Оксана Мкртичян
Обобщение опыта работы «Народный фольклор в эстетическом воспитании дошкольников»
«Народный фольклор в эстетическом воспитании дошкольников»
Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально, и одна из его функций – функция воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере. Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка: здесь и простота, и завершенность формы, обобщенность образа. Именно поэтому народное искусство близко восприятию ребенка, понятно ему.
Публикация «Обобщение опыта работы „Народный фольклор в эстетическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Фольклор является действенным средством воспитания национального характера мышления, эстетического самосознания. На волне возрождения интереса к фольклору среди различных социальных слоев населения остаются без надлежащего внимания школа и дошкольные учреждения, призванные воспитывать подрастающее поколение. Овладение родной речью должно происходить одновременно с обучением родному музыкальному языку. Творческая природа фольклора велика : для каждого, даже самого маленького, ребенка она дает творческий стимул к его развитию. Младенческие колыбельные песни («Баю-баю-баю», пестушки и потешки («Ладушки») – это своеобразный клад народной педагогики, нашедшей доступные для младенцев слова и поэтические образы.
«Особенностями детской психики определяется выбор поэтических образов. Поэтические произведения, многие столетия передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобрели содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики», - отмечает М. Н. Мельников.
Интересно отметить, что целый пласт песен имеет четко выраженную воспитательную направленность. Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, песни-игры готовят ребенка к жизни. Традиции русского народа, его историческое прошлое, элементы крестьянского труда, национально-психологические черты находят отражение в детских песнях. Многие игры, забавы – это как бы шуточное подражание трудовому процессу взрослых («А мы просо сеяли»).
Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их исполнение, включение элементов игры, танца, декламации, красочные костюмы делают их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста, начиная с самых маленьких. Эти традиции народного исполнительства диктуют комплексный подход к процессу обучения.
Обучение детей фольклору, на наш взгляд, должно происходить на основе синтеза основных художественных форм художественной деятельности: музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда.
Особое многообразие красок произведений народной художественной культуры, яркий музыкальный язык фольклорных напевов, контрастность в характеристике сказочных героев, борьба добра и зла дают нам основание предположить целесообразность использования фольклорного материала в процессе эстетического воспитания детей. Ведь глазу дошкольника еще только предстоит постепенно научиться восприятию тонких оттенков цветов и различению линий пространственных форм, а уху – превратиться в «музыкальное ухо». В начальной же стадии эстетического развития его органы правомерно требуют более ярких, контрастных изображений и звучаний, а также предметного восприятия; формирование эстетических чувств, требует нравственно здоровой пищи для души.
Так как фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в эстетическом воспитании подрастающего поколения, эта тема стала для меня значимой в моей работе.
Полное содержание опыта моей работы вы можете изучить в прикрепленном мною файле.