Анастасия Неклюдова
Обобщение педагогического опыта «Нетрадиционная техника рисования как одна из средств развития творческой личности»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение педагогического опыта по теме : «Нетрадиционная техника рисования как одна из средств развития творческой личности детей».
«… Детский рисунок, процесс творчества – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой». (В. А Сухомлинский)
Публикация «Обобщение педагогического опыта „Нетрадиционная техника рисования как одна из средств развития творческой личности“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого — изобразительная деятельность и она является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, учится овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Еще Аристотель отмечал: «Занятия рисованием и другими видами художественной деятельности способствуют разностороннему развитию ребенка, создают основу для полноценного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние». Поэтому так важно в процесс воспитания включать разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью, где каждый ребенок, может наиболее полно проявить себя.
Важность вопроса формирования реализации творческой деятельности дошкольников определена Законом «Об образовании в Российской Федерации», «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Всё это необычайно актуализирует поиск источников формирования познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности.
Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие – формирование художественно - творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях.
Таким образом, актуальность темы продиктована требованиями общества, предъявляемыми к личности человека, ребенка. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни.
Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными психическими функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением, но и с личностью в целом. Сам процесс рисования вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом.
В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Данный аспект находит отражение в формулировках ФГОС, предполагающих как «развитие продуктивной деятельности», так и «творчества» дошкольников.
Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности – это творчество. Известно, что детское творчество – явление уникальное. Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольном учреждении. Большое значение для формирования творческих способностей имеют продуктивные виды деятельности:
1. дает возможность для творчества.
2. формирует умение предвидеть будущий результат.
3. воспитывает самостоятельность.
4. развивает пространственно – образное мышление.
5. дает толчок обогащению речи.
6. улучшает координацию глаз – рука.
7. повышает уровень подготовки к школьному обучению.
Рисование – большая и серьёзная работа для ребёнка.
И я выбрала направлением в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник, как на занятиях по рисованию, так и в самостоятельной художественной деятельности. Один раз в неделю я веду кружок по рисованию «Волшебные пальчики». В своей работе я применяла различные техники нетрадиционного рисования (рисунки из ладошки, печать ластиком, оттиск печатками, набрызг, оттиск пробкой, печать по трафарету, гуашь + соль, рисование пальчиками, оттиск поролоном, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
"Ребенок в процессе собственной активности выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящей её цели, ищущий путь и способы ее достижения. Данный тип активности лежит в основе детского творчества в самом широком значении этого слова" Н. Н. Поддъяков
Основной педагогической идеей моей работы является развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционный техник рисования. Для реализации такого развития необходимы соответствующие условия, при которых дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования.
Новизна работы заключается в том, что развитие художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов рисования нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности. В своей работе я стараюсь использовать как можно больше разнообразных техник рисования для развития творчества в детских рисунках.
О нетрадиционных техниках рисования можно узнать из следующих источников:
1. Е. Н. Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”
2. А. А. Фатеева “Рисуем без кисточки”.
3. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко “Волшебные ладошки”, “Волшебные краски”.
4. Мэри Энн, Ф. Колль “Рисование красками”.
5. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин “Увлекательное рисование методом тычка”
6. А. М. Страунинг “Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности”.
7. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционные техники рисования в детском саду" Часть 1,2
Таким образом, рисование для ребёнка - радостный, вдохновенный труд, к которому, по моему мнению, не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать ребёнка, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.