Любовь Русын
Рисование, аппликация, лепка — ключ к развитию творческих способностей детей 5–6 лет. Ч.3 (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Методы нетрадиционных техник рисования :
1. «Монотипия»
Технология рисования. Лист бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать сюжет.
2. «Печатание листьями»
Темочки:
- Аппликации. Методические разработки
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Бросовый материал. Лепка
- Лепка. ВСЕ материалы
- Лепка. Конспекты
- Лепка. Методические разработки
- Опыт работы, практика
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Технология рисования. Лист дерева покрывается красками, затем прикладывается к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Сверху лист дерева прикрыть чистой бумагой, прогладить ладонью. Снять бумагу и лист. Отпечаток готов.
3. «Рисование нитками».
Технология рисования. Разрезать нить на отрезки длиной 7 –10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.
4. «Печатание бумагой».
Технология рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны. Кусок плотной бумаги смять в небольшой комок, опустить в краску. Этим комком бумаги нанести краску на альбомный лист.
5. «Рисование мыльной пеной».
Технология рисования. Взбить пену, набрать ее губкой. Отжать пену с губки в краску, перемешать. Контур рисунка наметить простым карандашом (предметы должны быть относительно крупными). Выложить пену кистью на изображенные предметы. После того как рисунок высохнет, лишнюю пену сдуть.
6. "Рисование с помощью соли»
Технология рисования. Акварелью нарисовать рисунок. На влажный рисунок насыпать крупную соль. Соль насыпается на всю поверхность листа. После высыхания краски соль стряхивается.
7. «Рисование методом напыления (набрызг)»
Технология рисования. На одном листе бумаги нарисовать контур предмета и аккуратно вырезать его. Силуэт предмета отложить в сторону. Наложить лист бумаги, из которого был вырезан контур, на другой цельный лист, скрепить их. Зубную щетку с краской держат на небольшом расстоянии от листа бумаги. Взять палочку и проводить ею по ворсу движением на себя. Краска напыляется на бумагу мелкими капельками. Когда она высохнет, снять верхний лист.
8. «Рисование кляксами»
Технология рисования. Акварельную краску развести водой и накапать ее в одну точку на лист бумаги. Взять трубочку и подуть через нее в центр кляксы, раздувая ее в разные стороны.
9. «Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами»
Техника рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны и налить в блюдца. Ладонь с широко расставленными пальцами опустить в краску и оставить отпечаток на чистом листе.
10. «Рисование по кругу»
Техника рисования. В рисовании принимают участие не менее трех человек. Под громко звучащую музыку каждый из детей начинает рисовать на свободную тему. При тихом звучании дети заканчивают рисование. В тот период времени, когда музыка смолкает, каждый ребенок передает свой рисунок соседу, сидящему справа от него. Как только музыка зазвучит снова, дети продолжают рисовать, но уже на листе товарища. Рисование продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не получит свой рисунок обратно.
11. Рисование вдвоем.
Техника рисования. Берется большой лист бумаги, чтобы удобно было рисовать вдвоем. Дети выбирают тему или сюжет рисунка, материалы для рисования. Один ребенок рисует одну часть рисунка (например, половину вазы,а другой ребенок вторую часть рисунка (вторую половину вазы). В результате рисунок должен получиться единым. Дети должны научиться договариваться между собой.
12.«Рисование методом тычка (поролоновый тычок)»
Техника рисования. На чистом листе рисуется контур, какого – либо предмета. Гуашевую краску развести водой до консистенции густой сметаны и налить в блюдца. Поролоновый тычок при рисовании следует держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения, при этом должна получиться большая «пушистая» точка.
13.«Оттиск поролоном»
Техника рисования. Вырезать контуры на поролоне. Гуашевую краску развести водой до густой жидкой сметаны и налить в блюдца. Прижать поролон к блюдцу с краской и наносить оттиск на бумагу.
14. «Пуантилизм» (ватная палочка или тонким концом кисти)
Техника рисования. Сделать предварительный рисунок. Начинать наносить точки с самого яркого и чистого цвета. Каждый следующий цвет должен быть чуть темнее предыдущего. Между точками необходимо оставлять просветы для нанесения следующего цвета, а не заполнять его сразу весь.
15. Рисование жесткой кистью (щетина).
Техника рисования. Нарисовать карандашом или фломастером контур рисунка. Затем жесткой кистью набираем гуашь разведенную до густоты сметаны (опускаем вертикально в гуашь). Лишнюю краску промакиваем на салфетке. Наносим краску на контур вертикальными движениями, оставляя след от кисти. Получается эффект " пушистой шерстки".
16. Рисование по - сырому.
Техника рисования. Влажной от воды (немного отжатой) губкой промакиваем всю поверхность бумаги. Затем рисуем изображение гуашью, акварельными красками, мелками, пастелью. Получается эффект размытого, прозачного рисунка.
17. Печать винной и пенопластовой пробкой.
Техника рисования. Налить на тонкий поролон в миске немного краски. Опустить пробку в поролон. Затем нанести отпечаток на бумагу.
18. Рисование цветными и белыми мелками.
Техника рисования. Рисуем мелками изображение на белом или цветном листе бумаги. Затем с помощью лака для волос закрепляем рисунок (чтобы не рассыпался).
Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу «зла» и «добра». На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.
Все дети любят рисовать
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Цветы, деревья, луг и сказки
Всё нарисуют, были бы краски.
И лист бумаги на столе
И мир в семье и на Земле!
Это очень просто, дети,
Все нарисовать на свете.
Нам понадобится с вами
Карандаш и лист бумаги.
Аппликация (лат. applicatio - прикладывание) – один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Эта техника, основанная на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, особенно подходит для занятий с детьми дошкольного возраста, так как их деятельность в этот период носит предметный характер, то есть, основана на активном взаимодействии с различными предметами.
Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности. В создании поделок в интегрировании с нетрадиционными техниками бумаги и другими материалами доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился.
1. Мозаика из яичной скорлупы.
Скорлупки от отварных яиц дети разламывают на мелкие части и откладывают в ёмкость. Затем, на какой-либо участок подготовленного рисунка наносят клей и посыпают скорлупками. После того, как скорлупки приклеились их можно раскрасить.
2. Мозаика из крупы (рис, пшено, греча, макароны и др.) – можно использовать сразу несколько видов круп.
На участки рисунка наносится клей, затем посыпается крупой, так чтобы не оставалось пустот между крупинками. После того, как крупа приклеилась, её раскрашивают.
3. Мозаика из салфеток.
Из салфеток разного цвета подготовить шарики. Катать шарики нужно между ладонями или пальцами с некоторым усилием. Затем, на участки рисунка наносится клей и приклеиваются подготовленные шарики.
4. Аппликация из резанных шерстяных нитей.
Для данной работы понадобятся старые шерстяные вещи, которые дети мелко нарезают и откладывают в ёмкости по цветам. Затем, на участки подготовленного изображения наносится клей и приклеивается нарезанная шерсть.
Основные задачи обучения аппликации следующие :
• различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб);
• знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания;
• знать величины и количество: большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм;
• развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм; строить изображение в зависимости от формы листа - на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге;
• составлять изображение предмета из отдельных частей; располагать предметы в сюжетной аппликации;
• развивать воображение, творческие способности детей;
• развивать художественный вкус.
В работе с детьми выбор для аппликации очень широк.
Мы используем пуговицы, спички, высушенный мох, ягоды, бумагу, пенопласт, крышечки от бутылок, кусочки цветных стаканчиков от йогурта, пластилин, фольгу, специи, вырезки из журналов и газет, пряжу и многое другое.
Аппликация способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.
Используя в своей работе нетрадиционные техники аппликации, мы усиливаем интерес ребёнка к данной деятельности.
Моя работа направлена на полноценное развитие детей, на развитие их творческих способностей.
Ребенок открыт всему миру. Известно, что ребенок усваивает огромный объем информации.
«От пятилетнего возраста до меня один шаг, а от новорожденного до пяти огромное расстояние», - писал Лев Николаевич Толстой.
Путь дошкольника - очень ответственный. Он трудный и радостный, где много разных встреч и открытий. Ребенок реагирует на впечатления от конкретного события, действия человека.
Поэтому нам надо помнить - все, что происходит в непосредственном окружении малыша, преобразуется в его душе.
Лепка.
Значение лепки для развития ребенка огромно. Это искусство детей очень живое, непосредственное, с реалистическим или экспрессивным отношением к действительности.
Искусство это очень осязаемо. Лепные фигурки как настоящие. Их можно трогать, рассматривать со всех сторон, быстро изменять по своему желанию. Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции. С ними можно играть и показывать спектакли. А лепные картинки или интерьерные поделки очень украсят любое помещение. Все, что видит и о чем мечтает ребенок, может воплотиться в лепных образах. Так рождается особый мир – маленький, игрушечный, но как настоящий.
Лепка – один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности.
«…В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Эта азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей - все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».
Техника лепки – самая безыскусная, но при этом самая развивающая. В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий.
Лепка – это не только забавные игрушки и радость совместного общения, это и:
- координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;
- разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса);
- возможность создания объемных поделок;
- умение планировать работу и доводить ее до конца;
- богатое воображение.
В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат.
ПЛАСТИЛИН
Услышав слово «пластилин», сразу же представляем, что предстоит лепить. Дети очень любят лепить из пластилина - это красочный, яркий пластичный материал для лепки.
Создавая работы из пластилина, дети самостоятельно решают не только задачи по созданию объёма, но и задачи, связанные с выбором цвета.
Пластилин прекрасно смешивается и получается большое разнообразие оттенков.
ТЕСТО
Техника работы с солёным тестом несложна. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени.
Оконченное произведение можно раскрасить, добавляя в краски клей ПВА. Тогда высохшая краска держится прочно, не смазывается, не растирается.
СНЕГ
Зимой во время прогулок материалом для создания лепных скульптур может быть снег. Лепка из снега - очень интересное и увлекательное занятие.
Но обязательным условием для этого материала является достаточная влажность. Сначала с помощью воспитателя, а затем самостоятельно дети создают на участке снежные ансамбли с лепными животными, фигурами людей, строят горки, крепость.
ПЕСОК
Любимое занятие детворы на прогулке летом - игры с песком. Лепить из песка можно как отдельные постройки, так и целые города. Пользоваться для создания объёмных фигур различными формочками, ведёрками, лопатками.
Как и для снега, так и для песка обязательное условие - достаточная влажность.
Дети с большим удовольствием лепят из песка и обыгрывают свои постройки, будь то дорога для машины или торт для кукол. И не так уж важно, что может быть испачкана одежда, ведь это вполне устранимо, а вот полученные умения и навыки, эстетическое удовлетворение от сделанного стоят неизмеримо дороже.
Всем родителям приятно, когда их ребёнок делает что-то своими руками. И не важно, что штуковина получается немножко кривая и кособокая, главное, что малыш сам это сделал.
Родители – наши партнёры.
Очень важно приобщать родителей к совместной творческой деятельности, поэтому мы объявили конкурс совместных рисунков с детьми по теме «Весна» с использованием нетрадиционных техник рисования.
Работая вместе со взрослыми над изготовлением рисунков малыши закрепляют понятие цвета (тучки синие, солнце жёлтое, травка зелёная, знакомятся с качеством бумаги (толщина, поверхность, закрепляют определённые художественные навыки.
В родительский уголок вывешивается информация с использованием стишков, игр и потешек для привлечения детей к различным видам художественной деятельности.
Заключение.
В силу возрастных особенностей малыши легко перевоплощаются, активно общаются и быстро включаются в игру, увлекаясь придуманным образом, действием.
Поэтому любой вид творческой работы я подкрепляю другими видами художественной деятельности: словом, жестом, игровой ситуацией.
При манипулировании с различными материалами у детей возникают ассоциации: «похожа на змею», «как мячик» и т. д.
Стараюсь натолкнуть детей на поиск связи образов с картинками из окружающего мира.
Изобразительная деятельность при условии руководства ею со стороны взрослых (педагогов, родителей) имеет неоценимое значение для всестороннего развития дошкольников.
Большое внимание я уделяю развитию самостоятельности, предоставляю детям широкие возможности для выражения собственных замыслов и отражению личного опыта.
Формирование детского творчества не возможно без развития эстетического восприятия, образных представлений, воображения. В основе этого лежит формирование сенсорных процессов и постоянное обогащение сенсорного опыта детей.
Необходимым условием формирования художественного творчества является интеграция различного содержания воспитательно-образовательной деятельности, в основе которого лежит познание действительности. Образ является стержнем всей воспитательной работы, построенной на основе интеграции. Одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и формирования художественных способностей приоритетное внимание к специфическим детским деятельностям: игре, изобразительной, художественно-речевой, театрализованной, конструктивной, музыкальной, которые при условии их оптимальной организации могут обеспечить всестороннее развитие ребенка, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить его жизнь интересным содержанием.
Для успешной работы с детьми я подбираю творческий подход к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а также к организации занятий детьми, к использованию разнообразных методов и приемов работы, особенно игровых.
Создавая в ДОУ художественно-эстетическую среду, я всегда привлекаю детей к активному участию в оформлении помещения: вместе с педагогами украшаем зал для проведения праздников, досугов, создаем элементы декораций, рисуем рисунки к предстоящему празднику и т. д.
Таким образом, включение в педагогический процесс разнообразных игр, игровых приемов или игровых ситуаций, максимально способствует созданию личностно значимой для ребенка мотивации обучения, усвоению знаний, овладению навыками и умениями, развитию творчества.