Елена Нуждина
Из педагогического опыта «Влияние нетрадиционных техник рисования на художественно-творческое развитие дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение педагогического опыта на тему :
«Влияние нетрадиционных техник рисования
на художественно-творческое развитие дошкольников»
воспитателя: Нуждиной Елены Ивановны
Образование: средне специальное; педагогический стаж : - 30 лет,
в МДОБУ «Оброчинский детский сад - 15 лет.
Публикация «Из педагогического опыта „Влияние нетрадиционных техник рисования на художественно-творческое развитие дошкольников“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
В этот мир ребенок приходит маленьким несмышленышем, не способным еще видеть и замечать всю красоту, все удивительное вокруг себя. И нам дана возможность помочь ребёнку увидеть как можно больше удивительного и прекрасного в мире изобразительного искусства, раскрыть маленькие секреты рисования, используя весь богатый жизненный и профессиональный опыт.
Делясь своими знаниями с детьми на занятиях и в повседневной жизни, стараюсь научить их замечать прекрасное в самых простых вещах и воплощать это в своих рисунках.
Приобщая детей к искусству, выбрала направление в своей работе на тему: «Влияние нетрадиционных техник рисования на художественно – творческое развитие детей»
Использование нетрадиционных техник на занятиях изобразительной деятельностью способствует решению творческих задач. Очень способствуют эти занятия и для духовного развития детей. Работа с необычными материалами дает возможность им ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности, дает ребенку свободу и вселяет уверенность в своих силах, что в конечном результате помогает общему психическому и личностному развитию.
Актуальность опыта.
Так, как основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, то перед системой дошкольного образования встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.
Изобразительная деятельность - одно из самых доступных средств самовыражения ребёнка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, у ребё нка активизируются все психические процессы: память, внимание, восприятие. А также мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге. Такие занятия не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте. Современные дети активно осваивают виртуальный мир. Но в то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным. Несомненно, основы развивающейся личности закладываются в детстве и становится тревожно от того, что общество в будущем может получить бездуховное поколение. Поэтому сегодня эстетическое развитие выходит на первый план, есть необходимость в пересмотре его идей, поиске новых подходов, позволяющих выстраивать процесс эстетического развития в соответствии с интересами ребенка, его потребностями, способностями, мотивами деятельности.
Проведенные мной занятия с использованием нетрадиционных техник рисования с детьми наглядно продемонстрировали атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развитие инициативы, самостоятельности, создания эмоционально положительного настроя к творческой деятельности.
Для творческого развития детей и систематизации знаний поставила перед собой следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности разных техник рисования для детей дошкольного возраста;
2. Продолжать знакомить детей с новыми техниками рисования;
3. Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
4. Побуждать воспитанников самостоятельно применять новые техники рисования (печатание, рисование пальчиками, монотипия, тиснение, тычкование и т. д.);
5. Содействовать знакомству родителей с разнообразными техниками рисования, стимулировать их совместное творчество с детьми.
Основная идея опыта.
Педагогическая идея данного опыта : формирование у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствование их интеллектуальных и творческих способностей с помощью нетрадиционных техник рисования.
Теоретическая база опыта.
В самом начале работы над опытом, я ознакомилась и изучила методическую литературу классиков педагогики, педагогов – практиков. Я согласна с их мнением, что изобразительная деятельность способствует разностороннему развитию ребёнка. Во время изобразительной деятельности развиваются руки, ребёнок учится активно показывать в своих первых детских работах своё отношение к предметам и явлениям. А как точно во всём многообразии красок он познаёт окружающий мир.
Вот как дает определение детского творчества Е. А. Флё рина: «Детское изобразительное творчество мы понимаем, как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому». Дальнейшие исследования детского творчества только подтверждают это определение.
Л. С. Выготский отмечал, что изобразительная деятельность - самый первый, самый доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда. Умелое и тактичное руководство изобразительной деятельностью помогут развить способности ребенка.
Очень интересен опыт современных педагогов. В своей работе широко использую методику и мастер - классы Ирины Александровны Лыковой. В своих книгах она очень подробно, интересно и доступно представляет опыт работы с дошкольниками.
Проблеме художественно – творческого развития дошкольников в настоящее время уделяется особое внимание со стороны таких учёных, как Т. С. Комарова, Р. Г. Казакова, которые подчеркивают необходимость формирования у детей навыков рисования и целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования.
Большое количество исследований проведенных в последние годы свидетельствует об актуальности проблемы организации детского творчества в детском саду, о значимости нетрадиционных техник рисования дошкольников для развития их художественно - творческих способностей.
Новизна опыта.
Можно утверждать, что нетрадиционные техники рисования имеют инновационный характер. Ведь на занятиях используются различные самодельные инструменты, природные и бросовые материалы. Использование хорошо знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов вызывает у детей радость и множество положительных эмоций.
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования реализуется в следующих направлениях:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетному;
- от изображения простых видов нетрадиционной техники к более сложным;
- от использования готового оборудования, к оборудованиям, которые необходимо самим изготовить;
- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов.
Технология опыта.
Когда ребенок получит первоначальный опыт рисования в нетрадиционных техниках и преодолеет страх перед неудачей, то в дальнейшем от работы будет получать только положительные эмоции и удовольствие, и это даст ему возможность перехода к овладению новых техник рисования.
В работе с детьми использую такие нетрадиционные техники, как:
«Рисование пальчиками»
«Рисование зубной щеткой»
«Рисование (оттиск) пузырьковой пленкой»
«Кляксография»
«Монотипия»
«Рисование листьями деревьев»
«Рисование ватными палочками»
«Рисование спонжем (косметическим)»
«Рисование мыльной пеной»
«Рисование нитками» (ниткография)
«Рисование по мокрой бумаге»
«Оттиск поролоном»
«Рисование методом тычка»
Каждая из этих техник – это своеобразная игра, в которой дети учатся сопереживать, помогать сказочному персонажу, где испытывают радость, получают положительные эмоции. Учатся размышлять, придумывать, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.
Результативность опыта.
Наблюдая за детьми в процессе творчества, увидела, что дети стали создавать своими руками маленькие шедевры, познавая радости и разочарования, разгадывая что – то неведомое, а ведь это так важно для обучения и развития творческой личности.
Развитие дошкольника во всех его видах творческой деятельности под влиянием нетрадиционных техник рисования считаю результатом своей работы. Важно и то, что сохраненные навыки помогут детям совершенствовать в будущем свои потенциальные возможности.
Подводя итог работы, убеждаюсь, что у детей возрос интерес к рисованию с использованием нетрадиционных техник. Они стали более впечатлительны, открыты, эмоционально раскрепощены. Взгляд на окружающий мир стал более творческим, эстетически направленным. Дети видят необычное в самых простых вещах: будь это снежинка или капелька росы, сосулька или сухой листик и т. д. Это видно и по рисункам детей. Они стали содержательнее, интереснее, богаче. Дети самостоятельно выбирают средства изображения, продумывают замысел, а в помощь обязательно музыкальное сопровождение. В итоге получаются настоящие шедевры, которые кажутся произведениями искусства. А главное – дети стали более уверенными в себе, преодолев боязнь при виде чистого листа бумаги.
В процесс творчества включены и родители, что подтверждено участием в различных творческих конкурсах совместного творчества с детьми.
Использованные источники:
1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду- М. : Сфера, 2011.
2. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М. : ТЦ Сфера, 2009г.
3. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М. : Сфера, 2010.
4. Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 2007.
5. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки».
6. Страунинг А. М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. - Обнинск, 2006.
7. Педагогический опыт, опубликованный в журнале «Дошкольное воспитание».