Гаврилова Оксана Владимировна
Обобщение педагогического опыта преподавания основ православной культуры в начальных классах
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение педагогического опыта
преподавания основ православной культуры в начальных классах
На курс «Основы православной культуры» отведен 1 час в неделю.
Публикация «Обобщение педагогического опыта преподавания основ православной культуры в начальных классах» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В нашей школе курс ОПК преподается во 2-3 классах как факультатив по учебникам Л. Л. Шевченко, в 4 классе ОРКСЭ по учебному плану по учебникам А. В. Кураева. И преимущества такого варианта для нас очевидны.
Во-первых, в начальной школе дети более открыты. С ними можно более откровенно говорить.
Во-вторых, учителя начальных классов — особый народ в учительской среде Только от любви учителя зависит, с каким багажом знаний и нравственных ценностей пойдет ребенок во взрослую жизнь.
Чтобы учить детей, нужен определенный багаж знаний, который мы получили на курсах повышения квалификации.
Понимая важность поддержки родителями курса ОПК, мы начали строить по-новому свою работу с родителями. Нужно было донести до каждого важность и необходимость введения курса. Перед началом преподавания данного курса были проведены разъяснительные беседы с родителями и детьми. Тем самым, родителями учеников были сделаны выводы о том, что преподавание ОПК в школе не противоречит Конституции и не ущемляет прав и свобод детей.
Над проблемой воспитания духовности через возрождение казачьих традиций учителя начальных классов работают несколько лет.
Цель работы: формировать у детей систему духовно-нравственных ценностей на основе изучения Основ православной культуры.
Задачи: создать такие условия для развития самостоятельной и творчески мыслящей личности, чтобы соблюдение нравственных форм стало внутренней потребностью учащихся, помогло в социализации и самоопределении в будущем.
«Дорогу осилит идущий» - это наш девиз, который нацеливает на постоянное движение вперед и ввысь. Наша задача, как учителей, вести детей по этому пути, не дать угаснуть огоньку интереса, любознательности, всемерно способствовать пробуждению в ребёнке ощущения себя гражданином Отечества. В этом нам помогает личностно-ориентированный подход к обучению.
Учитывая, что курс ОПК – новый для всех нас, мы пытаемся создать свой методический банк. В который вошли: разработки уроков, презентации изучаемых тем, детская библиотечка «Православная радуга».
На уроках учителя начальных классов применяют следующие приё мы:
- прочитай понятие, запиши в тетрадь и нарисуй рисунок
- напиши самые тёплые слова о сегодняшней теме
- отгадай загадку
- составь по иллюстрации рассказ
- закончи рассказ
- подумай и объедини понятия
-выучи наизусть стихотворение
Уроки проходят в форме путешествий, экскурсий, праздников, встреч со священнослужителями.
Учителями применяются различные методы занятий:
На некоторых из этих методов я хочу остановиться.
Наиболее удачный метод воздействия на ребёнка – нравоучительное чтение, благовествование. Одним из ключевых приёмов проповеди Господа Иисуса Христа являлась притча. Притча хорошо запоминается как маленькими, так и взрослыми.
Преподобный Серафим Саровский сказал: «Матушка, матушка! Не торопись научить детей-то по-французски и по-немецки, а приготовь душу-то их прежде, а прочее приложится потом». Поэтому наибольший акцент мы делаем на формирование нравственных и духовных качеств личности. На уроках мы много говорим о дружбе, о доброте, об отношениях между людьми.
Метод проекта наиболее востребован. Не случайно он часто является результатом урока. Что естественно, так как этот вид деятельности отвечает возрастным особенностям детей, стремлению участвовать в коллективно-творческих делах., сейчас мы работаем над проектом «Рождество в моей семье», следующий проект «Пасхальное яичко».
Вместе с родителями дети проводят свою исследовательскую работу «Вера в крови у казака», основная часть которой посвящена родословной семьи. Самое важное в этой работе, что воспитание начинается в семье. Крепка та семья, где почитаются родители, старшие, где помнят и уважают свои корни, где бережно хранятся традиции.
В качестве проверки знаний применяем тесты, кроссворды.
Самым трогательным моментом в уроке является диалог с собой: «Стал ли я лучше? Как я могу в жизни применить полученные знания?», «Что говорит моё сердечко?». Идёт размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ, то есть - рефлексия
Ярким продолжением занятий являются творческие домашние задания. Применяются различные виды домашних заданий:
- Напиши мини-сочинение
- Составь вопросы по изучаемой теме
- Составь кроссворд
- Сочини конец истории
- Подготовь сообщение
Для того чтобы повысить интерес к изучению ОПК, сделать урок ёмким, красочным, глубоким используются современные педагогические технологии и средства обучения: работа с интерактивной доской, с электронными пособиями.
ОПК в школе - это не только урок. Это жизнь интересная, насыщенная, творческая. Поскольку мы учителя начальных классов, у нас есть уникальная возможность интегрировать православие с другими учебными предметами: литературным чтением, трудовым обучением, изобразительным искусством
ОПК – это жизнь интересная и активная
ОПК – это жизнь творческая
Наши дети принимают участие в олимпиадах по ОПК.
Воспитанию души, состраданию, уважению к старшим способствует шефство над ветеранами войны, которым ребята оказывают помощь и участие в школьных акциях «Акция милосердия».
К новому предмету в Российской школе – опк, относятся неоднозначно. Много споров. Что? Как? Почему? Спорить можно много, но результат налицо. Интерес к предмету растёт, он способствует повышению духовно-нравственной культуры, сознательному участию в преумножении прекрасного в окружающем мире, формированию ценностных установок - добра, любви, справедливости, милосердия.
Участие в эксперименте по изучению курса ОПК, невозможно без глубокого самообразования.
Итак, впереди ещё так много добрых дел. В перспективе вижу:
1)Создание родительского клуба «Доброта сердец» : воспитание семейных ценностей
2) Проекты семьи (книжки – малютки, наша мастерская)
3) Проект подписка: детский журнал для семейного чтения «Православная радуга» или «Свечечка» в каждую семью)
Какие проблемы возникают у учителя, преподающего предмет «Основы православной культуры» (ОПК?
Во-первых, конечно проблемы, связанные с освоением нового предметного содержания: необходимости знания хотя бы азов православия, чтобы не искажать его сути; определенного понимания культуры; парадоксальностью учебника и т. п.
Во-вторых, проблемы использования основных идей ФГОС на неосвоенном образовательном поле: применение системно — деятельностного подхода, формирование универсальных учебных действий в курсе ОПК, выбор адекватных педагогических технологий, методик и т. д.
В-третьих, методологические проблемы, связанные с ответами на вопросы: Что является содержанием обучения и основным предметом освоения учебной дисциплины? Каковы истинные цели и задачи обучения, как решить эти задачи? Какова роль учителя и ученика на уроке?.
Ведение этого курса оказывает огромное влияние, как на детей, так и на учителей, как на личность. Ведь ни один предмет в школе не учит заботиться о своей душе, задумываться о своих поступках, работать над собой. Открывая мир православной культуры для детей, учителя в первую очередь открывают его для себя.