Папки-передвижки

Развитие связной разговорной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Ольга Дивина
Развитие связной разговорной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ручеек»

Обобщение опыта работы

Тема: «Развитие связной разговорной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

воспитатель МБДОУ «Ручеек"

Дивина Ольга Евгеньевна

г. Черногорск 2021г.

Актуальность

Публикация «Развитие связной разговорной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности» размещена в разделах

В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т. к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

В современном дошкольном образовании связная речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как с развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.

Проблема развития речи является одной из актуальных, потому что

связная речь является одной из самых сложных форм обучения дошкольников.

• от уровня развития связной речи зависит

- умение общаться с людьми,

- общее интеллектуальное развитие,

- интеллигентность и культура человека.

Речь не дается человеку от рождения. Навык говорения приобретается человеком, и особенно интенсивно этот процесс проходит в дошкольном детстве. Безусловно, развитие связной речи начинается в семье. Часто на консультациях родители спрашивают: «С какого возраста нужно начинать работать над связной речью ребенка?» Разумеется, с самого рождения. Это очень удивляет родителей, ведь крохотные дети не умеют говорить. Конечно, но они нас прекрасно слышат и чувствуют. Поэтому с первых дней жизни детей родителям нужно научиться озвучивать свои действия, которые происходят в присутствии малыша, и делать это не сюсюкая, а правильно, четко, эмоционально. Как можно раньше вводить в общение с малышом народные потешки, частушки, которые несут в себе колоссальный заряд теплых эмоций и любви.

Научная обоснованность

Мною была изучена литература Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна К. Д. Ушинского и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной разговорной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания.

Для своей работы я изучила труды великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского. Без его нововведений, свежих взглядов на процесс образования и методику воспитания, крупных трудов, как мне кажется, современная педагогика не получила бы столь глубокого и заметного развития.

К. Д. Ушинский – деятель эпохи, вобравший в себя лучшие качества – это человек чести, долга, любви, добра. Он был очень эрудирован и образован. Без его значительных преобразований процесс обучения не достиг бы таких высот, которые легли в основу современной педагогики. Без его идей и трудов методика образования не получила бы обширного развития.

Практическая значимость

«Учите ребенка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» сказал К. Д. Ушинский.

Целью моей работы является создание педагогических условий, для развития связной разговорной речи детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Для решения данной цели я поставила перед собой следующие задачи:

Создать условия для:

1. Накопления словарного запаса, обогащения речи смысловым содержанием.

2. Освоения грамматического строя речи в процессе развития связной диалогической и монологической речи

3. Развития восприятия и произносительной стороны речи: произношение гласных и простых согласных звуков.

Свою работу я начала с проведения анкетирования родителей на тему

развитие связной разговорной речи детей. Из анкетирования родителей я узнала, что многие хотят решать такую проблему посредством игровой деятельности. И поэтому решение этой проблемы лучше всего будет реализовать через игровую деятельность.

Далее изучила методическую литературу подобрала вопросы и задания на активизацию речевой деятельности.

Мною была проведена педагогическая диагностика (наблюдения, беседы) детей третьей средней группы в образовательной области «Речевое развитие». Результаты педагогической диагностики позволили мне определить главную цель работы и решить поставленные задачи.

Для систематической и последовательной работы с детьми разработала перспективный план, который включает в себя подбор различных игр и упражнений на развитие слуха, звукоподражания, формирования речи, пальчиковая, артикуляционная, дыхательная гимнастики.

Свою работу я проводила в непосредственно образовательной деятельности, на прогулке, в режимных моментах в вечерние часы, в самостоятельной деятельности.

Игры на развитие детского словотворчества (разработала картотеки речевых игр, упражнений на дыхание, пальчиковые гимнастики, артикуляционные упражнения).

Свою работу с детьми начала с младшего дошкольного возраста. Учила детей драматизации (импровизации, инсценировки, использовали кукольный театр.

В содержание занятий я включила:

1. Разговор с самим собой. Например, ребёнок находится недалеко от меня, манипулирует с игрушками или просто задумчиво сидит, я начинаю говорить вслух о том, что видит, слышит, думает, чувствует. Говорить нужно медленно (но, не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями — доступными восприятию ребёнка. Например: "Где чашка?", "Я вижу чашку", "Чашка на столе", "В чашке молоко", "Таня пьет молоко" и т. п.

2. Параллельный разговор. Этот прием отличается от предыдущего тем, что я с детьми описываем все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», и я как бы подсказываю ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

3. Описание игрушки. Дети описывали данную игрушку. «Кто это?», «Каким он цветом?» «Что на нем одето?» и т. д. (кукла, медведь, собака, матрешка или это был любой другой предоставленный герой на занятии)

4. Подвижные игры (проговаривались речевки из игр)

5. Большое место в моей работе занимало чтение художественной литературы, в процессе которого дети отвечали на поставленные мной вопросы.

6. Использовала приемы подбора синонимов к характеристикам героев сказок (зайчик в сказке «Заюшкина избушка» - трусишка, маленький, жалкий, косой, серенький, слабый; лиса - хитрая, обманщица, плутовка, злющая; петух - храбрый, удалец, голосистый, отдельных предметов (в той же сказке избушка лубяная - деревянная, из досок, бревен, теплая, прочная, не растает; ледяная - холодная, не прочная, снежная, для зимы, прозрачная, быстро растает весной).)

7. На не посредственно образовательной деятельности часто использовались дидактические игры.

8. На прогулках проводилась беседа с детьми, отмечали состояние погоды, наблюдали и все проговаривалось. Также проговаривали речевки в подвижных играх таких как «Вороной конь» и др.

9. Театрализованные игры (разыгрывали сказки по ролям)

10. Я использовала различные гимнастики, в которых дети так же проговаривали четверостишье.

11. Кукольный театр.

12. Сюжетно – ролевые игры.

Мною были разработаны картотеки речевых игр, упражнений на дыхание, пальчиковые, артикуляционные гимнастики.

В своей работе использую расширение речевой среды за счёт целенаправленных педагогических воздействий, которые оказывают эффективное влияние на развитие речи детей, и, прежде всего, с помощью игровой деятельности.

Предметно пространственную среду в группе расположила так, чтобы малыши могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, в любое время, чтобы с его помощью ребёнок легко включался в игровую ситуацию.

В своей работе для развития активной речи детей использую следующие методы и приёмы:

Игровые:

· Использование элементов подвижной игры

· Сюрпризные моменты

· Имитационные движения с элементами звукоподражания

· Обыгрывание текста

Наглядные:

· Использование иллюстраций к текстам

· Ритмическое сочетание текста с движениями (потешки, стихотворения)

· Использование игрушек, персонажей кукольного театра

Словесные:

· Повторение речевого материала

· Вопросы

· Чтение произведений со звукоподражаниями

· Договаривание слов, фраз

·Поощрение

Впоследствии игровая деятельность применялась на практике. На занятиях дети с удовольствием работали.

Дети развивали и обогащали свою речь через дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно - ролевые игры, кукольный театр, беседы, наблюдения на прогулке, различные гимнастики.

Вместе с детьми мы рассматривали иллюстрации к сказкам и пересказывали действия происходящие в ней.

Вместе с детьми были разучены подвижные игры, различные гимнастики. Что позволило закрепить знания, а также помогло развить память, речь и внимание. Это вызвало положительные эмоции у детей.

Также для родителей были предоставлены консультации по связной разговорной речи: «Как развивать речь ребенка на прогулке», «Связная речь. Рекомендации для родителей», «Игры и упражнения для развития речи детей», «Развитие речи посредством дидактических игр», «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи», «Роль сказки в развитии связной речи ребенка»

Детям очень нравится играть в разные игры. Они вызывают у детей положительные и эмоциональные эмоции.

В работе по игровой деятельности – важно чтобы первые ощущения были навеяны положительными и эмоциональными эмоциями, которые помогут в дальнейшей работе по развитию связной разговорной речи у детей дошкольного возраста.

Результативность

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию связной разговорной речи детей средствами игровой деятельности ребята научились с легкостью рассказывать сказки по иллюстрациям.

Научились работать с дидактическими играми.

Дети понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, с удовольствием вступают в речевые контакты с взрослыми и сверстниками.

С детьми было проведено много упражнений, занятий, гимнастик по развитию связной разговорной речи, детям было очень интересно.

Экспериментальная часть работы показала, что дети младшего дошкольного возраста способны создать высказывание повествовательного типа в ходе специального обучения на основе использования картинок, сказок, разных игр и упражнений.

Дети стараются подбирать точные, доступные для окружающих слова и фразы, выражающие их замысел, соответствующие содержанию. Игровая форма обучения сделала его привлекательным для ребёнка и более результативным.

Я считаю, что выбранная мною тема, подтверждает свою актуальность

В ходе диагностики, по речевому развитию 2020 – 2021 прирост составил 1,6.

Дети с удовольствием играли речевые и игры, с интересом собирали кубики по сказкам, научились пересказывать маленькие сказки и драматизировать их, выбирать для себя роли.

Планирую продолжать работу в данном направлении с привлечением родителей, более углубленно работать над развитием связной разговорной речи.

Список литературы.

1. Гербова В. В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа; Мозаика-Синтез - Москва, 2009. - 128 c.

2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников: Учебное пособие – 2-е издание, испр. – М., Академия, 1998 г. – 400 с.

3. Гвоздев Н. А Вопросы изучения детской речи / Н. А. Гвоздев. – СПб. : Детство – Пресс, 2007. – 472 с.

4. Логинова В. И., Максаков А. И., М. И. Попова и др. ; Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. Под редакцией Сохина Ф. А. – М., Просвещение, 1984 – 223 с.

5. Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником. // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г. А. Урунтаева – М. : изд. "Педагогика", 1998. – 138 с.

6. Павлова, Л. Д. Раннее детство: развитие речи и мышления / Л. Д. Павлова. – М. : Просвещение, 2000. – 208 с.

7. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа. ФГОС. Мозаика-Синтез, 2014г

8. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001. - №5. – с. 51-61.

9. Ушакова О. С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа) // Дошкольное воспитание, 2004. - N10. - с. 9-14.

10. Грецик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи // Дошкольное воспитание. – 2000. - №6. – с. 54-56. 12.

11. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. - М. ,1982.

12. Лямина Г. М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 9. –

Анкета для родителей на тему:

«Формирование связной речи у дошкольников».

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Просим Вас ответить на следующие вопросы:

1. Вызывает ли у Вас беспокойство состояние связной речи вашего ребёнка?

- да;

- нет;

- затрудняюсь ответить.

2. Как часто Вы беседуете со своим ребёнком?.

3. Какие темы Вы обсуждаете? ….

4. Считаете ли Вы, что одних бесед достаточно для развития речи ребёнка?.

5. Какие формы общения Вы ещё используете?.

6. С какими формами работы по развитию у ребёнка связной речи Вы хотели бы ознакомиться?.

7. Какие формы получения нужных сведений вы предпочитаете:

- консультации воспитателей и логопеда;

- открытые просмотры занятий с детьми;

- совместная деятельность с ребёнком в условиях детского сада;

- чтение специальной литературы;

- что – то другое (укажите что именно)

8. Читаете ли вы своему ребенку сказки, стихи, рассказы?

а) читаем много, постоянно;

б) читаем, но редко;

в) не читаем.

9. Любит ли слушать ребенок, когда ему читают?

а) любит и подолгу слушает;

б) когда как;

в) не любит.

10. Что больше нравиться вашему ребенку:

а) сказки;

б) стихи;

в) рассказы.

11. После чтения рассказа или сказки может ли реб нок ее рассказать?

а) да, рассказывает, как ему читали;

б) рассказывает, но на свой лад;

в) частично рассказывает сказку;

г) не рассказывает.

12. Есть ли у ребенка потребность к творчеству?

а) есть;

б) проявляется, но изредка;

в) очень редко.

13. Играете ли вы со своим ребенком в игры по развитию речи?

а) да

б) нет

Благодарим Вас за сотрудничество!

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной разговорной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности
Опубликовано: 10 сентября 2023 в 10:53
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной разговорной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Дивина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД