Вера Кулябова
Опыт работы «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность опыта
Сенсорное воспитание занимает одно из центральных мест, является фундаментом общего умственного развития дошкольников.
Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. В этот период совершенствуется деятельность органов чувств, формируются представления об окружающем мире, зарождаются творческие способности. Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений, а успешность умственного, физического, эстетического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.
Публикация «Опыт работы „Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Свою работу я начала со сбора информации и анализа по этой теме, изучила исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.
Профессор Н. М. Щелканов назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития. Психологи А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и другие утверждают, что нужно учить видеть, воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение, направлять свое внимание на предметы, явления, выделять самое существенное, характерные признаки и свойства.
Сенсорное развитие
- даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
-влияет на развитие речи ребёнка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной и др. видов памяти.
- является основой для интеллектуального развития;
- развивает наблюдательность;
- является основой для развития воображения, внимания;
-развивает мелкую моторику,координацию движения рук.
В возрасте до 3-х лет происходит скачок, ребёнок начинает задавать вопросы. Дети с удовольствием играют с песком, водой, перекладывают и собирают предметы, пробуют на вкус. Через сенсорную игру дети узнают о свойствах физиологических и чувственных возможностях, о свойствах вещей, которые их окружают.
Отечественные психологи Д. Б. Эльконин, П. П. Блонский, Л. С. Выгодский проведя исследования показывают, что ранний возраст является благоприятным для развития воображения, восприятия, ручной умелости, речевого развития. В повседневной жизни, в процессе игр, труда, осуществляется сенсорное воспитание. Н. Н. Подъяков пишет: «происходит целостное восприятие ребёнком различных явлений и предметов окружающего мира, где некоторые свойства и стороны явлений могут восприниматься недостаточно чётко, либо не восприниматься совсем». В практической работе видно, что сенсорный процесс постепенно становится восприятием, а не изначально. На это указывали многие педагоги и психологи: А. В. Запорожец, Н. Н. Подъяков, Л. А. Венгер. Такие особенности восприятия детьми окружающего мира находят свое отражение в реальной жизни.
Можно сделать вывод, что сенсорное воспитание- это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процесса ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека.
Таким образом, сенсорное развитие является приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребёнка.
Изучая эту тему, я убедилась, что сенсорный опыт является источником познания мира. Сенсорное развитие ребёнка зависит от того как он видит, мыслит, воспринимает мир осязательным путём. Значение сенсорного развития ребёнка в раннем и дошкольном возрасте переоценить трудно, насколько хорошо ребёнок будет развит в дошкольном возрасте, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.
Цель и задачи педагогического опыта
Цель : Развитие познавательной активности детей раннего возраста средствами дидактических игр по сенсорному развитию.
Задачи (по работе с детьми) :
-учить детей обращать внимание на цвет предмета, его форму, величину;
-учить выполнять задания с предметом (сортировка, группировка);
-способствовать развитию мышления, памяти, внимания, речи, мелкой моторики, координации движения рук;
-воспитывать интерес, любознательность, стремление к положительному результату.
Задачи (по работе с родителями) :
1. Способствовать развитию заинтересованности родителей воспитанников в проводимой работе.
2. Создать условия для привлечения родителей к взаимосотрудничеству по данной теме.
Задачи (по самообразованию) :
1. Выявить значение сенсорного развития для детей раннего возраста.
2. Подобрать дидактические игры, составить картотеку, изготовить пособия (лепбук)
3. Создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую развитию сенсорных способностей детей.
Ожидаемые результаты
Дети 1, 5-3 лет знают и умеют:
1. Узнают и называют основные цвета спектра (красный, жёлтый, синий, зелёный)
2. Различают и называют величину предметов (большой - маленький)
3. Различают предметы по форме и называют их (кубик, кирпичик, шар, др)
4. Частично развита мелкая моторика рук, тактильные ощущения.
5. Воспитаны волевые черты характера в процессе овладения действиями с предметами.
Родители:
1. Расширились знания родителей о значимости сенсорного развития детей раннего возраста.
2. Принимают активное участие по данной теме.
3. Более внимательное и ответственное отношение родителей к жизни детей, их интересам и потребностям.
По самообразованию:
Я овладела не только глубокими знаниями о сенсорном развитии детей раннего возраста, но и методической системой обучения. Мною подобраны и изготовлены дидактические игры, картотеки, пособия. В группе создана предметно-развивающая среда, способствующая развитию сенсорных способностей детей.
Методы исследования
Для решения поставленных задач в своей работе я использовала следующие методы:
1. Аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий – для изучения, анализа методической литературы и опыта коллег.
2. Проблемный, частично поисковый, исследовательский – для постановки темы, цели, задач деятельности.
Только в комплексе эффективно использованные методы работы смогли привести к положительному результату.
База исследования
Исследования проводились поэтапно на базе МБДОУ д/с №12, работающего по программе «ООП»
Работа проходила на базе группы раннего возраста «Солнышко».
Всего в экспериментальной деятельности на разных этапах принимали участие 30 детей в возрасте 1,5-3 лет и их родители.
Сроки работы
Выполнение экспериментальной деятельности было рассчитано на два учебных года и осуществлялось с 2021-2023 у. г.
Практическая работа.
Сенсорное развитие детей в раннем возрасте осуществляется через игровую деятельность, так как игра является основной формой и содержанием организации жизни детей. Игра - это самая любимая и естественная деятельность малышей. Во время игры ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает сенсорные эталоны. Сухомлинский В. А. писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое пятно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В литературе по психологии и педагогике достаточно полно описана сущность и содержание сенсорного развития детей раннего возраста. Но практический опыт организации сенсорного развития детей раннего возраста в условиях детского сада можно расширять и совершенствовать. В начале учебного года мною была проведена диагностика в группе раннего возраста «Солнышко». В ходе которой выявлено, что у многих детей сенсорные способности развиты не достаточно :
- не могут различить предметы по величине;
- плохо различают геометрические фигуры;
- различают шар, куб и кирпичик только с помощью взрослого;
- не могут самостоятельно сложить разрезную картинку;
- не умеют собирать пирамидки в возрастающем и убывающем порядке по величине колец;
- у детей слабо развита мелкая моторика рук.
Учитывая интересы детей, я планирую свою работу, потому что, когда ребёнок заинтересован, обучение проходит более легко и успешно. У детей раннего возраста предметная деятельность является ведущей, через которую формируется познавательная активность.
При активном использовании дидактических игр результаты детей станут лучше. А. В. Запорожец, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей». Вопросы использования дидактических игр в детском саду изучались рядом исследователей, такими как: В. Н. Аванесова, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгер, А. А. Смоленцева, Е. И. Удальцова и др. Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение по ознакомлению с обобщёнными представлениями, с общественно-установленными сенсорными эталонами, геометрическими фигурами, цвета солнечного спектра. Для знакомства детей с сенсорными эталонами используем одноцветные и многоцветные пирамидки, коробки с отверстиями разной формы, матрёшки, комплекты досок с вкладышами, игровой набор Дары Фрёбеля, блоки Дьенеша, лепбуки, мягкие книжки и т. д. Каждая игра даёт упражнения, которые полезны для умственного развития детей и их воспитания. Дидактические игры расширяют кругозор ребёнка и помогают узнать, как устроен окружающий мир. С детьми я играю в цветные палочки, у нас есть игры с прищепками, шнурками, пуговицами, баночки с крышками (откручиваем-закручиваем, липучками и так далее.
Знания, полученные в игре, помогают и в жизни: «Поиграем, но скоро сможем сами завязать шнурки, застегнуть пуговки».
На протяжении 2-х лет я работаю воспитателем в группе детей раннего возраста (1,5-3 года). В своей работе я использую информационно-коммуникативные, игровые, здоровье сберегающие, личностно-ориентированные, исследовательские технологии.
Выбирая дидактические игры, я смотрю на доступность, прочность, наглядность, систематичность и последовательность предлагаемого материала. Ориентируясь на возрастные особенности детей, приобщаю к миру вещей, в увлекательной игровой форме обучаю новому и интересному.
Работа с родителями
Чтобы выявить знания родителей по вопросам сенсорного развития и воспитания детей, я провела анкетирование. Также в работе с родителями проводим консультации «Как выбрать игрушки для детей», тематические выставки, памятки «Чем играют ваши дети», дни открытых дверей и др., посвященные теме: «Сенсорное воспитание ребенка в детском саду и дома».
Повысился уровень знаний у родителей по сенсорному развитию. Дома создаются условия для дидактических игр и игрушек, правильный их подбор. Выполняя мои рекомендации и советы, родители проявляют интерес к дальнейшему развитию своих детей, задают вопросы, активно принимают участие в беседах, консультациях, родительских собраниях.
Основные задачи сенсорного образования :
-создать условия для накопления чувственного опыта детей, их представлении о многообразии свойств предметов и окружающего мира;
-способствовать развитию зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного восприятия;
-развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразных действий с ними;
-знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов, формировать умение сравнивать предметы по основным свойствам: цвет, форма, величина.
Эти задачи могут быть решены в совместной деятельности взрослого и ребенка, его самостоятельной деятельности и в режимных моментах.
Через разные формы работы осуществляю сенсорное воспитание :
В познавательно-исследовательской деятельности знакомлю детей со свойствами и качествами природного материала, например, камни: они бывают большие и маленькие, тяжелые и легкие, твердые, тонут. Детям очень интересно играть в такие игры-эксперименты, как "С кем подружится Капелька" (знакомим детей с тем, что вода бывает чистой и грязной, необходима для жизни растений, животных и людей, игра «Разноцветные льдинки», а также игры: «Теплая и холодная вода», «Тонет –не тонет!», «Ловись рыбка», «Перелей водичку», «Погладим песочек» и др. Экспериментируя - поливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, пересыпая песок из ладошки в ладошку, из совочка в формочку и т. д., малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами различных предметов и материалов, развивая мелкую моторику.
Здесь проявляются творческие качества, развиваются воображение и сенсорные способности. Проблемная ситуация, замена материала и его сенсорное обследование приводит к осознанию свойств материала (из влажного песка можно лепить). Специально организованное исследование – это неиссякаемый источник получения новой информации и положительных эмоций.
В продуктивной деятельности: игры в крупный и мелкий строитель (пластмассовый, деревянный, мягкий, игры с конструктором Лего (крупным и мелким, игры с мозаикой нескольких видов (по форме и величине, «Игры с прищепками», игры с наборами «Дары Фребиля, Блоки Дьеныша, игры с различными шнуровками, др. Благодаря дидактическим играм по лепке, у детей развивается мелкая моторика пальцев рук, тактильные ощущения, закрепляются основные цвета спектра, др.
Игровая деятельность: Игры с машинками: «Прокати по дорожке», «Перевези мячи», «Эх, прокачу!», «Кто быстрее перевезёт груз», др. Игры с куклами: «Кукла Маша угощает друзей», «Уложим Катю спать», «Купание кукол», «Куклы собираются на прогулку», «Оденем куколок на праздник», др. Дидактические игры в игровой деятельности также способствуют запоминанию сенсорных эталонов, развитию речи, развитию мелкой моторики рук, др.
Коммуникативная деятельность: игры с мячом в кругу, игры руками с небольшим предметом (массажный мячик, шестигранный карандаш). Пальчиковые игры, «Чудесный мешочек» др.
Трудовая деятельность: трудовые поручения по сбору и группировке игрушек в группой комнате, приведение в первоначальный вид разобранных дидактических пособий, др.
Чтение художественной литературы: детские песенки, потешки, стишки (сопровождающие все другие виды деятельности). Здесь я использую книжки из разных материалов, книжки с музыкальными эффектами, красочные книжки разных размеров, др.
Большие возможности для сенсорного воспитания предоставляются в работе по ознакомлению детей с окружающим, особенно с природой. При рассматривании цветов на клумбе, травы, игрового оборудования и др. обращаю внимание на основные цвета спектра, величину, др. Накопленный опыт дети переносят на другие предметы и явления, используют его в повседневной жизни. Используя окружающую обстановку, последовательно развиваю ощущения и восприятия детей.
Также я использовала групповые, подгрупповые и индивидуальные формы организации.
В работе по сенсорному развитию детей первой младшей группы я использую игры в разные периоды режимных моментов - это и утреннее время, и перед обедом, когда помощник воспитателя накрывает столы к обеду, и в вечернее время.
В нашей группе создана предметно-развивающая среда - организован сенсорный уголок, изготовлены нетрадиционные игры и пособия руками родителей, мною изготовлен яркий лепбук из фетра.
Для успешного формирования сенсорных представлений у детей, я придерживаюсь следующих принципов:
• Принцип систематичности и последовательности – у детей взаимосвязано формируются представления, последовательный переход от одних знаний к другим, от познания простого к более сложному, от прочного усвоенного к новому.
• Принцип деятельного подхода – в процессе обучения большое внимание уделяю поддержанию интереса к выполнению практических действий, путем использования наглядности, практических действий, игровых приемов, значимых для ребенка игровых ситуаций.
•Принцип активности – придерживаясь данного принципа, я предоставляю детям высокую степень самостоятельности и инициативы.
• Принцип логического мышления – в игровой форме дети учатся анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы в достижении поставленной цели.
• Принцип наглядности – предназначен для связи зрительного восприятия с мышлением. Я считаю, что наглядность облегчает выполнение дидактических заданий и упражнений, развивает интерес к дидактическим играм, ускоряет формирование сенсорных представлений.
• Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Для достижения поставленной цели мной используются такие образовательные технологии, как здоровьесберегающие, технологии ИКТ, игровые и экспериментальные.
Заключение
Как известно, игра - ведущая деятельность детей, она пронизывает всю их жизнь. Игры по сенсорному развитию имеют исключительное значение для формирования важных качеств детской психики. Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях и повседневной жизни. Прежде всего, у детей развивается умение самостоятельно чем-то занять себя и производить с предметами целесообразные действия. Например, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать складных матрешек, катать шары, нанизывать кольца на стержень. При этом совершенствуется моторика рук, глазомер. Посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать и называть форму, величину, цвет предметов. Он ощущает, что один предмет твердый, другой мягкий. Одни предметы прочные, другие легко разрушаются, рвутся, мнутся и т. д. Действия детей с дидактическими игрушками, пособиями всегда ставят перед ребенком умственную задачу: он старается добиться результата - собрать башенку, сложить матрешку, подобрать красивые перышки для хвоста петуха и т. д. Так формируется целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий.
Основная особенность дидактических игр - обучающая. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Это повышает познавательную активность ребенка. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
Поэтому эффективность дидактической игры как средства развития
познавательной активности детей дошкольного возраста очевидна. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно с помощью дидактической игры дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения.
Проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания малышей.
Поэтому, дидактическая игра в условиях современных образовательных стандартов даёт большую возможность для развития познавательной деятельности детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения.
Эффективность проведённой работы по результатам диагностических исследований
С целью определения эффективности моей работы, я провела диагностическое исследование детей раннего возраста, которое проводила два раза в год (в начале и в конце учебного года)
По результатам диагностики было выделено 3 группы:
дети с низким уровнем, со средним уровнем и с высоким уровнем развития.
На начало учебного года по результатам диагностики с низким уровнем развития было 50% детей, средним-45%, с высоким-5%детей.
Для каждой категории детей (низкий, средний, высокий уровни) были обозначены свои задачи и задания. Дети выполняли задания с удовольствием, так как они были представлены в игровой форме.
Дидактические игры (настольно-печатные, словесные, музыкальные, разные виды конструкторов, рассматривание предметных картинок с выделенными признаками сенсорных эталонов и др. предлагались детям в любое свободное время: после завтрака, на прогулке, перед сном, в вечернее время.
С детьми низкого уровня развития работа проводилась индивидуально. Наиболее эффективными для них стали приёмы многократного повторения, вопросы, словесное поощрение, др.
С детьми среднего уровня развития – задания, игры и др. предлагались в подгруппе (3-4) человека. Эффективно использовался метод повторения задания самими детьми, анализ результата, помощь сверстников, и др.
Детям с высоким уровнем развития предлагался материал с усложнением, устная инструкция педагога, др.
Родителям в индивидуальных беседах были предложены соответствующие рекомендации, пожелания.
На конец учебного года была проведена повторная диагностика, которая показала следующие результаты: с низким уровнем развития – 10% детей, средним – 45% детей, с высоким – 45% детей.
Таким образом, благодаря проделанной мною работе, заинтересованности и помощи родителей воспитанников, уровень сформированности сенсорного развития значительно повысился.
Данные результаты подтверждают эффективность построенной мною системы работы с детьми.
Таким образом, проведённое диагностическое исследование показало положительную динамику роста познавательной активности детей по сенсорному развитию.
Степень реализации поставленных задач
По окончании своей экспериментальной работы, считаю, что поставленные задачи были реализованы и получен значимый результат, но работу нужно продолжать, т. к. каждый год, приходят новые дети, меняются запросы родителей
Совместная и систематическая работа оказала положительное влияние на развитие сенсорных способностей малышей нашей группы. Дети стали ориентироваться в основных цветах и группировать однородные предметы по цвету, форме, величине, ориентироваться в контрастных величинах, составлять целое из 4 разрезных картинок, различают предметы по форме, повысился интерес к дидактическим играм, др.
По творческому направлению по данной теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» мною наработаны :
• перспективное планирование дидактических игр ;
• диагностика детей раннего возраста по данной теме;
• дидактические игры, пособия, картотека;
• лепбук (мягкая книжка) для подгрупповой и индивидуальной работы с детьми;
Педагогический опыт представляла :
• в отчёте о своей работе на пед. советах;
• показ открытого занятия в ДОУ;
• выступление на педсовете с докладом «Лепбук как инновационная технология дошкольного обучения».
Таким образом, можно сделать вывод об эффективности проведённой работы, направленной на развитие познавательной активности малышей по сенсорному развитию.
Я стараюсь делать каждый день своих воспитанников маленьким праздником. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир. Знания, полученные во время игры, помогают детям в жизни. Игры включаются во все компоненты образовательной деятельности: непосредственно образовательную деятельность, образовательную деятельность в режимных моментах, самостоятельную деятельность дошкольников.
В результате этой работы у детей прослеживается положительная динамика по сенсорному развитию : ребята с удовольствием участвуют в экспериментах с предметами, проявляют интерес к их свойствам; целенаправленно наблюдают за объектами организованного восприятия; выполняют простейший сенсорный анализ; очень радуются и удивляются обнаружив новые свойства предмета. Малыши активны, эмоциональны, общительны, любопытны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. А. В. Запорожец, А. П. Усова «Сенсорное воспитание дошкольников» - М. : Академия педагогических наук, 2003 г.
2. Л. А. Венгер. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» - М. : Просвещение, 2008г.
3. В. Л. Белкина. «Психология раннего и дошкольного детства» - М. : Академический проект: Гаудеамус, 2005г.
4. Д. А. Гатовская. «Лепбук как средство обучения в условиях ФГОС» - Л. : Меркурий, 2015г.
5. Т. В. Галанова. «Развивающие игры с малышами до трех лет» - Ярославль. Академия развития, 2013г.
6. «Сенсорные способности малыша. Книга для воспитателей д / с и родителей» - М. :АО «Учебная литература», 2013г.
7. О. В. Акулова. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» - Санкт-Петербург. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021г.