Анна Устинова
Обоснование структуры и содержания лэпбука как условия организации исследовательской деятельности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование структуры и содержание лэпбука как условия организации исследовательской деятельности старших дошкольников при ознакомлении с природными явлениями
Проектирование прочно вошло в педагогическую деятельность и стало одним из ведущих функций педагога любого уровня и должности.
Публикация «Обоснование структуры и содержания лэпбука как условия организации исследовательской деятельности старших дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Старшая группа
- Темочки
Педагогическое проектирование – это явление многоаспектное, подходя к рассмотрению вопроса о проектировании, можно столкнуться с большим количеством подходов к определению сущности этого понятия. В педагогической литературе проектирование рассматривается:
- как методологический принцип, в соответствии с которым деятельность осуществляется с учетом личностного смысла педагогического действия; проектная деятельность - смыслообразующая, ценностная, ресурсная культура педагога [3];
- как специфический вид деятельности, направленный на создание проекта. Проект - это, буквально, «брошенный вперед», т. е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.
- как педагогическая технология, которая предполагает поиск единомышленников в понимании проблемы, обсуждения смысла проблемы в дискуссионных формах, обмен смыслами и замыслами, поиск факторов, которые необходимо устранить для эффективного решения проблемы, достижение консенсуса в предполагаемых результатах и оценка ресурсных возможностей при осуществлении проекта;
- как функция педагога, не менее значимая, чем организаторская или коммуникативная, направленная на создание предположительных вариантов предстоящей деятельности и прогнозирования ее результата;
- как компонент профессиональной деятельности педагога, который связан с постановкой цели деятельности и предполагает совместное с учащимися определение путей ее достижения [1].
Таким образом, традиционно под педагогическим проектированием понимается предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности детей и педагогов.
Проектирование лэкбука - это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие у дошкольника творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.
Лэпбук - это портфолио или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую ребенок собирает сам, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях.
В этой папке собраны задания и материалы, которые, на сегодняшний день, должен знать о природе каждый дошкольник : какие виды природных ресурсов бывают, какие существуют связи между животными и их средой обитания, какие надо выполнять правила поведения на природе, какие животные и растения вашей местности занесены в «Красную книгу», что такое экологический образ жизни.
В процессе разработки лэпбука использовались научно-методологические подходы.
Индивидуальный подход - развитие происходит только в ведущей исследовательской деятельности. Поэтому мы используем исследовательскую деятельность при ознакомлении с природными явлениями у детей старшего дошкольного возраста.
Системный подход - весь материал по исследовательской деятельности при ознакомлении с природными явлениями у детей старшего дошкольного воз предлагается в системе, последовательно учитывая возрастные особенности дошкольников. Материал даётся детям от простого к постепенному усложнению.
При разработке лэпбука учтены следующие принципы:
1. Интеграция и координация: учёт внутренних и внешних условий организации исследовательской деятельности старших дошкольников при ознакомлении с природными явлениями, предполагается единство педагогических и психических условий.
2. Поддержка: предполагает оказание помощи ребёнку в преодолении трудностей возникающих в процессе исследовательской деятельности старших дошкольников при ознакомлении с природными явлениями. Она заключается в предоставлении дошкольнику необходимой информации и содействия в решении проблем.
3. Последовательность и дифференциация: все компоненты находятся в определённом порядке, исполняются последовательно и требуют использования определённого для каждого компонента форм организации и методов руководства деятельностью детей старшего дошкольного возраста.
4. Диалогичность: процесс организации исследовательской деятельности старших дошкольников при ознакомлении с природными явлениями происходит не изолированно. Формирование происходит при взаимодействии с другими людьми (педагог, сверстники). В процессе работы происходит обмен опытом, способами деятельности и т. п.
Лэпбук рассчитан на старший дошкольный возраст. В этой папке можно будет найти все основные материалы для этого, а кроме того, заняться сразу многими видами развивающей деятельности : вырезанием, рисованием, чтением, письмом, развитием речи.
В содержание лэпбук «Мир вокруг нас!» входит:
Пояснительная записка
Актуальность
Изготовление и структура лэпбука «Мир вокруг нас!»
Состав лэпбука «Мир вокруг нас!»
Интерактивное панно «Наша природа!»
Иллюстрации с видами природных явлений
Информация – размышление «Природные явления»
Дидактическая игра «Найди такой же цветок»
Дидактическая игра «Что в корзинку мы берем?»
Пазл: «Наша природа»
Раскраски «Времена года»
Дидактическая игра: «Когда это бывает?»
Картотека познавательных рассказов о природных явлениях
Подборка загадок о природе
Календарь природных явлений
Энциклопедия экологических сказок
Подвижная игра «Связи в природе»
Рабочая тетрадь «Почемучка»
Информация для родителей и воспитателей
Таким образом, разработанный лэпбук, как условие организации исследовательской деятельности старших дошкольников при ознакомлении с природными явлениями, можно рассматривать в качестве методического пособия, дополняющего разработанные программно-методические комплексы, и позволяющие организовать исследовательскую деятельность старших дошкольников при ознакомлении с природными явлениями.