Получи документы

Обобщенный педагогический опыт по теме «Физкультминутки как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста»

Галина Халина
Обобщенный педагогический опыт по теме «Физкультминутки как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Обобщенный педагогический опыт

воспитателя

Халиной Галины Владимировны

Тема: «Физкультминутки как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста»

Условия формирования опыта.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического, физического и речевого развития требует поиска путей, позволивших изменить эту ситуацию. Здоровьесбережение детей стало одним из приоритетных направлений государственной политики. Поэтому приоритетным направлением в своей работе я решила взять формирование у детей навыков здорового образа жизни, повышения уровня их здоровья путем включения в процесс работы с детьми физкультминуток.

Публикация «Обобщенный педагогический опыт по теме „Физкультминутки как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Актуальность

«Движение - это жизнь» - эти слова знакомы каждому из нас. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Двигательная активность важна для формирования физического и психического здоровья человека и поэтому необходимо уже с малых лет приучать детей вести активный образ жизни.

Одна из основных задач, стоящих перед педагогами, — воспитание здорового подрастающего поколения. По статистическим данным, только 10% детей поступают в школу абсолютно здоровыми. Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей.

В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с излишним весом, нарушениями осанки. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных – малоподвижный образ жизни. Несмотря на возросший интерес к двигательной активности, выражающийся в открытии спортивных центров и детских площадок, дети, как правило, лишены возможности вести активный образ жизни.

Дома родители предпочитают занять ребенка спокойными играми: интеллектуальными или другими настольными играми, в лучшем случае рисованием, в худшем – просмотром телепередач. И это вполне понятно: родители хотят отдохнуть после напряженного рабочего дня, к тому же в квартирах мало места и ребенок разбегавшись, может получить травму. Но длительное нахождение в одной позе, одном положении для детей, особенно дошкольного возраста, очень тяжелая нагрузка, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Утомление распознается, прежде всего, по снижению внимания. В результате длительного статического напряжения у ребенка сутулится спина, опускаются плечи, замедляется кровообращение, что приводит к нарушению осанки, отрицательно сказывается на работе жизненно важных функций организма, в итоге негативно отражается на здоровье дошкольника. Поэтому дома и в детском саду во время проведения образовательной деятельности следует часто менять виды деятельности, заинтересовывать их каким-то ярким, необычным предметом или разнообразить часто повторяющиеся действия, задания каким-то новым, привлекательным для ребенка элементом.

Теоретическая база опыта

Результаты научных исследований (В. Ф. Базарный, И. И. Брехман, Л. Г. Татарникова и др.) свидетельствуют о том, что тенденция ухудшения здоровья дошкольников приняла устойчивый характер. Данная ситуация обусловливается ухудшением социально-экономической обстановки, неправильным питанием, малоподвижным образом жизни детей. У детей и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.

В основу данного опыта положены методические разработки и рекомендации педагогов на формирование у ребенка ответственности по отношению к своему личному здоровью.

Адресная направленность

Данный опыт работы может быть использован как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в начальном звене общеобразовательных школ при условии заинтересованности педагогов проблемой сохранения и укрепления здоровья детей.

Новизна опыта

Физкультминутки могут быть использованы как одно из средств

реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в течение всего времени пребывания дошкольников в детском саду. Для этого был подготовлен материал, который может быть использован педагогами в разных видах деятельности с детьми. Педагоги также могут воспользоваться рекомендациями, изложенными в данном опыте.

Технология опыта

Что такое физкультминутки и зачем они нужны.

Физкультминутка – это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали, улучшения самочувствия детей, повышения внимания, предупреждение утомляемости, нарушений осанки, т. е. направлены на оздоровление детского организма. Физкультминутка - это небольшой комплекс физических упражнений, проводимый в течение 2-3 минут во время занятий в детском саду, а также дома при выполнении домашних заданий. Строится она из 4-5 упражнений для рук, туловища, ног, не требующих сложной координации. Цель проведения физкультминутки - повысить умственную работоспособность во время образовательной деятельности, снять напряжение, обеспечить кратковременный активный отдых для детей, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища; мышцы кисти работающей руки, внесение эмоционального заряда, продвижение общей моторики, выработка отчетливых координированных движений во взаимосвязи с речью, восстановление и активизация организма.

Значение физкультминуток: помогают отдохнуть, развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки, улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.

Физкультминутка помогает взрослым играть с детьми, развивать речь, координировать движения и развивать мелкую моторику. Благодаря выполнению физических упражнений улучшается кровообращение и работа головного мозга, вследствие этого снимается напряжение мышц, нервной системы и у детей повышается настроение.

Проведение физкультминуток имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле стола, в центре комнаты и т. п.). К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий (пальчиковые, дыхательные, зрительные упражнения). Ученые и педагоги сходятся во мнении, что физкультминутки для дошкольников - это метод воспитательно-оздоровительной работы, влекущий за собой: - повышение двигательной активности ребенка, а, следовательно, укрепление здоровья;

- возможность постижения большего объема материала за счет повышения качества внимания после проведения упражнений;

- создание и закрепление комфортной атмосферы на занятиях, способствование сближению коллектива;

- формирование и развитие творческого потенциала детей.

Организация физкультминуток.

Физкультурные минутки проводятся на первоначальном этапе утомления, 8-ая 13-ая 15-ая минута занятия в зависимости от возраста, варианта деятельности. Упражнения должны быть элементарны по структуре, увлекательны и отлично знакомы детям, а еще они должны быть комфортны для выполнения. Физкультурные упражнения должны включать движения, которые воздействуют на крупные категории мышц, улучшающие многофункциональную активность всех органов. Содержание физкультминуток должно сочетаться с тематикой занятия. От вида образовательной деятельности и её содержания выбираются комплексы физкультурной активности. Комплекс физкультурной минутки состоит из 2-4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища и ног. Выговаривать тексты физкультминуток ведущий должен предельно выразительно: то, повышая, то, понижая голос, делая паузы, выделяя слова, а движения делать одновременно с текстом или в паузах. Проводить физкультурную минутку не следует в том случае, если дети работают сосредоточенно, иначе возможно потерять их внимание и отвлечь от задания. Потом возвратить их к работе будет очень сложно. Не стоит перед воспитанниками ДОУ устанавливать сразу несколько нелегких задач (например, показывать какие-то движения и произносить текст). Объем внимания у дошкольников, в особенности у младших групп, ограничен, и та проблема, которая невыполнима может «отбить» интерес к физкультурной минутке. Дети постепенно заучивают текст и начинают проговаривать его целиком, соотнося слова с движениями, если им показывают упражнения повторно. Физкультурная минутка– это один из обязательных, обдуманных элементов в занятии с детьми. Она необходима и важна. СанПиН рекомендует использовать формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику, занятия физической культурой в помещении и занятия физической культурой на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическая гимнастика, занятия на тренажерах, плавание и др. Условие к методике выполнения физкультурных минуток для детей: упражнения должны быть элементарны по структуре, увлекательны и упражнения должны быть такими, чтобы дошкольники хорошо их знали. Они должны быть комфортны для выполнения. Программное содержанием занятия должно сочетаться с содержанием физкультминуток. В зависимости от вида образовательной деятельности её содержания, подбираются комплексы физкультминуток. Упражнения должны быть такими, чтобы дети могли их выполнять. Упражнения должны включать движения, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем и воздействующие на крупные группы мышц. В методику организации физкультурных пауз на занятиях у дошкольников входят три этапа: подготовительный, основной, заключительный. При помощи этих трех этапов мы подбираем комплексы нагрузки, определяем цели. Потом проводим сами упражнения, и в конце обязательно анализируем действия воспитанников в ходе выполнения. Не все виды образовательной деятельности требуют введения физкультминутки как обязательного элемента. Например, в занятия по музыкальному воспитанию нет надобности, включать физкультминутку, так как они насыщены движениями, песнями, которые не дают детям уставать, а, наоборот, бодрят их, повышают эмоциональный настрой на работу.

Также не на каждом занятии по изобразительной деятельности обязательно нужна физкультминутка. Если дошкольникам дана интересная тема для творчества, то они, как правило, не отвлекаясь с увлеченностью, работают над ней до конца достижения результата. Если воспитатель видит, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует. Однако, например, во время рисования карандашами у малышей быстро устают пальцы из-за еще недостаточно развитой мелкой моторики. В этом случае делать отдых в виде физкультминутки для мышц кистей рук просто необходимо.

Классификация физкультминуток.

1. Двигательно-речевые.

2. Оздоровительные.

3. Физкультурно – спортивные.

4. Когнитивные.

5. Креативные.

Двигательно-речевые физкультминутки дают отдых различным группам мышц, активизируют деятельность мозга, сердечно-сосудистой и дыхательной системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов. Кроме того, они помогают взрослым развивать у дошкольников координацию движений, стимулируют развитие речевых навыков, активизируют память, внимание, развивают творческое воображение.

Забавные стихи и смешные потешки, разнообразные упражнения, имитирующие в движениях их содержание, позволяют проводить интересную, содержательную и яркую физкультминутку в любой момент, как только педагог заметит, что внимание детей становится рассеянным и им надо взбодриться.

Каждое движение дети учат вместе с воспитателем, а потом они выполняют их самостоятельно, только услышав название физкультминутки или взглянув на картинку с иллюстрацией к той или иной потешке или стихотворению.

Детям очень нравится выполнять несложные движения под ритмичные, легко запоминающиеся стихи. В своей работе я разучиваю новые физкультминутки - разминки не более двух в месяц, стараюсь делать это во время утренней гимнастики, на прогулках и т. д., чтобы во время непосредственной образовательной деятельности все дети знали и выполняли движения, проговаривали слова.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Это упражнения на чередование звуков, чередование дыхания, длительный вдох и выдох, упражнения: “Задуй свечу”, «Подражания животным», “Звук вокруг” – при помощи звуков детки демонстрируют: дождь, полет шмеля, полет вертолета или же самолета, проезжавшую рядом машину и т д.

“Сгибание стопы” – упражнение, которое отвечает за речь и язык. При помощи данных упражнений происходит влияние на верхние и нижние отделы легких, насыщение их кислородом, сокращение напряжения.

А также в эту категорию относим инсценировку небольших стихотворений.

Детки коллективно читают небольшие стихи и одновременно проделывают различные движения, будто инсценируя их.

Оздоровительные физкультминутки.

Танцевальные. Особо любимы детьми танцевальные физкультминутки, так как они организуются под веселую детскую музыку. Ритмические. Движения в ритмических физкультминутках обязаны быть более четкими, хорошо отработанными. Ритмические физкультминутки чаще всего проделываются под счет. Гимнастика для глаз. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевидение с его круглосуточными детскими каналами, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные технические «штучки», без которых не мыслит свою жизнь современный маленький человек. А отдыхают глазки ребенка только во время сна. Поэтому гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения.

Старшие дети могут, чтобы отдохнули глаза, не вставая с места, посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Но младшим детям намного интереснее, если упражнения будут сопровождаться стихотворным текстом. Пальчиковая гимнастика.

Для дошкольников держать в руках карандаш или кисточку – большой труд. Они очень крепко сжимают пальчики, считая, что чем крепче они их держат, там красивее у них получится рисунок, цифры или буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Что может помочь в этом случае? Лучшей физминуткой в такой ситуации является пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени. Это корректировка зрительно-моторной координации, пространственно-образного мышления, творческих способностей, развитие и расслабление и тренировка мышц глаз, самосинхронизация полушарий головного мозга и воздействие на мелкую моторику рук. В эту группу можно отнести упражнения: «Ленивые восьмерки» – рисуем в воздухе то правой рукой, то левой, то одновременно двумя руками. «Двойные рисунки»– рисуем двумя ручками одинаковые, необычные формы. «Постукивание пальчиками»– имитируем игру на пианино. «Пальчики замерзли»– растираем каждый палец в отдельности либо все одновременно. «Салют»– резким движением расправляем пальчики сцепленные в кулачок, «Здравствуй, пальчик» – большой палец правой руки здоровается с большим пальцем левой руки, с соседними пальцами, с ладошкой; письмо букв и цифр в воздухе.

Физкультурно-спортивные физкультминутки.

Общеразвивающие упражнения. Общеразвивающие упражнения в детском саду используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, во время физкультминуток и зрительной гимнастики, на детских праздниках. Общеразвивающие упражнения – это специально разработанные движения рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, глаз, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью и амплитудой, в разном ритме и темпе, с предметами и без. Подвижные игры. Подвижные игры в качестве физкультминуток могут использоваться на всех видах занятий. Следует подбирать игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с содержанием занятия, так как они могут быть проведены в любой его части и в любое, по усмотрению воспитателя время.

Когнитивные физкультминутки.

Дидактические игры с движениями.

При показе картинки или названии предмета воспитанники выполняют определенные упражнения. Игра “Умный светофорик” – красный цвет – дети стоят, желтый – сидят за партой, зеленый – шаг на месте.

Двигательные действия и задания.

Физкультминутка включает в себя элементы движений и мыслительной деятельности. Они направлены на снятие усталости с определенной категории мышц, например: “Сколько будет 3+2, столько раз присесть, а 9 – 5, столько раз поднять руки вверх…”

Развивающие игры.

Игры на развитие познавательных процессов, памяти, внимания, нахождения различий, сравнения, воображения объединения в целое, выделение противоположностей. Допустим, упражнение “Покажи фигуру”, например: “Круг какой? А квадрат какой?” – детки показывают, игры “Летим – плывем” – соотнесение действия с изображенным предметом.

Психогимнастика

При помощи мимики, чередование радости и грусти, выражение разнообразных эмоциональных состояний, упражнение “Энергетическая зевота” – имитация зевоты, расслабление голосовых связок.

Креативные физкультминутки.

Гимнастика ума.

Применение игр для развития, логического мышления, познавательных процессов умения принимать решения, воображения, восприятия, внимания, памяти. Сюда можно отнести мини-викторины, кроссворды, загадки, ребусы. Гимнастика ума включает в себя упражнения для улучшения мозгового кровообращения – это двигательные действия (наклоны и повороты головы) + дыхательная гимнастика.

В процессе упражнений происходит механическое воздействие на стенки сосудов, облегчение и интенсивность умственной деятельности, расширение сосудов головного мозга и усиление мозгового кровообращения, повышение их эластичности.

Необычные движения.

Задания типа: как может перемещаться пешеход с горы или в гору, по неровной дороге, или же как плывет корабль в шторм и в штиль.

Пантомимическая гимнастика.

Методика проведения физкультминуток у детей. Пантомимическая гимнастика связана с подражанием птицам или животным.

«Сова» – упражнение на снятие усталости с мышц шеи и зрительного аппарата.

Исходное положение – захватите и сожмите мышцу левого плеча правой рукой, поверните голову и посмотрите через плечо. Изображаем сову, хлопаем глазками, делаем вдох, на выдохе выговариваем “ух”.

При выполнении этого упражнения происходит воздействие на верхние и нижние отделы легких, насыщение их кислородом, сокращения напряжения, расслабление мышц шеи, плечевого пояса, позвоночника, восстановление голосовых связок и снятие утомления со зрительного аппарата.

Заключение.

Итак, мы установили что, физкультминутка заключается в том, чтобы снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность. Выбор самой эффективной физминутки зависит от того, каким видом деятельности занимаются с дети в данное время, в каком виде физминутки они нуждаются больше всего. Программное содержание занятия должно органически сочетаться с содержание физкультминутки. Упражнения должны быть комфортны для выполнения по ограниченной площади и включать движения, воздействующие на крупные категории мышц, улучшающие многофункциональную деятельность всех органов и систем. Не имеет смысла ставить перед детьми сразу несколько сложных задач. Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая проблема может «отбить» интерес к физкультминутке.

5. Результативность.

Результативность выявлялась посредством наблюдения за общим самочувствием детей. Хочется отметить, что включение физкультминуток в процесс работы с детьми принесло свои результаты. Повысилась умственная работоспособность, снизился уровень эмоционального напряжения, мышечного напряжения, улучшилось произвольное внимание, память, состояние мелкой моторики, речевые навыки и др.

Информационные ресурсы:

https://psypedprofi.ru/

https://multiurok.ru/

https://nsportal.ru/

Ковалько В. И. «Азбука физкультминуток для дошкольников», Изд. «Вако», 2011

Публикации по теме:

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУФитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ Фитбол - гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ. Фитбол -гимнастика.

Фотоотчет «Прогулка в зимнее время года как средство укрепления здоровья детей»Фотоотчет «Прогулка в зимнее время года как средство укрепления здоровья детей» Прогулка в зимнее время года необходима детям. Цель прогулки: укрепление здоровья детей. Задачи: - Формировать стремление к здоровому.

Нестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возрастаНестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста Нестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста изготовленное в сотрудничестве.

Обобщенный инновационный педагогический опыт «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста» Диалогическая речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. 1. Актуальность.

Обобщенный педагогический опыт работы «Формирование восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания» «Формирование полноценного восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания детей третьего года жизни» Уважаемые.

Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» Сегодня я представляла свой опыт работы по теме:«Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»,.

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Педагогический опыт воспитателя по теме «Развитие детей с помощью театрализованных игр»Педагогический опыт воспитателя по теме «Развитие детей с помощью театрализованных игр» Педагогический опыт воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Котковой Светланы Геннадьевны по теме: "Развитие детей.

Советы музыкального руководителя для родителей «Музыка как средство укрепления здоровья детей во время самоизоляции» Все мы сейчас переживаем неспокойное и не совсем привычное для нас время. Как взрослым, так и детям пришлось столкнуться со многими вещами,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщенный педагогический опыт по теме «Физкультминутки как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 19 февраля 2024 в 12:26
+98Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщенный педагогический опыт по теме «Физкультминутки как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Халина (УИ 410105) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 29.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД