Татьяна Музыкантова
Обобщение опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение педагогической работы по теме : НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор: Музыкантова Татьяна Васильевна.
МБДОУ детский сад №1 «Огонёк» города Рудни.
Проблема нравственно-патриотического воспитания в настоящее время особенно актуальна и имеет большое значение в становлении личности ребёнка – будущего гражданина страны. Недооценка нравственно-патриотического воспитания приводит к ослаблению социально-экономических, культурных основ развития государства и, в конечном счете, к его гибели. Этим и определяется приоритетность нравственно-патриотического воспитания.
Публикация «Обобщение опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Темочки
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, нравственно-патриотическое воспитание должно стать одним из центральных направлений в работе с подрастающим поколением. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням и к таким понятиям, как род, Родина, Отечество. Воспитание чувства патриотизма необходимо начинать с дошкольного возраста.
Сформированность нравственных ценностей является важным показателем целостности личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создавать собственное представление о своём будущем жизненном пути. В достаточной ли мере мы поддерживаем в них лучшие душевные проявления? Достаточно ли мы внимания уделяем рассмотрению жизненных ситуаций, поступков, помогаем ли детям разбираться в реальных житейских проблемах, требующих принятия решения?
Массовая культура не ориентирует детей в нравственных проблемах. В результате этого утрачиваются представления детей о традиционных ценностях отечественной культуры, не говоря уже о следовании им.
В настоящее время выходит достаточное количество методической литературы по данному вопросу. Как правило, в ней освещаются отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности. Ведь чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатства своей Родины.
Привитие детям чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, постепенно переходя в любовь к Родине и ко всему человечеству.
Все вышесказанное обусловило выбор темы «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста включает целый комплекс задач:
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• развитие интереса к русским традициям и промыслам;
• формирование элементарных знаний о правах человека;
• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
Решение поставленных задач повлекло за собой поиск разнообразных форм работы через различные виды деятельности с опорой на развитие совместного творческого потенциала педагогов, детей и их родителей. Данная работа проходит через все образовательные области.
Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Мир ребенка начинается с его семьи. Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Программа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Разработка подходов к организации нравственно-патриотического воспитания детей, его теоретических основ является актуальной задачей дошкольного образовательного учреждения.
Реализация программы по нравственно-патриотическому воспитанию предполагает интегрированный подход – включение содержания программы во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. При этом использование принципа интеграции позволяет в полной мере решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания в разнообразных видах детской деятельности.
Весь материал систематизируется в виде перспективных планов и конспектов. Работа по каждой теме включает беседы, дидактические игры, игры-инсценировки и развлечения.
Последовательность работы представлена в следующих блоках:
Мой детский сад
Дети проводят в детском саду много времени, поэтому важно показать им, что как в семье, так и в детском саду есть взрослые, которые любят и заботятся о них. Детей необходимо учить называть работников детского сада по имени и отчеству, знакомить с трудом взрослых, знакомить с помещениями детского сада и их назначениями, в дни праздников вместе с детьми рассматривать оформление группы и детского сада.
Будем родине служить
Рассказывать о российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. Дать представления о Великой Отечественной войне, празднике День Победы, опираясь на факты из жизни старших членов семьи. Прививать такие понятия, как долг перед Родиной, любовь к Отечеству.
Моя малая родина
Формировать представления детей о родном крае, о малой родине. Рассказывать о самых красивых местах края, и его достопримечательностях. Дать представления о некоторых особенностях культуры народов.
Моя семья
Изучение истории своей семьи, позволяет внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Страна. Столица. Символика
Знакомство детей со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Культура и традиции
Вызвать интерес к русским традициям: гостеприимство, почитание родителей. Знакомство с народным творчеством: считалки, пословицы, поговорки, загадки, потешки, историей игрушек.
Мой город
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины.
Правила, по которым мы живём
Учить детей действовать в соответствии с определёнными правилами и требованиями. Формировать навыки самообслуживания, усвоения социальных ценностей.
Реализация задач через образовательные области
Образовательная область «Познавательное развитие»
Содержание работы в данной области предполагает развитие познавательных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации посредством формирования представлений о социокультурных ценностях народов, проживающих в нашем регионе, об их традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях ее природы.
Образовательная область «Речевое развитие»
Содержание работы в данной области предполагает овладение речью как средством общения и культуры; обогащения активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с детской художественной литературой.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Содержание работы в данной области ориентировано на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе: моральные и нравственные; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Содержание работы в данной области предполагает смысл взаимодействия взрослых и дошкольников в приобщении к произведениям искусства родного края в развитии у детей эстетических ценностей, в художественном познании мира, в присвоении способов художественной деятельности и в создании условий для саморазвития и самовыражения в изобразительном творчестве.
Образовательная область «Физическое развитие»
Содержание работы в данной области предполагает развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению; формирование различных знаний об окружающем мире, стимулировании к коммуникативной, познавательной, игровой активности детей; приобщение детей к ценности здорового образа жизни, обеспечении эмоционального благополучия каждого ребенка и развитие его положительного самоощущения.
Формы работы :
• беседы;
• игры;
• чтение х/л;
• ситуативные разговоры;
• рассказы по картинкам;
• целевые прогулки и экскурсии (территория и помещения д/с);
• заучивание стихотворений, песен, потешек, закличек и т. п. ;
• развлекательные мероприятия;
• тематические праздники;
• встречи с интересными людьми;
• выставки детских работ;
• конкурсы;
• проектная деятельность и мн. др.
Данная тема актуальна, но для ее развития недостаточно разработок в научной и методической литературе. Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах