Оксана Гамершмидт
Гармонизация детско-родительских отношений посредством активных форм взаимодействия
▼ Скачать + Заказать документы
Гармонизация детско-родительских отношений посредством активных форм взаимодействия
«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе».
В. А. Сухомлинский
I. Актуальность и новизна
Семья играет важнейшую роль в ребенка. Именно в ней формируются у детей нравственные качества, жизненные принципы, первичные навыки взаимодействия с социумом. Семья является посредником между личностью и обществом, транслирует от поколения к поколению фундаментальные ценности.
Публикация «Гармонизация детско-родительских отношений посредством активных форм взаимодействия» размещена в разделах
Родительскую функцию по воспитанию детей переоценить невозможно. Зачастую родителям не хватает знаний для воспитания гармонично развитой личности ребенка. В детско-родительских отношениях недостаточно понимания родителями формирования позитивных установок, развития сотрудничества, эмоционального общения с детьми дошкольного возраста. В семьях растет тенденция замены живого общения с ребенком телевизором, компьютером и другими гаджетами.
Часть семей все же проявляет заинтересованность в психолого-педагогически грамотном подходе в воспитании своих детей, для этого родителям нужны знания, средства, методики и техники, которые они могут доступно использовать, не имея педагогического образования. В современном мире с помощью интернетресурсов каждый человек может найти любую интересующую его информацию. В связи с этим не обязательно давать родителям глубокие знания по психологии и педагогике, но познакомить их с основными положениями, подходами в воспитании дошкольников, осуществлять с ними открытое взаимодействие просто необходимо. Проблемы детско-родительских отношений указывают на необходимость повышения психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах индивидуальных особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Исходя из вышесказанного, проблема укрепления детско-родительских отношений представляется чрезвычайно актуальной.
Актуальность поставленной проблемы послужила основанием для выбора темы по самообразованию: «Гармонизация детско-родительских отношений посредством активных форм взаимодействия с семьёй»
Цель: формирование навыков гармоничного, позитивного взаимодействия взрослого и ребёнка.
Для достижения цели определены следующие задачи:
1. Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей.
2. Формировать конструктивный стиль взаимодействия родителей с ребёнком.
3. Содействовать укреплению детско-родительских отношений.
Новизна опыта заключается в том, что систематизированный специально подобранный материал соответствует современной модели дошкольной образовательной системы - совместное с семьёй воспитание детей в условиях ДОО, обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка и гармоничных отношений с ним взрослых.
II. Теоретическое обоснование
Изучение психолого-педагогической литературы привело к выводу, что на протяжении всего развития психологической науки и практики проблема детско-родительских отношений и их влияния на развитие ребенка привлекает внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей (К. Роджерс, Д. Винникотт, М. Кляйн, А. С. Спиваковская, А. И. Захаров, А. Я. Варга, В. В. Столин, А. Е. Личко и др.).
Ученые неоднократно отмечали противоречивый характер детско-родительских отношений : с одной стороны, главной характеристикой родительского отношения к ребенку является любовь, а с другой – присутствует требовательность и контроль родителей. Чтобы выйти из обозначенного противоречия, необходима «определенная «родительская компетентность», включающая семейные ценности, установки и ожидания родителей, родительскую позицию и родительские отношения, родительские чувства и меру ответственности, стиль семейного воспитания» [3].
В качестве теоретических основ использована психологическая теория индивидуализации, разработанная в трудах психологов С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и теория игрового обучения Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина. Характер детско-родительских отношений является одним из основных факторов, способствующих успешной социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста
Учитывая современные тенденции модернизации системы дошкольного образования, опираясь на ФГОС ДО, взаимодействие с родителями дошкольников наполнено особым содержанием, направленно на установление доверительных отношений, изучение семьи и повышение психолого-педагогической компетентности родителей. Одним из основных направлений гармонизации детско-родительских отношений является совместно-практическая детско-родительская деятельность. Более активно стало развиваться направление, использующее групповые формы работы с родителями и семейное консультирование.
III. Система работы
Моя работа по гармонизации детско-родительских отношений проводится по следующим направлениям:
1) психологическая диагностика;
2) психопрофилактика и психологическое просвещение;
3) психологическое консультирование;
4) коррекционно-развивающая работа.
В рамках первого направления проводится с согласия родителей диагностика детско-родительских отношений как с детьми (тест-опросник «Незаконченные предложения», «Лесенка», рисуночные тесты «Моя семья» и «Кактус», тест «Человечки на дереве» и др., так и с родителями (опросники «Стиль семейного воспитания», «Степень заботы», «Родительские установки» и т. д.). Мной проводится анкетирование родителей: «Готов ли ваш ребёнок к поступлению в детский сад», «Итоги адаптации», «Готов ли ваш ребёнок к школьному обучению», «Кризис трёх лет», «Компьютерные игры и мой ребёнок» и др. По некоторым темам анкеты разработаны мной. Также проводится диагностика уровня развития психических процессов детей по запросу родителей.
Диагностическая работа помогает мне понять проблемы, существующие в детско-родительских отношениях и наметить пути решения и реализации по их устранению. Чтобы отследить эффективность проделанной работы, проводится повторная диагностика по тем же методикам.
Второе направление является основным в моей профессиональной деятельности и играет главную роль в решении данной проблемы.
Психопрофилактика и психологическое просвещение осуществляются мной, в первую очередь, путём организации активных форм взаимодействия с семьями воспитанников. Так, мною были проведены встречи клуба заинтересованных родителей «Ранняя профилактика игровой компьютерной зависимости» (родители средних, старших и подготовительных групп, «Кризис трёх лет» (родители 1-х младших групп, «Пластилинотерапия как форма совместного досуга родителей и детей» (родители и дети подготовительных групп). Организованы выступления на родительских собраниях в подготовительных группах на темы «Психологическая готовность к школе», «Кризис семи лет или на пороге школы», в старших группах – «Возрастные особенности детей 5-6 лет», в средних группах – «Возрастные особенности детей 4-5 лет», во 2-х младших «Особенности поведения детей 3-4 лет», в 1-х младших группах – «Возрастные особенности детей 2-3 лет».
При реализации активных форм взаимодействия с родителями мною были использованы следующие методы: разбор кейсов, деловые и коммуникативные игры, элементы тренинга, пластилинотерапия, арт-терапия, лекции с элементами диалога, театрализация, сказкотерапия, релаксация и др.
Также организуется стендовая информация в группах и в уголке педагога-психолога в виде консультаций на актуальные для родителей темы, например, «Индивидуальные особенности детей», «Родительские директивы», «Как воспитать настоящего мужчину?», «Воспитание девочки», «Адаптация к детскому саду», «Психологическая готовность к школе» и др. Часть просветительского материала в форме статей и рекомендаций публикуется на сайте ДОУ в разделе «Советуют специалисты – страничка педагога-психолога» и на других психолого-педагогических сайтах. Разработаны памятки для родителей «Возрастные особенности детей 5-6 лет», «Профилактика игровой компьютерной зависимости», «Развитие памяти у детей», «Как справиться с истерикой» и др.
В рамках работы по третьему направлению по индивидуальному запросу родителей мною проводились консультации на различные темы: «Возрастные особенности ребёнка», «Кризис трёх лет», «Результаты диагностики уровня развития психических процессов», «Агрессивный ребёнок», «Возрастные страхи», «Не могу сказать «нет» ребёнку» и др. Итогом психологического консультирования становятся варианты прогнозов развития и рекомендации, изложенные в понятной для родителей форме с описанием практических и коммуникативных действий, которые направлены на решение проблемы или снижение ее интенсивности.
Четвёртое направление моей деятельности в рамках проблемы детско-родительских отношений осуществляется следующим образом: по запросу родителей мною проводится диагностика уровня развития психических процессов у детей, исходя из результатов диагностики выстраивается коррекционно-развивающая работа с ребёнком, которая строится в тесном взаимодействии с родителями, мною разрабатываются рекомендации и составляются коррекционно-развивающие задания, которые ребёнок выполняет дома под контролем родителей.
Также мною проводятся открытые коррекционно-развивающие занятия с детьми, на которых родители могут познакомиться с методами и приёмами данной работы.
Моя коррекционно-развивающая деятельность реализуется и в работе с детьми, зачисленными на ПМПк. Для каждого такого ребёнка составляется индивидуальный маршрут развития, который предполагает тесное сотрудничество с семьёй.
Разумеется, любая работа в ДОО будет эффективна только при взаимодействии всех участников педагогического процесса, и деятельность по гармонизации детско-родительских отношений не является исключением. Для успешного сотрудничества с педагогами мною был составлен перспективный план работы, определяющий формы работ по данной проблеме. С педагогическим коллективом детского сада мною были подготовлены и проведены следующие мероприятия: выступление на совещании при заведующей: консультация «Этика общения, поведения и взаимодействие участников педагогического процесса»; выступление на педагогическом совете: Консультация для воспитателей «Психологические аспекты взаимодействия педагога с семьёй», круглый стол на тему «Как распознать жестокое обращение с ребёнком в семье», семинар-практикум «Бесконфликтное общение».
IV. Результативность
При проведении повторной диагностики выявилось, что значительно снизились следующие негативные установки: семейная конфликтность у родителей, раздражительность, излишняя строгость, авторитарный стиль воспитания, стремление к доминированию, повысился уровень психолого-педагогической осведомленности до 92% родителей, с которыми проводилась работа, что на 25% выше, чем при первичном обследовании. Ни у одного родителя не выявлен низкий уровень. Это свидетельствует о том, что в формировании психолого-педагогических знаний у родителей по гармонизации детско-родительских отношений активные формы взаимодействия с семьёй являются достаточно эффективными. Также следует отметить, что на ноябрь 2019 года количество обратившихся родителей за индивидуальной консультативной помощью увеличилось на 28% в сравнении с аналогичным периодом прошлого учебного года, что говорит о том, что организованная мной деятельность по укреплению детско-родительских отношений вызывает интерес и доверие со стороны семей воспитанников.