Гульназ Карпеня
Обобщение опыта «Взаимодействие с семьей по вопросам физического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие с семьей по вопросам физического воспитания
1. С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста. Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, и от того, какой пример (положительный или отрицательный) они подают своим поведением. Главным образом это члены семьи дошкольника. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь следует формировать у родителей.
Публикация «Обобщение опыта „Взаимодействие с семьей по вопросам физического воспитания“» размещена в разделах
Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно гармоничное развитие ребенка. Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и образовательном учреждении позволяют повышать сопротивляемость детского организма внешним неблагоприятным воздействиям, содействовать оздоровлению ослабленных от рождения детей, а так же укреплять внутрисемейные отношения.
В центре работы по полноценному физическому развитию детей находятся семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребенка. И если полноценное развитие ребенка со стороны семьи лежит только на родителях и том, как они это видят, то для педагогов ДОУ есть своя «Библия» - ФГОС ДО где для нас, педагогов – дошкольников, все уже написано.
2. Во ФГОС ДО задачи образовательной области «Физическое развитие» включают:
— приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
— формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
— овладение подвижными играми с правилами;
— становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
— становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Таким образом, в Стандарте прослеживается два направления образовательной работы по физическому развитию дошкольников:
1) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
2) физическая культура, развитие физических качеств.
3. в 2018/ 19 учебном году в первой младшей группе 30 воспитанников в возрасте 2 – 3 лет. Из них 15 мальчиков и 15 девочек. Все семьи полные. В процессе работы в сентябре и октябре дети показали разный уровень физического развития. Большинство детей с интересом занимаются физической культурой, только 3 человека из группы имеют очень низкий тонус и крайне слабую активность. Из чего можно сделать предварительный вывод о том, что подавляющее большинство родителей занимаются физическим воспитанием своих детей.
Нами, воспитателями группы, в сентябре и начале октября было проведено анкетирование родителей на тему «Физическое воспитание в семье», целью которого было выявить уровень знаний родителей по вопросам воспитания здорового ребенка в семье и «Анкета для родителей часто болеющих детей» с целью выявления доступных методов оздоровления, которые родители готовы поддержать в домашних условиях. По результатам анкетирования нами было выявлено несколько проблемных моментов:
Недостаточно активная позиция родителей в вопросах досуговой занятости детей;
Низкий уровень компетентности в вопросах физического воспитания и здоровья;
Отсутствие интереса к жизнедеятельности детского сада.
В октябре было проведено родительское собрание по теме «Физическая культура и семья», целью которого было расширить знания родителей о формах и средствах физического воспитания дошкольников; раскрыть необходимость семейного физического воспитания в семье.
4. Поскольку и семья и детский сад занимаются одним важным делом, то можно вспомнить, что еще в «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивалось: «Семья и детский сад связаны формой преемственности с учетом принципа взаимопроникновения двух социальных институтов. Важнейшим условием преемственности является установление контакта между семьей и детским садом».
Нельзя добиться хороших результатов в решении задач физического воспитания и развития детей, если они не решаются совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско-взрослое сообщество, для которого характерно содействие друг другу.
Для успешного разрешения проблем выявленных при анкетировании мы ставим перед собой следующие задачи:
Сформировать активную родительскую позицию в вопросах физического воспитания детей, показать необходимость активной досуговой занятости;
Повысить компетентность родителей в вопросах физического воспитания и здоровья детей ;
Вовлечь родителей в активное участие в жизнедеятельности детского сада.
5. К основным методическим условиям взаимодействия ДОУ и семьи, обеспечивающим результативность деятельности по физическому воспитанию ребенка, относятся:
— систематический обмен информацией об особенностях физического развития ребенка, его успехах или неудачах;
— совместная деятельность воспитателей и родителей по организации физкультурно-оздоровительной работы;
— обсуждение документов, отражающих планирование процесса физического развития в ДОУ (план работы с родителями по физическому воспитанию для каждой возрастной группы на текущий учебный год, программа развития ДОУ, образовательная программа);
— создание условий для продуктивного взаимодействия и общения детей, родителей и воспитателей (выбор места, времени, материала, оборудования);
—привлечение родителей (родительского комитета) к совместному с коллективом ДОУ принятию управленческих решений по совершенствованию процесса физического воспитания.
Совместная работа с семьей по физическому воспитанию осуществляется с учетом основных положений, определяющих её содержание, организацию и методику. Единство, достигается в том случае, если цели и задачу воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего пребывания ребенка в ДОУ. Индивидуальный подход к каждому ребенку и семье на основе учета их интересов и способностей. Взаимное доверие и взаимопомощь воспитателей и родителей.
Один из факторов, способствующий реализации этих положений, — создание информационного пространства по физическому воспитанию для родителей в ДОУ. Для определения пробелов в знаниях родителей воспитанников необходимо использовать метод анкетирования, что позволяет наиболее глубоко изучить интересующие родителей вопросы по организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, а также понять, какие темы и в какой форме необходимо раскрыть родителям в учебном году. Исходя из этого:
- поместить необходимую информацию в родительских уголках, папках-передвижках; ширмы
- организовать проведение консультаций по различным вопросам физического воспитания ребенка на основе результатов его деятельности в условиях ДОУ и по конкретным заявкам родителей на темы: «Спрашивали — отвечаем», «Возможности семьи в решении вопросов физического воспитания дошкольников», «Занимаемся вместе» и т. д. ;
- проводить круглые столы с участием педагога-психолога, старшей медсестры, инструктора по физкультуре, а также родителей с опытом семейного воспитания на темы : «Развитие выносливости детей», «Занятия спортом в жизни ребенка» и др.
Благодаря такой работе родители регулярно узнают новую информацию в сфере физического воспитания и оздоровления детей.
Важную роль в совместном решении вопросов физического воспитания играют родительские собрания, на которых раскрываются направления работы ДОУ по физическому воспитанию и оздоровлению детей на новый учебный год, обсуждается совместный план работы с родителями. Собрания в группах воспитатели проводят в форме деловой игры, тренингов, где родители занимаются разбором проблемных ситуаций, решением кроссвордов.
Сегодня в каждой семье есть телевизор, интернет, поэтому дело не в количестве информации, предлагаемой родителям, а в степени ее новизны, актуальности и неординарности подачи. Поэтому необходимо обратить внимание не только на разработку содержания сообщения, подготовку необходимого оборудования и материалов, но и на аргументированность и доказательность положений, умение считаться с позицией другого человека, конструктивно использовать возникающие во время общения проблемные ситуации и спорные мнения.
Одна из форм взаимодействия по физическому воспитанию детей и родителей в ДОУ — совместные физкультурные развлечения и праздники. Чаще всего на таких праздниках («Папа, мама, я - спортивная семья», зимний, летний, спортивные праздники и др.) ведущая роль принадлежит инструктору по физкультуре и воспитателям. Они готовят сценарий, оформление, атрибуты, а родители и дети участвуют в развлечении. Необходимо вовлекать родителей в подготовку праздников, где они будут играть сказочных героев, помогать в оформлении физкультурного зала, бассейна или участка на улице, подготовке элементов костюмов для детей. Эти формы взаимодействия мы ставим себе в задачи на будущее
Так же, на будущее необходимо запланировать дни открытых дверей для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на спортивной. Родители, занимающие активную жизненную позицию, с удовольствием откликнутся на предложения об участии в конкурсах и соревнованиях.
Работа ДОУ с семьей по физическому воспитанию способствует :
— приобретению родителями теоретических и практических знаний в решении вопросов физического воспитания;
— повышению эффективности работы ДОУ по физическому воспитанию;
— обеспечению преемственности методов и приемов воспитания детей в семье и ДОУ.