Елена Сороковых
Обобщение опыта работы по проекту «Курская земля умельцами славится» (вышивка)
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта работы по проекту «Курская земля умельцами славиться» (вышивка)
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности приобретает все большее общественное значение. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края, города.
Публикация «Обобщение опыта работы по проекту „Курская земля умельцами славится“ (вышивка)» размещена в разделах
Актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием подрастающего поколения, сегодня бесспорна. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к родным людям, ближайшему окружению: детскому саду, сверстникам, родному городу, родной природе, с восхищения тем, что видит малыш перед собой, чем изумляется и что вызывает отклик в его душе. Патриотизм зарождается у детей под влиянием семьи, дошкольного учреждения. Формируется оно постепенно, в процессе накопления знаний и представлений.
Нашей группе было предложено поучаствовать в проекте «Курская земля умельцами славиться» Направление для изучения, исследования – вышивка.
Актуальность нашего проекта обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.
Гипотеза проекта
Если знакомить дошкольников с народными промыслами, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Цель проекта :
Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта :
• Познакомить с народным промыслом ;
• Познакомить с материалами и инструментами для вышивания;
• Освоить приёмы вдевания нитки в иголку и завязывание узелка;
• Помочь освоить шов «вперёд иголка», шов «крестик».
• Закрепить знания о технике безопасности при работе с иголкой и ножницами.
• Развивать тактильное ощущение, моторику пальцев;
• Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
• Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
• Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
• Развивать навыки художественного творчества детей;
• Воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, внимание;
• Воспитывать трудолюбие, уважение к труду своих товарищей.
Особенность нашего проекта заключалась в том, что над его реализацией работали в содружестве воспитатели группы, дети и родители. Благодаря этому взаимодействию процесс познания прошлого и настоящего Родины, истории русского ремесла стало развивающим, увлекательным и осознанным, что крайне важно и необходимо в период формирования дошкольника как гражданина. В рамках проекта использовались различные формы подачи материала, вовлечения детей и родителей в совместную творческую деятельность, направленную на воспитание любви к большой и малой Родине.
Работа с родителями :
Родителям предлагалось:
1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея;
2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;
3. Изготовить стенгазету «Пословицы и поговорки о труде, мастерстве и рукоделии»
4. В выходные дни посетить краеведческий музей
Организационный этап
Подготовка материалов:
• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами вышивки) ;
• Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народным ремеслом;
• Подбор подвижных народных игр;
• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
Работа по проекту началась с выставки готовых вышивок.
Основная цель была заинтересовать детей новым видом художественного труда – вышиванием. Вызвать желание овладеть приемами вышивания, любоваться красотой готовых изделий.
Были проведены беседы о русской вышивке, истории и ее мотивах. Старались познакомить с историей вышивки Курского края, ее основными элементами.
Каждое занятие сопровождалось веселыми народными играми «Катай каравай.», «У бабушки Маланьи» и другими играми: «Шнуровка», «Веселая иголка»
Прежде чем приступить к познанию самого ремесла, к вышивке, дети были ознакомлены с правилами обращения с иголкой, организацией рабочего места. Были загаданы загадки об иголке, нитке, узелке, рассказано об иголке, нитке. Продемонстрировано отмеривание нитки заданной длины и отрезание ее под острым углом. Рассказаны правила безопасности труда.
Затем дети познакомились с пяльцами, с правилами работы, научились запяливать ткань.
Первое, что дети стали осваивать - это шов “вперед иголку”. Вышивание происходило на картоне «Геометрические фигуры», «Разноцветные дорожки», «Цветок для мамы» (подарочная открытка к Дню матери) Дети учились работать не спеша, подбирать красивое сочетание ниток
Второй способ вышивки, с которым познакомились, а затем освоили и его - шов «крестик».
Но самым ответственным и волнительным моментом, стало выполнение узоров на ткани швом «вперед иголку» и «крестик». Дети с большой ответственность и аккуратностью подошли к выполнению этого задания. Им очень хотелось выполнить все красиво, чтобы их работу с достоинством могли оценить.
Итогом всей проделанной работы стала «Широкая ярмарка», где дети, почувствовав атмосферу прошлого, в народных костюмах, с песнями и хороводными играми, познакомили других детей со своим ремеслом, с вышивкой. Они предоставили свою работу, рассказали о ремесле все, что сами узнали на занятиях. Но и узнали очень многое о других ремеслах Курского края от других детей.
Атмосфера праздника, веселой ярмарки с героем Петрушкой, позволила детям приблизиться к истории родного края, узнать новое. Узнать то, что Курская земля умельцами славиться!
Очень надеюсь, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу; испытывать гордость и уважение за свою нацию, культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями.