Елена Щеглова
Реализация основной образовательной программы в образовательной области «Речевое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
1-ый слайд: Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Публикация «Реализация основной образовательной программы в образовательной области „Речевое развитие“» размещена в разделах
- Основная образовательная программа ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
2-ой слайд: Одним из главных условий для реализации образовательной программы, является обеспечение ДОО педагогическими кадрами. В нашем детском саду работают 25 педагогов: 11 из них имеют высшее профессиональное образование, 11 среднее профессиональное и 3 студента. 11 педагогов имеют квалификационные категории: 2-высшие, 8 – первые, 6 –соответствуют занимаемой должности. В перспективе на это год, защита еще 2 педагогов на первую квалификационную категорию.
3-ий слайд: Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач:
• Овладение речью как средством общения и культуры;
• Обогащение активного словаря;
• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• Развитие речевого творчества;
• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• Формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
4-ый слайд: Основная образовательная программа дошкольного образования разработана с учётом Примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой, «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т. В. Филичевой, Г. В. Чиркиной. На слайде представлены задачи образовательной области «Речевое развитие».
5-ый слайд: И задачи коррекционной работы.
6-ой слайд: Основные направления работы по развитию речи детей в ДО :
- Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение);
- Воспитание звуковой культуры (развитие восприятия звуков родной речи и произношения, любви и интереса к художественному слову;
- Развитие связной речи (диалогическая (разговорная) речь, монологическая (рассказывание);
- Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различие звука и слова, нахождение места звука в слове);
- Формирование грамматического строя (морфология, синтаксис, словообразование).
Коррекционно-логопедическая работа ведется по трем направлениям:
- формирование лексико-грамматических средств языка
- формирование правильного звукопроизношения
- развитие связной речи
7-ой слайд: В своей работе педагогии для развития речи используются разнообразные средства :
• общение взрослых и детей;
• культурная языковая среда, речь воспитателя;
• обучение родной речи и языку на занятиях;
• художественная литература
• различные виды искусства (изобразительное литература;, музыка, театр)
• занятия по другим разделам программы
Очень важным средством развития речи в широком смысле является культурная языковая среда. Подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения родным языком. Внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых (Н. И. Жинкин). Следует учитывать, что, подражая окружающим, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи. Поэтому к речи педагога предъявляются высокие требования: содержательность и одновременно точность, логичность; соответствие возрасту детей; лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность; образность; выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость; знание и соблюдение правил речевого этикета; соответствие слова воспитателя его делам.
8-ой слайд: Образовательная программа предполагает использование для развития речи дошкольников следующие методы:
Наглядные:
- Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
- Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность : рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).
9-ый слайд: Словесные:
-Чтение и рассказывание художественных произведений;
-Заучивание наизусть;
-Пересказ;
-Обобщающая беседа;
-Рассказывание без опоры на наглядный материал.
10-ый слайд: Практические:
-Дидактические игры;
-Игры-драматизации;
-Инсценировки;
-Дидактические упражнения;
-Пластические этюды;
-Хороводные игры.
11-ый слайд: В практике работы педагогами используются следующие формы работы по видам образовательной деятельности.
- режимные моменты (продумываем дежурства по столовой таким
образом, чтобы один из детей уверенно владел умениями и комментировал все свои действия, обучая второго, обладающего недостаточно сформированными навыками, Во время сборов на прогулку мы предлагаем детям придумать слова со звуком в середине, в начале, в конце слова, назвать предметы одежды (в зависимости от сезона, предлагаем различные задания на закрепление лексических понятий, грамматических форм (надеваю, одеваю; кладу – положу, закрепляем умения правильно выражать просьбу (предложения простые и распространенные).
- организованная образовательная деятельность (Одним из основных средств речевого развития является обучение. Это – целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений, Педагог целенаправленно отбирает тот материал, в усвоении которого дети испытывают затруднения, развивает те навыки и умения, которые трудно сформировать в других видах деятельности.
- самостоятельная деятельность детей (полученные речевые навыки, дети применяют в общении друг с другом в играх режиссерских, сюжетно-ролевых, дидактических, педагоги могут наблюдать и планировать дальнейшую работу)
-взаимодействие с семьей (взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги (воспитатели, логопеды) и родители действуют согласованно, проблемы возникают из-за того, что родители не владеют информацией, методиками, поэтому наша задача повысить их уровень через индивидуальные консультации, открытые просмотры, совместные игры-драматизации, консультации психолога, оформляются стенды)
15-ый слайд: Выстроить индивидуальную работу с каждым ребенком помогают карты индивидуального развития. Результат педагогической диагностики используется для построения образовательной траектории развития ребёнка, а также для решения образовательных задач. Педагогическая диагностика проводится два раза в год. На начало года ставится задача проектирования образовательной деятельности с детьми и планирование индивидуальной работы. В конце года идёт сравнительный анализ результатов. В качестве основных методов используется наблюдение и изучение продуктов детской деятельности. На слайде представлены карты (раздел «Речевое развитие», которые ведут воспитатели групп и фрагмент речевой карты учителя-логопеда.
16-ый слайд: Развивающая предметно-пространственная среда стротся с учетом требований ФГОС ДО. Она изменяется, в зависимости от образовательной ситуации, а также от меняющихся интересов и возможностей детей.
При создании развивающей предметно-пространственной среды обязательно учитываются интересы и потребности всех детей (как мальчиков, так и девочек).
Ребенок имеет свободный выбор предметов и оборудования развивающей предметно-пространственной среды, а также возможность действия индивидуально или со сверстниками.
Среда обеспечивает свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды детской деятельности.
Составляющие развивающей предметно-пространственной среды, возможно, использовать в различных ситуациях. Например, позволяют расширить или ограничить пространство для игры.
18-ый слайд: Педагоги ДОО активно делятся своим опытом работы на Педагогических советах, проводят круглый стол, участвуют в Днях открытых дверей для воспитателей района, участвуют в семинарах-практикумах с педагогом-психологом
19-ый слайд: А так же публикуют свои работы на интернет порталах, участвуют в конкурсах как очных, так и заочных.