Дарья Федотова
Обобщение опыта работы «Театрализованная деятельность как средство развития эмоций у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №123 «Гармония» комбинированного вида г. Орска»
Обобщение опыта работы на тему «Театрализованная деятельность, как средство развития эмоций у детей дошкольного возраста».
Подготовила музыкальный руководитель:
Баскакова Дарья Александровна
2022 г.
Публикация «Обобщение опыта работы „Театрализованная деятельность как средство развития эмоций у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Уважаемые педагоги, в начале нашего мероприятия каждый выбрал себе листочек определенного цвет. Каждый цвет имеет свою эмоциональную характеристику. Хотите узнать, какое настроение было у каждого в начале творческой площадке?
Оранжевый лист – радостное, восторженное настроение,
красный лист – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;
зелёный лист – активность
жёлтый лист – приятное, спокойное настроение;
коричневый лист – пассивность, беспокойство и неуверенность
Вот мы и выяснили, какое у вас было настроение. Мы надеемся, что оно изменится к лучшему. Тема моего выступления:
«Театрализованная деятельность, как средство развития эмоций у детей дошкольного возраста»
Шиллер сказал:
«Самая настоятельная потребность времени – развитие способности чувствовать… потому, что она служит средством к внедрению лучшего понимания… Чем больше разовьется впечатлительность, чем она подвижнее, тем больше форм создаст он (человек) вне себя, чем большей силой и глубиной будет обладать его личность, тем большую свободу приобретет его разум».
Ф. Шиллер
Театрализованная деятельность, как средство развития эмоций дошкольников недооценивается. Обычно театрализованная деятельность используется для развития творческих способностей детей, а эмоциональной выразительности уделяется не так много внимания. Вот поэтому мы считаемсвою тему актуальной. Занимаясь театральной деятельностью, которая приносит радость и естественным образом за счет богатых внутренних резервов благоприятно влияет на развитие и формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
На современном этапе развития общества проблема воспитания межличностных отношений составляет одну из основных задач педагогики и психологии. Люди зачастую страдают недостатком коммуникативной культуры, проявляющейся как в характере собственных поступков, так и в неадекватном восприятии эмоциональных проявлений других людей, не сочувствуют и не сопереживают. Чтобы воссоздать, выразить свои чувства и понять чувства другого, необходима развитая эмоциональная, чувственная сфера личности, а ведь общение в театрализованной деятельности в
значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоций в театрализованной деятельности, очень актуальна и важна.
Цель: развитие эмоций у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Задачи:
- расширять представления детей о базовых эмоциях (радость, грусть, удивление, страх, гнев);
- распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние и эмоциональное состояние взрослых и сверстников (человек радуется, рассержен, удивлен);
- учить детей выражать нужные эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства : мимику, пантомимику, жесты, интонацию;
- развитие навыков сценической речи;
Формы и методы работы :
Формы:
- Упражнения на развитие выразительной мимики, жестов.
- Игры драматизации.
- Задания для развития речевой интонационной выразительности.
- Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
- Игры имитации.
- Ролевые диалоги на основе текста
- Инсценировки произведений.
- Постановки произведений спектаклей по одному или нескольким произведениям.
Мне хотелось бы привести несколько примеров из опыта своей работы. Некоторые формы и методы работы.
Для развития выразительности я использую такие упражнения как:
1. Упражнения по развитию выразительности.
(«Кривое зеркало», «Жесты», «Делай, как я, делай лучше меня», стихи: «Злой волшебник», «Дождик») - см. Приложение 1.
А сейчас я предлагаю всем вместе с места выполнить упражнение «Друзья».
- Упражнение «Друзья». Проиграть с м. р. + фото детей с эмоциями.
Если ты увидел друга - (Эмоция радостного удивления: глазки «улыбаются»,
бровки вверх, ротик удивляется)
Улыбнись ему пошире, (Эмоция радости : улыбаемся сомкнутыми губами,
широко растягивая улыбку)
Пусть дружочек твой узнает,
Как его ты видеть рад.
Ну, а если у дружочка
За щекою есть конфета (Эмоция гордости : руки сплетены на груди,голова
выше, язычок упирается то в одну, то в другую щеку,
как будто перекатывает конфету)
И конфетой этой самой
Поделиться он не рад, (Эмоция сердитого упрямства : брови нахмурены,
губки сжаты, руки сплетены на груди)
То скорее ты нахмурься, (Обиженная эмоция : брови нахмурены, нижняя губа
оттопырена, руки сцеплены за спиной, голова
опущена)
Оттопырь губу побольше –
Пусть дружочек твой увидит,
Как обидел он тебя.
А когда дружок увидит, (Эмоция сожаления : ручки сложены одна в другую,
бровки «домиком», губки вытянуты дудочкой)
Как ты сильно огорчился,
То подарит тебе много (Эмоция радости : широкая улыбка, глазки большие,
бровки вверх)
Очень вкусненьких конфет.
Вот тогда ты улыбнешься (Эмоция радости : улыбаемся сомкнутыми губами,
широко растягивая улыбку)
И простишь скорее друга,
Для тебя ведь твой дружочек
Лучше вкусненьких конфет!
2. Игры драматизации.
(«Как у наших у ворот» (инсценировка русской народной песни, «На горе-то калина» (инсценировка русской народной песни, «Стрекоза и муравей» (инсценировка басни И. Крылова).
3. Задания для развития речевой интонационной выразительности. (Упражнение «Гудок» (развитие силы голоса, Игра «Дует ветер» (развитие силы голоса, Игра «Угадай, кто идет» (развитие слухового внимании).
4. Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
(Сказка «Язычок и Змейка», «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Лопаточка», «Дуем на лопаточку», «Почистим зубки», «Грибок», «Иголочка»).
5. Игры-имитации.
(«Озорные котята», «Цветок», «Лиса», «Волк»).
6. Ролевые диалоги на основе текста.
(Театрализованного представления русской народной сказки: «Заюшкина избушка», «Драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом», инсценировка сказки «Ленивая внучка»).см. Приложение 1.
7. Инсценировки произведений.
(Инсценировка сказки «Мешок яблок», Сказка о золотой рыбке)
8. Постановки произведений спектаклей по одному или нескольким произведениям.
«Красная шапочка на новый лад»
Эти формы работы я использую со своими воспитанниками. А покажем мы вам Театрализованную музыкальную сказку «Терпение труд – все перетрут».
По мотивам сказки братьев Гримм «Бременские музыканты».
Как много сказочных
моментов,
Артистам же –
Аплодисменты!
Следовательно, можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Исполняя роль, ребенок может не только передавать вербально и невербально эмоции героя, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, непременно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания способствуют ребенку испытать восторг теми проявлениями жизни, которые он до этих пор не замечал, и изображать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации косвенно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. В этом значительную роль играет положительный эмоциональный фон, который присутствует на каждом театрализованном занятии, а также общая коллективная деятельность. Созданная благоприятная атмосфера способствует проявлению индивидуальности, развитию эмоциональной чуткости, формированию умения управлять собственными эмоциями.
Спасибо за внимание!
Минуточку внимания! Вот и подошла к концу наша творческая площадка. Мы бы хотели узнать ваше мнение о проведенном мероприятии. Давайте украсим наше дерево: яблоками и листочками оранжевого и коричневого цвета.
«Дерево творчества»
Плоды – мероприятие прошло полезно, плодотворно;
Оранжевый, зеленый лист – мероприятие прошло неплохо;
Зелёный листик – не совсем удовлетворён мероприятием.