Элла Альбертовна Чухонцева
Использование здоровье сберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование здоровье сберегающих технологий
на музыкальных занятиях в ДОУ»
Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.
Сохранить здоровье ребенка – главная задача, стоящая перед всем персоналом детского сада.
Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка.
Публикация «Использование здоровье сберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
Это заключение и послужило толчком для создания опыта работы, соединяющей традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями.
Целью музыкально-оздоровительного воспитания в дошкольном учреждении является: укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование потребности в здоровом образе жизни.
В результате работы над данной проблемой была создана система музыкально-оздоровительной работы, объединяющая традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями. В рамках системы этой работы разработаны формы организации музыкально-оздоровительных мероприятий.
Новизна: На музыкальных занятиях возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья.
Доступность: Система музыкально-оздоровительной работы может быть использована в образовательном процессе дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.
Результативность: Повышение показателей физического развития и развития дыхательной системы детей. Улучшение двигательных навыков и качеств; совершенствование вокальных навыков и умений.
Основа данного опыта базируется на программах и методических пособиях по музыкальному воспитанию:
«Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, «Праздник каждый день» И. Каплуновой, «Музыкальное воспитание в детском саду» М. Зацепиной, «Музыкальное воспитание дошкольников» О. Радыновой, Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Тютюнниковой,технологии Е. Железновой «Ритмика для малышей», «Пальчиковые игры», «Игры для здоровья», Т. Лобановой «Развивающие игры, как здоровьесберегающая основа», В. В. Емельянов «Фонопедическое развитие голосового аппарата», Е. А. Алябьева «Коррекционные занятия», А. П. Зарина «Музыка и движения в коррекционной работе».
С XIX века пошло распространение музыкотерапии в Европе. Исследования современных ученых подтверждают, что произведения П. И. Чайковского снимают нервное напряжение; музыка В. А. Моцарта и Ж. Бизе повышает общий тонус; фортепианная музыка Ф. Шопена, органная музыка И. С. Баха стимулирует творческое мышление.
Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последние годы становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ.
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление в музыкальном воспитании дошкольников. Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование здоровьесберегающих технологий.
Цель проводимой работы: обеспечить каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Эта работа ставит перед собой и оздоровительные задачи :
1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
3. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать защитные свойства, активизировать устойчивость к заболеваниям.
Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
Результатами этой работы являются:
1. Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка
2. Снижение уровня заболеваемости
3. Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей
4. Повышение уровня речевого развития
5. Стабильность физической и умственной работоспособности.
Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей у нас в ДОУ созданы все необходимые условия. Музыкальный и физкультурный зал, спортивная площадка, музыкальные уголки в группах оснащены соответствующим оборудованием для проведения музыкально-оздоровительной работы и отвечают гигиеническим требованиям.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование разнообразных здоровьесберегающих технологий. Среди которых валеологические распевки, зрительная, дыхательная, артикуляционная гимнастики, оздоровительные и фонопедические упражнения, игровой массаж, пальчиковые и речевые игры, логоритмика, музыкотерапия. На некоторых технологиях я хотела бы остановиться подробнее.
ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕСЕНКИ – отличное начало любого музыкального занятия. Доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению. Это несложные, добрые тексты.
Распевки сопровождаются самомассажем, биологически активных зон лица и шеи, ритмичными движениями, звучащими жестами.
Используются валеологические песенки, как в начале занятия, так и вместо физминутки. Несложные тексты и мелодия, позитивно влияют на настрой детей, улучшают эмоциональный климат на занятии.
Одним из важных видов оздоровительной работы с детьми, является ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА, которая предполагает выполнение движений глазами в различных направлениях.
Каждый человек должен понимать, что зрение важно оберегать и сохранять.
Для этого существует гимнастика для глаз. Но дети с гораздо большей охотой делают ее, когда гимнастика связана со стихотворным ритмом. Чтобы дети могли проявить свою активность, рекомендуем все занятия с ними проводить в игровой форме.
Кроме профилактической пользы, зрительная гимнастика имеет и обучающее значение. Выполнение зрительных упражнений с двигательными играми, обучает дошкольников ориентировке в пространстве.
Кроме этого, проведение зрительной гимнастики способствует обогащению словаря, развитию грамматических компонентов языка и связной речи.
Проводя в начале учебного года мониторинг, я всегда отмечаю для себя детей, имеющих речевые нарушения и часто болеющих. Ведь ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще. Поэтому в своей работе я уделяю особое внимание дыхательной гимнастике.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Способствует укреплению здоровья детей; помогает восстановлению нормального физиологическое дыхание через нос; формирует правильное речевое дыхание; тренирует силу вдоха и выдоха у детей;
Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы.
Медиками доказано, что дыхательная гимнастика оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, способствует восстановлению центральной нервной системы, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
Основные задачи дыхательных упражнений:
1. Укреплять физиологическое дыхание детей;
2. Тренировать силу вдоха и выдоха;
3. Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох);
4. Развивать продолжительный вдох.
Работа над дыханием предваряет пение песен. В игровой форме, с помощью несложных упражнений, я учу детей дышать правильно.
Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоровительное и даже лечебное воздействие.
В работе с дошкольниками я использую несложные упражнения А. Н. Стрельниковой, разработавшей известную методику дыхательной гимнастики для оздоровления. Принципы этой методики – короткий и резкий вдох носом в сочетании с движением и пассивный выдох.
При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённые
правила:
• Вдох – громкий, короткий, активный (просто шумно на всю комнату шмыгать носом, как бы нюхая).
• Выдох – абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот (кому как удобно). О выдохе думать запрещено. Воздух должен сам уходить после каждого вдоха.
• Каждое упражнение должно разучиваться детьми до автоматизма.
При разучивании песен на музыкальных занятиях, мне часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии речевого аппарата. В наших силах помочь каждому ребенку справиться с этими трудностями при помощи специальных упражнений артикуляционной гимнастики.
Артикуляционные упражнения позволяют осуществлять развитие артикуляционной моторики:
- обучение детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому;
- выработку контроля над положением рта.
В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Артикуляционная гимнастика направлена на выработку качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовку к правильному произнесению фонем. Она способствует тренировке движений, необходимых для правильного произношения звуков, слогов, целых слов.
Упражнения проводятся совместно с логопедом детского сада перед зеркалом, с использованием игрушки «Ротик». При этом важно соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Регулярное использование артикуляционных упражнений улучшает качество речи детей и, соответственно, качество пения.
Артикуляционная гимнастика Е. Косиновой, Т. Куликовской, В. Цвынтарного способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентирования в пространстве, учат имитации движений животных.
Задачи артикуляционной гимнастики во время занятий музыкой:
• развитие певческих способностей детей;
• формирование артикуляции различных звуков;
• закрепление артикуляционных укладов этих звуков в слогах, словах, фразах;
• совершенствование дикции детей посредством тренировки подвижности и точности движений языка и губ;
• развитие музыкальной памяти, внимания, чувства ритма;
• совершенствование пространственного ориентирования в координатах: вправо-влево, вверх-вниз, в сторону, вперёд-назад.
В процессе выполнения артикуляционных упражнений я обязательно слежу за точностью выполняемых ребёнком движений, темпом выполнения, симметричностью по отношению к правой и левой стороне лица и, самое главное, за сохранением положительного эмоционального настроя у каждого ребёнка.
Мониторинг, проводимый в конце учебного года, позволяет наблюдать положительную динамику речевого развития детей. Дети стали лучше говорить, с удовольствием читают стихи, исполняют роли в детских праздниках.
• Оздоровительные и фонопедические упражнения.
Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга.
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ
Это – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма – являются характерными и для речи.
Таким образом, использование речевых игр во время занятий музыкой позволяет детям с самого раннего возраста овладеть всем комплексом выразительных средств музыки.
В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства.
Речевые упражнения имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми, а поддержка текста музицированием или движением, способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению.
Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращают её в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий, актёрский потенциал.
Еще один интересный элемент музыкально-оздоровительной работы в нашем детском саду – игро - ритмические упражнения. Это специальные упражнения для согласования движений с музыкой, я использую их на музыкальных занятиях.
Подобные упражнения способствуют развитию воображения, музыкально-творческих способностей ребенка, формированию процесса восприятия и включению в работу обоих полушарий мозга, снимает мышечную закрепощенность, улучшает физическое самочувствие, повышает общительность детей.
В своей работе я использую элементы ИГРОВОГО МАССАЖА.
Почему нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком? Почему всем – и взрослым, и детям – нравится массаж? Все дело в том, что массируя определенные точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу, легким, печени, желудку и другим органам. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека. Ребенок может легко научиться этому в игре.
Цель – научить детей посредством правильного выполнения игрового массажа, воздействуя на биологически активные точки тела, благотворно влиять на внутренние органы.
На музыкальных занятиях игровой массаж проводится под музыку – слова пропеваются (или же используется ритмодекламация, или же музыка звучит просто фоном.
Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной повышает защитные свойства всего организма. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ занимают важное место на музыкальных занятиях. Мы знаем, что существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Кончики пальцев - есть второй головной мозг.
В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни. Работа пальцев рук действительно бесконечно разнообразна и важна для каждого человека. Пальцами мы трогаем, берем, поглаживаем, зажимаем.
В свои занятия я включаю упражнения по тренировке движений пальцев, которые наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Пальчиковые игры на музыкальных занятиях я провожу чаще всего под музыку в виде попевок, песенок, которые сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового театра. Особое место в моей работе с воспитанниками младшего возраста занимают знакомые детям сказки «Рукавичка», «Теремок», «Колобок» и другие, адаптированные для показа движениями рук и чаще всего имеющие стихотворную форму.
Пальчиковые игры развивают мелкую моторику пальцев рук детей с помощью различных игр; развивает речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка; расширяет словарный запас и координацию движений.
Я использую в своей работе пальчиковые игры Е. Железновой, О. Узоровой, которые проводятся под музыку. Тексты для этих игр должны быть довольно-таки простыми - русские народные песенки, потешки, считалки, короткие стихотворения.
Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму, рисованию, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ – одна из форм творческой работы с детьми не только в работе логопеда и воспитателя, но и в музыкальном воспитании.
Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика – являются характерными и для речи.
Работая в этом направлении, я опираюсь на методику К. Орфа. Речевые игры, сопровождающиеся движениями, звучащими жестами (хлопками, щелчками, шлепками и др., звуками детских музыкальных инструментов, прекрасно развивает чувство ритма. Жестикуляция, пластика, мимика в речевых играх побуждают детей импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал.
Я использую речевые игры на занятиях со старшими дошкольниками. По методике К. Орфа в течение учебного года был проведен цикл тематических занятий «Звуки вокруг нас».
ЛОГОРИТМИКА
Логоритмические упражнения направлены на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь — движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.
Практика показала, что регулярное включение в музыкальное занятие элементов логоритмики способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.
РИТМОПЛАСТИКА
Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями.
Танцы мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение.
На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ - одно из перспективных направлений оздоровительной работы в ДОУ. Музыкальное развитие ребенка в аспекте здоровьесбережения своей эффективностью уже давно не вызывает сомнений. Музыка с древнейших времен использовалась врачевателями для лечения и оздоровления пациентов. А в настоящее время её лечебный эффект доказан научно. Ученые даже создали в официальной медицине целое направление – музыкотерапию. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.
Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов М. Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности, физически взбодрить. Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы.
Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце, а вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.
Например, музыка В. А. Моцарта считается многопрофильной: её прописывают при усталости, головной боли, депрессии и даже при простуде. Этот феномен, ещё до конца не объясненный, назвали «эффект Моцарта».
Психогимнастические упражнения я также использую на своих занятиях : в начале занятия – чтобы помочь детям настроиться на рабочий лад (в зависимости от их настроения); в конце занятия – на релаксацию, чтобы дети успокоились перед уходом в группу; в процессе игр – драматизаций- чтобы помочь детям войти в тот или иной образ.
Это позволяет почувствовать свою значимость и теплое отношение к себе окружающих, создать атмосферу эмоционального комфорта.
Использование приемов оздоровления и валеологического воспитания на каждом музыкальном занятии позволяет в непроизвольной форме, на высоком эмоциональном подъеме формировать у детей мотивацию здорового образа жизни.
В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня.
Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием классической и специальной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы. Особое внимание мы уделяем музыкально-рефлекторному пробуждению детей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей. Услышав звучание привычной музыки, малышам легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы несложных упражнений, не поднимая малышей с кровати.
Использование в работе по музыкальному воспитанию здоровьесберегающих технологий дало свои результаты. Проведенный в конце учебного года мониторинг показал хорошую динамику музыкального развития дошкольников. Дети стали реже болеть, меньше пропускать занятия и, соответственно, лучше усвоили материал программы. Процент детей, показавший высокий уровень музыкального и творческого развития (по результатам итогового мониторинга) значительно вырос.
Использование здоровьесберегающих технологий не только на занятиях в ДОУ, но и в семейном воспитании помогает более эффективно развивать музыкальные способности дошкольников, сохранять и укреплять их здоровье. В помощь родителям оформляются папки-передвижки, содержащие артикуляционные, пальчиковые, речевые игры и другой материал, который можно использовать дома.
Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача ДОУ. Организация в детском саду музыкально-оздоровительной работы с использованием современных методов здоровьесбережения обеспечивает более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, помогает в комплексе решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Музыкально – оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление, и цель её определяется выявлением и развитием музыкальных и творческих способностей, а также формированием привычки к здоровому образу жизни. И, конечно же, успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателей, инструктора по физической культуре.
Результатом данной работы является то, что дети приобретают углублённые знания, навыки, дети постигают элементарные нравственно – эстетические нормы традиционной народной культуры. У детей стимулируется познавательная деятельность, творческая активность, совершенствуются музыкальные способности.
Какими мы, педагоги и родители, хотим видеть своих детей? Здоровыми и умными. Послушными и успешными. Хорошо развиты физически… Список можно продолжать до бесконечности, и мы готовы прикладывать титанические усилия для его претворения в жизнь. Мы, педагоги, создаём и внедряем новые программы и технологии, развиваем, закаляем, водим детей на всевозможные мероприятия, на сайтах и конференциях обсуждаем достигнутые успехи…
Главное – за всем этим не забыть: прежде всего, дети должны расти счастливыми! Только счастливый ребёнок может быть здоров физически и душевно, гармонично развиваться, в полной мере раскрывая свои возможности.