: Подготовительная к школе группа (6–7 лет).
Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика: комплексы упражнений для детей 3–7 лет. Сборник подвижных игр / Автор-сост. Э. Я. Степаненкова.
Наглядно-дидактические пособия: Серия «Мир в картинках» : «Спортивный инвентарь». Серия «Рассказы по картинкам» : «Зимние виды спорта»; «Летние виды спорта»; «Распорядок дня». Серия «Расскажите детям о.» : «Расскажите детям о зимних видах спорта»; «Расскажите детям об олимпийских играх»; «Расскажите детям об олимпийских чемпионах». Плакаты: «Зимние виды спорта»; «Летние виды спорта».
Авторы программы закладывают и реализуют в УМК такие качества, как фундаментальность, надёжность, открытость новому, вариативность. Эти качества, по моему убеждению, должны стать неотъемлемыми характеристиками дошкольного образования, для того чтобы она могла с успехом выполнять своё высокое предназначение.
Список использованной литературы :
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2016.