Байдагулова Улмекен Юриковна
Развитие мелкой моторики у детей в изобразительной деятельности (лепке)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учереждение «ЦРР –д/с № 113 г. Орска».
ДОКЛАД
Обобщение педагогического опыта работы на тему: «Развитие мелкой моторики у детей в изобразительной деятельности (лепке)».
Воспитателя:
первой квалификационной категории
Байдагуловой Улмекен Юрковны.
2021 г.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей в изобразительной деятельности (лепке)» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Лепка. Все материалы по лепке
- Мелкая моторика
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В жизни любого человека есть короткий, но чрезвычайно важный возрастной период, когда мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. Педагоги и психологи неслучайно его называют «нежный возраст». В этот период происходит развитие мелкой моторики детей.
Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук?
В прошлом веке знаменитая педагог-гуманист и философ Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что мелкая моторика влияет на развитие речи ребенка. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.
Учеными доказано, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи, мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно, ребенок имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логический рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в настоящее время внимание многих педагогов и психологов привлекает проблема сенсомоторного развития на занятиях лепкой, так как от него зависит речь ребенка, мелкая моторика, воображение, память, творческие способности.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Лепка наиболее полно отвечает возрастным особенностям детей дошкольного возраста, удовлетворяя их потребность в активной деятельности, дает возможность отражать свои мысли и чувства.
Для развития точной ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности, а особенно хорошо в этом помогает лепка из глины, пластилина, соленое тесто, заварное тесто, съедобное тесто, бумажная масса и песок и т. д. способствующая развитию тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений.
Ведущая педагогическая идея работы звучит так: «Детская поделка – это воплощение души маленького человека, его видения окружающего мира и еще одно, пусть небольшое достижение в жизни» Поэтому все занятия по лепке я провожу в игровой форме, использую музыку, художественное слово, физминутки, пальчиковую гимнастику, сенсорные эталоны.
Чтобы моя деятельность была успешной, я определила цель и наметила комплекс задач, решение которых позволило познакомить детей с основными приемами лепки, развивать ручную умелость, мелкую моторику.
Вся работа проходила в 3 этапа.
На первом этапе дети осваивали правильную постановку пальцев, приём Отщипывание- отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек, а затем отрывают его.
Сплющивание- сжимание куска с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющивается двумя пальцами- большим и указательным. Средний кусочек – придавливают с помощью ладошки и плоской поверхности.
Скатывание формирование больших или маленьких шариков при помощи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом.
Многообразие предметных форм требует применения различных приёмов лепки.
Вдавливание путем нажатия большого или указательного пальца на комочек делается небольшое углубление
Заострение- одним или двумя- тремя пальцами прижимают кусочек, со всех сторон, до получения острого конца.
Раскатывание- формирование из куска «колбасок» (фигур цилиндрической формы разных размеров) путем скатывания его движениями вперед-назад между прямыми ладонями или ладонью и столом.
Соединение-прижимание деталей поделки одна к другой, затем несильное придавливание их друг к другу и тщательное заглаживание места соединения.
Прищипывание большим и указательным пальцами оттягивается небольшой край и заостряется
Для большей выразительности работ использовали природный материал или другие вспомогательные предметы (бусинки, стразы, зубочистки, бисер). А самое главное, учились выполнять коллективные работы, действовать по словесному указанию воспитателя.
На третьем заключительном этапе дети учатся решать самостоятельно творческие задачи, самостоятельно выбирать рисунок для работы и формировать своё отношение к результатам своей же деятельности.
В своей работе я использовала традиционные методы и приемы: словесные (беседы, объяснения, художественное слово)
наглядные (демонстрация, презентация слайдов, показ образцов, схем, иллюстраций)
репродуктивные (получение детьми знаний и способов деятельности по образцу)
практические (конкретные трудовые задания и упражнения, моделирование, проблемно-поисковые (самостоятельный творческий подход к делу).
Я поставила перед собой цель: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности традиционные и не традиционные способы лепки.
Для решения этой цели были поставлены следующие задачи:
Задачи:
• Активизировать движения пальцев рук, проявлять эмоциональное
отношение к результату своей деятельности, формировать
положительные настрой на занятиях.
• Формировать зрительно-двигательную координацию и ловкость пальцев.
• Развивать память, внимание, творческое воображение, речь, познавательные процессы, фантазию.
• Обучать ловкости в обращении с различным материалом, тренировать мышцы рук у детей.
• Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.
В работе с детьми используются виды лепки :
лепка предметная, сюжетная и декоративная.
Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи, и может проводиться ка по заданию, так и по замыслу детей
Предметная лепка – это изображение отдельного предмета. Обычно проводится тогда, когда дети знакомятся с новым способом лепки, лепят новый предмет. Это может быть снеговик, неваляшка, разнообразные животные и человек.
Сюжетная лепка – это изображение нескольких предметов, связанных между собой. Обычно проводится тогда, когда дети уже умеют лепить отдельные предметы. Сюжетами могут быть: Дед Мороз и Снегурочка, дети играют в мяч, птицы клюют зерна и др.
Декоративная лепка – это лепка посуды и предметов декоративного искусства (свистульки, матрешки и др.). К декоративной лепке относят и создание рельсов, т. е. украшение плоской формы разнообразными объемными деталями
Другие виды лепки :
Комплексная – комбинируя разные способы лепки (создаем предмет, затем декорируем)
Модульная лепка – из большого количества одинаковых деталей (по типу мозаики, например: из шариков Лепка из пластин (прямоугольные, квадратные формы) – домики, шкатулки
Лепка по форме, используя прочные готовые формы: банки, коробки, бутылки, контейнеры (от киндера)
Пластилинография – нетрадиционная техника лепки = «рисование» пластилином на горизонтальной поверхности
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста.
2. У детей должен возникнуть стойкий интерес к лепке, как во время занятий, так и в свободное время.
3. Развитие фантазии, творческого воображения детей.
4. Воспитанники овладеют техническими приемами: скатывание, раскатывание, расплющивание, оттягивание.
5. Воспитанники должны рассказывать о последовательности выполнения своей работы, отвечая на вопросы педагога.
Я считаю, что, в воспитании ребенка нет и не может быть мелочей, и такая забавная и не серьезная, на первый взгляд, вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть немалую роль в том, чтобы малыши выросли всесторонне развитыми.
Чтобы скорректировать свою работу два раза в год провожу диагностику. Особое внимание уделяла оценке сформированности мелкой моторики, скоординированным движениям пальцев. В диагностическом исследовании я использовала: «Диагностика педагогического процесса» автор Верещагина Н. В. ; «Комплексная диагностика уровней освоения программы» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Г. С. Комаровой.
А для проверки усвоения детьми навыков работы использовала вот такую таблицу:
Ф. И ребенка
Технические навыки
Развитие мелкой моторики
Проявление творчества в декоре
Появление аккуратности и трудолюбия
размазывание,
сплющивание
раскатывание
надавливание
отщипывание
Выбор цвета
Она очень удобна и дает возможность проследить усвоение детьми навыков работы.
Результаты начальной и конечной диагностики показали, что уровень развития мелкой моторики, ручной умелости к концу года стал выше.
Анализируя результаты диагностики и проведенной работы,
можно сделать такие выводы:
- дети овладели теоретическими знаниями и практическими навыками;
-свободно пользуются инструментами и материалами необходимыми для работы с пластилином и т. д. ;
-овладели разными техническими приемами и способами лепки;
-самостоятельно могут изготовить картинки в технике пластилинография и украсить природными и декоративными материалами;
-дети стали более самостоятельными, усидчивыми, овладели навыками совместной работы;
-дети могут понятно объяснить практические приемы и способы работы, рассказывать о последовательности выполнения своей работы, отвечая на вопросы педагога.
В работе над темой мне помогала следующая литература:
Занятие по ИЗО Комаровой Т. С.
Доронова Т. Н «Я учусь рисовать». (Пособие для детей 4 -5 лет)
Кома
Кашникова Е. В «Оригинальные техники изобразительной деятельности». (Занятие с детьми 5 – 7 лет).
Лебедева Г. А, Тихомирова О. Ю «Пластилиновая картина».
Лыкова И. А. «Лепка из пластилина».
Новикова И. «Работа с нетрадиционными материалами в детском саду» 2015 г.
Швайко Г. С «Занятие по изобразительной деятельности в детском саду» https://nsportal.ru/sites/default/files/2012/3/avtomobil._doroga._peshehod_hromova.pptx.zip
https://nsportal.ru/sites/default/files/2012/3/sovety_svetoforchika.ppt
https://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?subject=16
https://www.kinder.ru/search.asp?id=4268
https://минобрнауки. рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/4962
https://www.dddgazeta.ru/
https://www.tvoyrebenok.ru/pdd.shtml