Любовь Захаркевич
Обобщенный опыт работы на тему «Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад – «Росинка»
Обобщенный опыт работы на тему:
«Краеведение как средство нравственно- патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Воспитателя – высшей квалификационной
категории: Захаркевич Л. В
Введение.
«Родина для человека – самое дорогое и священное,
без чего человек перестаёт быть личностью»
Публикация «Обобщенный опыт работы на тему „Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
В. А. Сухомлинский.
Последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания и гражданственности, приобретая все больше общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре своей малой Родины. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Актуальность проблемы :заключается в том любовь к Родине, чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно с самого раннего детства. Для дошкольника понимание Родины тесно связано с его ощущением родного края, в котором он родился, рос и мужал. Это мама и его близкие родственники, его друзья, его дом. Взрослея, ребенок расширяет не только свой кругозор, но и получает новые знания, впечатления. Постепенно он знакомится со своей улицей, детским садом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Дети узнают, что есть другие народности, языки, традиции, что люди могут выглядеть по- разному. Но у всех есть то, что их объединяет – малая Родина. В современном обществе мало кто знает, кто был его дед и прадед, откуда пошел его род, его корни. Утерянны многие народные и семейные традиции, предметы прошлого. А еще наши предки, с давних времен ценили свою историю и бережно передавали традиции от отца к сыну, от матери к дочери. В каждой семье были какие-либо предметы (книги, платки,украшенияи т. д, которые передавались из поколения к поколению. Актуальность патриотического воспитания связана и с переходом дошкольных учреждений на ФГОС. По ФГОС интегративные качества выпускника «Выпускник детского сада должен иметь первичные представления о себе, семье, обществе
(ближайшем социуме), государстве (стране, мире и природе.
Теоретическое обоснование. Теоретические основы патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируются на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций их развития у детей. Проблема воспитания любви к родному краю неоднократно поднималась ведущими педагогами и психологами. О его значении в развитии личности говорили: Н. Ф. Виноградова, Р. И. Жуковская, Н. К. Крупская, С. А. Козлова, В. А. Сухомлинский.
Василий Александрович Сухомлинский сказал: “Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу- школу воспитания добрых чувств. ”
Поэтому приоритетным направлением в своей работе я взяла патриотическое воспитание.
Поставила цель :
- «Формирование первичных представлений о своей семье и истории родного края».
Для достижения этой цели наметила задачи:
1. Формировать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это то место, где он родился, где прошло его детство, где живет его семья;
2. Расширять и пополнять знания об истории родного города, его символике, его традициях; достопримечательностях;
3. Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, к природе;
4. Активизировать сотрудничество с семьями воспитанников в патриотическом воспитании дошкольников;
5. Создать условия для формирования интереса к историческому прошлому своей Родины
Свою работу строю опирясь на принципы воспитания;
-от простого к сложному;
- учет возрастных особенностей детей;
- связь с другими социумами;
-задействование всех сфер жизнедеятельности детей;
-проявление творчества самих детей;
- принцип наглядности материала.
Патриотическое воспитание проходит через все образовательные области : социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие,физическое развитие. социально – коммуникативное. Для эффективности работы по теме я решила интегрировать патриотическое воспитание через все направления развития :
- познавательное развитие и речевое развитие – происходит пополнение и расширение активного словаря детей; знакомство с историей родного края
;с литературой по данной теме
- художественно- эстетическое развитие – главная роль принадлежит народному фольклору, именно в нем раскрывается вся красота, душевность, открытость и загадочность русской души, праздники, развлечения, а так же знакомство с русским прикладным искусством;
- физическое развитие – русские народные игры, способствуют сплочению детского коллектива, формируют взаимовыручку у детей; знакомят детей с народными играми;
-социально - коммуникативное - знакомство с жизнью и бытом наших предков, их традициями, обычаями, их взаимоотношениями.
Используемые методы работы:
• Целевые прогулки и экскурсии.
• Наблюдения (например, трудовой жизни людей, изменений в облике города и т. д.).
• Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
• Беседы о родном городе, об улице на которой находится детский сад.
• Разучивание песен и стихов о Родине, о родном городе, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
• Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура, деревянная и глиняная игрушка и т. п.).
• Обогащение и стимулирование детского творчества.
• Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
• Воспитание уважения к ветеранам войны и труда
Практическая часть.
Для реализации данной цели разработала перспективный план мероприятий по всем возрастным группам включающий экскурсии,беседы, образовательную деятельность. Разработала дидактическую игру «В русской избе»и оформила ряд других игры по данной теме.
Изучила литературу по патриотическому воспитанию и издания об истории родного края. Начала оформлять с помощью родителей мини – музей в группе. Свою работу я начала с проведения анкетирования среди родителей по данной теме т. к. работала на младшем возрасте. В соответствие возраста, дети могли знать только данные о себе, и своей семье. Результаты анкет показал, что сами родители практически ничего не знают об истории родного города, из достопримечательностей называют лишь вечный огонь и памятник маршалу – авиации А. А. Новикову. Современные родители заняты зарабатыванием денег, много дистантных семей, матерей – одиночек. Но и в полных семьях дети часто предоставлены самим себе. Общение с родителями заменил телевизор, нет преемственности поколений, уходят в никуда традиции бабушек.
Центральным звеном в максреде по знакомству с родным краем является краеведенье. Мероприятия, проводимые по краеведению воспитывают такие чувства, как привязанность, любовь к своей малой Родине побуждают у детей потребность, желание, и интерес получить, как можно больше информации о родном городе. Содержание работы построила по принципу от простого к сложному, от знакомого к неизвестному.
Проблема незнания своей истории существует, наверно у всех, но не все стараются это исправить. Работая с детьми, я традиционно знакомила детей со своим городом, страной, но все сводилось к минимуму, так как я сама не была заинтересована.
Патриотическое воспитание ребенка – сложный процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Свою работу по патриотическому воспитанию с детьми младшего возраста строила на эмоциональном отклике в душе ребенка, на доступном материале, который привлекает детей и вызывает у них интерес. Поэтому свою работу с детьми я начинаю с семьи, постепенно переходя от малого к большему — детский сад, родной город, страна. Собирая и рассматривая фотографии, слушая произведения художественной литературы, готовя подарки для членов семьи, участвуя в совместных с родителями мероприятиях, я формирую представления о семье как о группе людей, которые живут вместе, любят, заботятся друг о друге, учат понимать основы взаимоотношений с членами семьи, значение труда взрослых
С учетом возраста детей знакомила их с бытом наших предков через народные сказки, потешки. К. Д. Ушинский писал о роли сказок : «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Знакомила детей с народным костюмом – женским – сарафан, мужская рубаха. В музее детского сада мы познакомились с предметами быта - печкой, коромыслом,чугуном,прялкой, русской игрушкой – матрешкой.
Изготавливали вместе с детьми бусы для мамы,раскрашивали сарафаны, посуду для бабушки. В процессе рассматривания иллюстраций в книгах,фотографий дети узнавали знакомые места,своих близких, свой дом, улицы города. В группе с помощью родителей оформила мини- музей, где разместила старинные предметы быта – самовар, скалки,тряпичные куклы, чугунки,кружева, подзоры. Дети могли не только рассмотреть эти предметы, но и потрогать. Использовала предметно-развивающую среду детского сада,
Планировала свою работу по направлениям : «Семья и близкие», «Мой город», «Животные нашей страны». Проводила развлечения, где детей знакомила с народными и семейными традициями – наряжать елку к празднику, дарить близким подарки, печь кулич на Пасху.
Начатую работу продолжила дальше с детьми старшего возраста. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Расширила тематику направлений в работе: природа нашего края, семья, история своего города, своего края, народная игрушка, куклы обереги,народные праздники и традиции, народный костюм, ремесла родного края, Москва – архитектурный памятник, народные праздники земли нерехтской. Пополняла знания детей о своей семье «Любимое занятие семьи», «Мой дом, моя семья», «О происхождении фамилий», о своем городе и крае – «Мой древний город – Нерехта», «Визитная карточка города», «Кострома _- Родина Ивана Сусанина».
В своей работе применяла дидактические игры «История», «Славянская семья», «В русской избе», «Былинные герои», «Народные ремесла» и другие. Пополнился наш мини – музей и в группе новыми экспонатами – вышитые рушники, плетеная и глинянная посуда, народные игрушки - свистульки, матрешки, предметы быта – сундук, пяльце, гребенка др.
Появились книги о родном городе, стране – «Моя страна»О. Александрова,
«Город Нерехта старинный» В. Новак, «Как жили раньше на Руси»,
«Узоры крестьянского подворья», предметы символики - герб города, страны, российский флаг, фото президента нашей страны. Продолжила знакомство детей с русскими традициями -гостеприимство, чаепитие, вождение хоровода, взаимовыручки, традиции при постройке дома, выбора строительного материала. Посетили с детьми Нерехтский краеведческий музей - «Варварино подворье». Детей познакомили с терминами – красный угол, красна девица. Познакомились с предметами быта – рубель, каток, люлька, лампадка,сундук, с народными традициями при сборе урожая, отбеливание тканей, с особенностями народного костюма костромского края.
Патриотическое воспитание тесно связано с нравственными качествам человека, с его духовностью. Поэтому мы познакомились и с духовной жизнью нашего города - с историей храмов, это была экскурсия на автобусе, которая детям очень понравилось. Дошкольники узнали, что такое храм, церковь и какая из них самая старинная в нашем городе.
После экскурсий дети начали самостоятельно использовать в играх новые слова, термины, стали больше задавать вопросов о прошлом нашего города. И родители отметили, что дети стали спрашивать о своих бабушках, семейных традициях.
В прошлом году всю свою работу выполнила в виде проектной деятельности, оформлены проекты «Семья», «Ознакомление с родным городом», «Мини –музей в группе», «Профессии наших родителей»
Проводила развлечения «Народные игры», «Вечер загадок и отгадок», вместе с музыкальным руководителем праздники - «Масленица» ,
«Пасха» «Семмик», где дети пополняют свои знания о народных традициях, обычаях. .А так же государственные – «День матери», спортивный праздник, посвященный 23 февраля. .
Так же выступала на родительских собраниях по теме опыта, проводила консультации по вопросам патриотического воспитания, роли отца в воспитании детей.
Для родителей разработала анкеты и памятки по данной теме.
что помогала мне в дальнейшей работе.
В Пасхальные праздники дети нашей группы посетили Нерехтский краеведческий музей. Сотрудники музея познакомили дошкольников с народными традициями и играми в дни празднования Пасхи.
Продолжая традиции нашей группы – знакомиться с историей родного края, мы посетили «Школу ремесла».Дети узнали, что глина бывает разным цветом, что из нее можно делать не только игрушки, но и предметы быта – посуду.
В преддверие праздника, посвященного «Дню Победы». Дошкольники встречались с правнучкой ветераны Великой отечественной войны – она рассказала детям о подвиге своего прадедушке, показала ордена и медали, которыми он был награжден. Дети с интересом рассматривали награды и удивлялись, как много наград и как бережно их хранит. Они тоже начали рассказывать о своих стареньких бабушках и дедушках, но, к сожалению мало, кто из них оказались ветеранами.
Так же посетили Нерехтский краеведческий музей. Сотрудники музея познакомили дошкольников с жизнью нашего города во время войны. Они рассказала, что в школах были госпиталя, рассказали о героях земляках, о там как трудно пришлось жителям нашего города в военное время.
В своей работе применяю и современные средства – просмотр видео материалов,виртуальные путешествия по родным просторам нашей Родины.
Делюсь своим опытом с коллегами, выступаю на педагогических советах, знакомя их с историей, традициями края. так же опытом работы с родителями по краеведению
На протяжении всего времени родители воспитанников были и есть мои единомышленники. Именно они помогают пополнять мини-музей в группе, принося из дома предметы быта, подзоры своих бабушек и многое другое. Родители записывают впечатления своих детей, тем самым дети лучше запоминают предложенный им материал. Для родителей мы оформляем выставки из детских рисунков, фотоматериал об экскурсиях.
Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины – Москв,как архитектурный памятник,с гимном нашей страны, с президенским штандарто и, Андреевским флагом. А так же с ремеслами и народными праздниками земли нерехсткой.
Своим опытом делалась с коллегами, на методических объединениях, семинарах, педагогических советах, через консультации
Свою работу строю в тесном контакте с другими социумом. Неоценимо велика роль музея в приобщении детей к миру музейных ценностей
Заключение. В настоящее время на всех уровнях власти поднимается вопрос о воспитаниии у детей любви к родителям, а малой Родине, к своей стране с самого раннего детства. Планирую продолжать знакомство детей с историей своей малой родины, собрать материал и познакомить детей с народными ремеслами нашего края в прошлом и в наше время. Результатом моей работы является то, что у детей обогащены знания об истории, культуре и природе родного края. Сформирован интерес и потребность к посещению краеведческого музея. Дети узнали, что много интересного и полезного можно узнать посетив музей. Данные проведенной диагностики показывают, что уровень знаний детей о своей семье и историческом прошлом города повысился. Дети стали открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к близким, родной природе, проявляют уважение к ветеранам, людям-труженикам, проявляют желание узнавать историю родного края, любознательность.
У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление детей.
Планирую продолжать знакомство детей с историей своей малой родины, собрать материал и познакомить детей с народными ремеслами нашего края в прошлом и в наше время.
Чем мы можем гордиться так это своей историей. Мне хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.
Нашим детям есть чем гордиться, они не должны расти Иванами, не помнящими родства.
“…добро и зло, долг и предательство, правда и клевета определяются не модой на них… …есть живая жизнь, а в ней – мама, дочка, родной язык; город, в котором живешь… Научить это любить!” - К. Зурабова.