Юлия Низовцева
Обобщение опыта «Проектная деятельность по экологии как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность по экологии как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников
Необходимость метода проекта как средства экологического воспитания ребенка в ДОУ
Необходимость экологического воспитания и обучения детей дошкольного возраста несомненна. В нашей стране сформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.
Публикация «Обобщение опыта „Проектная деятельность по экологии как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников“» размещена в разделах
Актуальность
-Экологического воспитания диктуется происходящими вокруг нас глобальными экологическими изменениями. Ценность идеи грамотного использования природных богатств, ресурсосбережения осознается обществом все в большей степени. Речь идет уже не просто о необходимости получения экологических знаний, а о формировании экологической культуры – системы ценностей и моделей поведения, которые лягут в основу отношения подрастающего поколения к окружающему миру.
-Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
-С другой стороны, происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более новые универсальные и эффективные средства экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, способствующих решению этой проблемы, является метод проектов.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
Развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);
Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Примерные задачи, которые можно решить с помощью проектов :
Познакомить детей с правилами поведения в природе, уточнить экологические запреты.
Расширить кругозор, передавая знания об истории и экологии своего края.
Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями на территории детского сада и за его пределами (город, дача).
Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать.
Развивать речь, навыки коммуникативного общения, воображение, фантазию, мышление, внимание.
Вести просветительскую, консультативную работу с родителями.
Сформировать первоначальную систему ценностных ориентаций (восприятия себя, как части природы, взаимосвязи человека и природы).
Вести мониторинг экологических представлений и понятий детей дошкольного возраста.
Развить познавательный интерес дошкольного возраста к миру природы.
Установить взаимодействие с родителями по формированию экологических представлений и понятий детей дошкольного возраста.
Развивать умение правильно взаимодействовать с природой;
Что нужно для реализации проекта по экологическому воспитанию :
Создать условия по изучению мира природы (создать центр экспериментирования; оформить календарь природы с ежедневными наблюдениями за живой и неживой природой; создать уголок природы, содержащий зону цветов, с необходимыми видами комнатных растений; мини-лабораторию, способствующую развитию у детей познавательной активности; коллекцию семян фруктовых деревьев и кустарников, овощных культур; библиотеку с красочными книгами для расширения экологических знаний и кругозора дошкольника; игры экологического характера, позволяющие закрепить знания детей по экологическому образованию и многое другое.
Повысить свою педагогическую грамотность (подобрать соответствующую дополнительную педагогическую, научно- популярную и нормативно-правовую литературу).
Обновить содержание, формы и методы работы с детьми.
Построить ОД с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направить эту деятельность на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Работа с родителями при реализации проекта по экологии.
Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины.
Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т. д.
Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.
Эффективность проектной деятельности :
Систематическое использование проектной технологии в воспитании экологической культуры дошкольников позволяет достичь поставленных целей, опираясь на интерес дошкольников и сотрудничество с родителями;
Систематическое использование проектного метода в экологическом воспитании и образовании дошкольников способствует формированию на этапе дошкольного детства экологически грамотной личности;
Через понимание и осознание причинно – следственных связей в природе, дети познают нормы экологически грамотного безопасного поведения в природе;
Проект - специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием творческих работ.
Основополагающие принципы проектной деятельности
-знание цели детьми;
-учет интересов детей;
-самостоятельная активность детей.
Виды проектов :
По количеству участников в проекте :
-индивидуальные;
-групповые;
-коллективные.
Виды проектов.
По продолжительности выполнения проекта :
-краткосрочные (1-3нед.);
-среднесрочные (до 1 мес.);
-долгосрочные (полугодие, учебный год).
Виды проектов.
По характеру содержания:
-монопроекты (1 образовательная область);
-интегративные (межпредметные) (2 и более образовательных областей).
Виды проектов.
По цели:
Творческие.
Ролево-игровые
Ознакомительно-ориентировочные
Практико-ориентированные
Исследовательские
Способы разработки проектов
Три вопроса
1. Что мы знаем?
2. Что мы хотим узнать?
3. Что узнали?
План работы по разработке проекта
1. Подготовительный, организационный
2. Выполнение проекта, основной.
3. Завершающий или заключительный.
Хочу представить вам проект по экологии в средней группе.
«Путешествие на пруд»
Вид проекта :
Информационно-творческий, краткосрочный, интегративный, групповой. Участники: дети средней группы, воспитатели, родители
Срок реализации проекта : 2 недели
Проблема
Дети имеют недостаточно представлений о пруде, растениях пруда, его обитателях, о правилах поведения на пруду, о важности водоемов в жизни человека, не умеют сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать, не воспринимают себя как часть природы.
Во время проекта во 2 младшей группе «Ходит капелька по кругу», продуктом которого стал лепбук, у детей возник интерес к водоемам, они заинтересовались, что вода нужна не только для питья и приготовления пищи, но и важна для многих водных растений, животных и рыб.
Цель: Дать представление о пруде, растениях пруда, его обитателях, о правилах поведения на пруду.
Задачи:
-Познакомить детей с правилами поведения в природе, уточнить экологические запреты.
-Формировать представления детей о пруде, его обитателях; растениях и насекомых.
-Формировать навыки наблюдений за природными объектами и явлениями на территории детского сада и за его пределами (город, дача).
- Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать.
-Развивать познавательный интерес дошкольного возраста к миру природы.
- Установить взаимодействие с родителями по формированию экологических представлений и понятий детей дошкольного возраста.
-Развивать умение правильно взаимодействовать с природой;
-Пополнить развивающую среду дидактическими играми экологического содержания, экологическими знаками, макетами, коллекциями.
Планируемый результат.
Дать представления об обитателях и растительности пруда, о том, что нельзя загрязнять пруд, правилами поведения на водоемах, познакомить с экологическими знаками, пополнить развивающую среду макетами и коллекциями.
Подготовительный этап
Познакомилась с литературой, провели диагностику детей, анкетирование родителей, разработали ОД.
Организовали бассейн для экспериментирования на участке.
Провели ОД «Плавает или тонет».
Основной этап
ОД «Спасем рыбку»
Цель:
Формирование экологической культуры, экологического сознания.
Задачи:
-закрепить навыки детей очищать (фильтровать) воду при помощи ватнного диска и воронки
-развивать осознание ребенком себя как части природы, понимание того, что в природе все взаимосвязано (если бы дети не почистили пруд, то рыбка погибла бы)
-воспитывать у детей чувства сопричастности.
ОД лепка «Камыши для утят»
Коллективная аппликация «Пруд»
Дидактическая игра «Кто где живет»
Цель: закрепить с детьми водных, наземных и воздушных обитателей.
Дидактическая игра «Подводный мир»
Цель: познакомить детей с подводными обитателями.
Дидактическая игра «Поймай рыбку»
Цель: знакомство с различными представителями водного мира, развитие мелкой моторики.
Индивидуальные упражнения «Найди самый большой камушек», «Самую красивую ракушку».
Познакомились с запрещающими экологическими знаками.
Работа с родителями.
Семьи выезжали на выходных к водоемам: знакомили детей с флорой и фауной; пополняли наш уголок по экспериментированию и коллекции интересными находками: необычными ракушками, камушками, фотографировали цветы, которые занесены в красную книгу, затем делали семейный фотоальбом или газету «Как я отдыхал на речке». Семьи, которые ездили отдыхать на море также привозили интересные морские экспонаты для пополнения развивающей среды в группе.
Цель: Формирование экологической культуры, экологического сознания.
Предлагаю вам видео образовательной деятельности
«Путешествие на пруд»
«Поможем водяному очистить пруд»
Продукты проекта :
- экологические знаки,
-макет «Домик для лягушат»,
-дидактические игры : «Кто где живет», «На воде и суше», «Что можно, а что нельзя»,
-коллекции: песка, камней, водных растений, ракушек,
-макеты «Аквариум для рыбок»,
-благоустройство пруда в группе в центре «Природа»,
-выставка книг о природе, животных,
-картотека игр : подвижных, пальчиковых, словесных «Подводный мир»,
Результат: Дети познакомились с обитателями и растительностью пруда, о том, что нельзя загрязнять пруд, правилами поведения на водоемах, познакомились с экологическими знаками, пополнили развивающую среду макетами и коллекциями, дидактическими играми, картотеками игр по теме «Подводный мир».
Пополнение развивающей среды
Благоустройство пруда в группе.
Картотеками игр по теме «Подводный мир «
Пальчиковые игры
Подвижные игры
Словесные игры
Загадки
Считалки
Физминутки
Дети разучили такие игры: П. игры «Море волнуется раз», «Лягушата»,пальчиковая игра «Бинокль» и другие.
Коллекциями: песка (кинетический, морской, речной, строительный)
Камней (морские, речные, аквариумные)
Ракушек (морские, речные, аквариумные)
Водных растений: (роголистник, лотос, лилии, камыши)
Макетами водоемов «Подводный мир»
Запрещающими экологическими знаками.
Картотеками книг о природе, о животных.
Дидактическим материалом и играми.
«Пресноводные рыбы», «Рыбы морские и пресноводные», «Обитатели морей», «Рыбалка»
Лепбук по экологии с играми :
Игра «Сортировка мусора»
Игра «Что создал человек, а что природа»
Энциклопедия «Почему исчезают животные?»
Экологические знаки
Экологические сказки