Юлия Кондакова
Обобщение опыта по теме «Театрализованная деятельность как средство развитие речи для детей ТНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Прекрасна речь, когда она как ручеёк
Бежит среди камней чиста, нетороплива.
И ты готов внимать её поток
И восклицать: О! Как же ты красива!
Е. Щукина
Искусство актера заключается в речи и в движении тела.
И. Гёте
I. Информация об опыте
Актуальность
Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, познавать новое, по- своему видеть и понимать жизнь – это и ещё многое другое несёт в себе дошкольное детство. Речь – одна из важнейших линий развития ребенка.
Темочки:
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- ТНР, заикание. Конспекты
- Темочки
Развитие речи приобретает в современном мире особую актуальность. Свободное владение речью способствует полноценному общению и коммуникативному комфорту детей. Речевое развитие ребёнка осуществляется в различных видах детской деятельности, одним из которых является театрализация. Театрализованная деятельность стимулирует активную речь, за счёт расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, взрослыми, является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития условия необходимого для организации совместной деятельности детей, в процессе которой происходит речевое развитие дошкольников. Театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Актуальность опыта обуславливает то, что при растущем количестве детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи, в учреждениях дошкольного образования недостаточно используется развивающий потенциал театрализованной игры. Как показывает практика, театрализованные игры используются главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках или для просмотра инсценировок и реализации диалога. Наблюдается бессистемность и поверхность ознакомления с театром в детском саду, театрализованные игры характеризуются примитивностью. Поэтому очень важно создать условия для речевой деятельности, для общения.
Выделенная проблема обусловила выбор темы по самообразованию. «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей с ТНР.
Ведущая педагогическая идея опыта состоит в том, что использование театрально-игровой деятельности является одним из самых эффективных способов воздействия на речевое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста. Последовательное и систематическое (на протяжении дошкольного возраста) использование театрализованных игр в специально созданных условиях способствует развитию речевых и коммуникативных умений, развитию диалогической, монологической и связной речи, совершенствованию её выразительности.
Вопросами развития речи через театрализованную деятельность занимались такие учёные, как Батурина Г. И., Сухомлинский В. А., Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И., О. И. Соловьёва, Радина Е. И. и др. Они говорили, что именно в театрализованной деятельности в высокой степени происходит развитие эмоций, чувств, проявляется творчество ребёнка.
Л. С. Выготский говорил: «Речь выполняет в нашей жизни множество разнообразных функций: средство общения, передача накопленного человеческого опыта, регулятор поведения и деятельности человека. А качество речи является показателем уровня интеллектуального и эмоционального развития личности».
В трудах Ширяевой В. Г., Ветлугиной Н. А., Карпинской Н. С., описывается воздействие театральной игры на воспитательный процесс ДОУ, что способствует дальнейшему развитию воображения ребёнка.
Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, учё ных и методистов: Т. М. Доронова «Играем в театр», А. В. Щёткин «Театрализованная деятельность в детском саду», М. Д. Маханёва «Занятия театрализованной деятельности в детском саду»
II. Технология опыта
Работая с детьми в логопедической группе, я столкнулась с тем, что у них недостаточно хорошо развита диалогическая и монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Дети, имеющие тяжёлые нарушения речи, имеют ограниченные речевые возможности, речь у них монотонна и маловыразительна, они испытывают волнение даже при освоении маленькой роли, заучивания текста или какого-либо стихотворения. Проводя наблюдение за речью детей, я так же убедилась, что у многих у них ограничен запас слов, недостаточно развиты навыки связной и выразительной речи. Размышляя над выявленной проблемой, пришла к выводу о необходимости создания системы педагогических мероприятий по развитию речи для детей дошкольного возраста, через театрализованную деятельность. Почему именно театрализованная деятельность? Так как – это один из самых эффективных способов воздействия на детей, где полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Новизна опыта.
Использование новых форм в своей педагогической работе:
театральная деятельность в нашем дошкольном образовательном учреждении с детьми ОВЗ, использование методов и средств побуждающих детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи.
За основу были взяты следующие принципы
• содержательность форм работы, разнообразие тематики и методов работы
• еженедельное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно – ролевые игры
• максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения театрализованной деятельности
• сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми
• наличие хорошо организованной предметно – пространственной среды в группе.
Цель опыта : создание условий для развития речи детей с тяжёлыми нарушениями речи дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности.
Задачи опыта :
1. Изучить педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Спроектировать предметно-пространственную среду, обеспечивающую развитие речи средствами театрально-игровой деятельности;
3. Определить и систематизировать наиболее эффективные приёмы развития речи детей с тяжелыми нарушениями на разных возрастных этапах в театрально-игровой деятельности.
4. Способствовать проявлению творческих способностей; опираясь на возможности каждого ребенка;
Задачи для детей :
1. Совершенствовать речь детей : звуковую культуру, грамматический строй, монологическую и диалогическую форму речи, её выразительность.
2. Развивать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через театрализованную деятельность.
3. Развивать коммуникативные функции, умение сотрудничать со взрослыми и друг с другом;
4. Укреплять веру в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания.
Задачи для родителей:
1. Формировать детско-родительских отношений в процессе совместной творческой деятельности;
2. Вовлечь родителей в жизнь ДОУ.
Планируя театрализованную деятельность с детьми, руководствовалась следующими факторами:
• возраст, опыт детей, ведущий вид деятельности;
• доступность содержания деятельности;
• сохранение положительного эмоционального настроя детей, активизация любознательности;
• постепенное усложнение;
Работа по формированию данного опыта продолжалась на протяжении 2-х лет в следующей последовательности:
изучение литературы по проблеме и создание специальных условий для развития речи детей с тяжёлыми нарушениями речи дошкольного возраста средствами театрально – игровой деятельности;
создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей театрализованную деятельность;
разработка и внедрение поэтапного развития речи детей с ТНР дошкольного возраста средствами театрально – игровой деятельности;
внедрение разработанной системы в собственную педагогическую практику;
анализ результативности, обобщение, описание технологии опыта, и распространение опыта.
Для осуществления поставленных задач, я разработала этапы и соответствующий план моей работы.
На подготовительном этапе работы я изучила педагогическую литературу по проблеме речевого развития детей с ТНР, определила основные направления работы. Выявила проблемы в речевом развитии, через диагностическое обследования и наблюдения.
Затем, подобрала методическую литературу по теме самообразования, следующих авторов: И. Н. Волкова, Е. А. Алябьева, И. Н. Васильева, И. Н. Кайдан, Т. П. Ермакова, Е. Н. Евдокимова, С. П. Зернес, А. В. Щеткин, Г. А. Османова, В. Б. Юлдашева, Ирина Феофанова.
Данных авторов я использую в своей работе.
Разработала консультации для родителей. Подобрала упражнения для развития мимики, пантомимики, жестов, фонематического слуха, мелкой моторики, координации речи с движениями.
Следующим этапом было, создание предметно-пространственной среды в группе.
При построении предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность учитывала :
• особенности эмоциональной личности ребенка,
• его индивидуальные социально-психологические особенности;
• индивидуальные предпочтения и потребности;
• любознательность, исследовательский интерес
и творческие способности;
• поло-ролевые особенности.
• возрастные особенности.
В течение 2 х лет в группе проведена реорганизация театрально-игрового центра : есть стационарная и мобильная ширма, изготовлена ширма для настольного театра, собран игровой инструментарий, наглядные пособия, дидактические материалы для организации театрально-игровой деятельности, картотеки. Подобран игровой инструментарий, в соответствии с классификацией театрализованных игр.
Практический этап включал в себя такие формы и методы работы:
артикуляционная, пальчиковая, мимическая гимнастика
разучивание диалогов
этюды на выражение эмоций, жестов
игры-пантомимы
упражнения на координацию речи с движением
разучивание присказок, потешек
пересказ прочитанных сказок
рассматривание прочитанных сказок
упражнения для развития правильного звукопроизношения (чистоговорки и скороговорки,
АДООП для детей с ТНР (театральный кружок «По дороге к сказке»)
Занятия проходят в форме игры в режимных моментах, в совместной деятельности с педагогом.
В процессе работы над выразительностью речи, я провожу подготовительные упражнения: артикуляционную гимнастику (использую в работе картотеку артикуляционных сказок, упражнения на дыхание, скороговорки на развитие дикции, пальчиковую гимнастику (использую картотеку пальчиковых сказок). Детям очень нравятся игры – пантомимы, пантомима способствуют развитию нравственно-коммуникативные качества личности; пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё, так же она способствует развитию двигательных качеств и умений, развивает творческое воображение, игры на развитие мимики развивают артикуляционный аппарат, снижают напряжение в лицевых мышцах, а так же улучшается дикция.
Немного сказать хочу о театральных куклах, которые есть у нас в группе, это куклы би-ба-бо. Играя в кукольный театр, ребёнок с самого начала учится воспринимать куклу, как заместителя человека, а затем конкретным игровым действиям с ней. На начальном этапе, чтобы приобщить и привить интерес ребёнка к играм с куклой, я использую в своей работе инсценировку потешек, где дети инсценируют не только потешку, но и формируют умение говорить от имени персонажей.
Есть очень много упражнений на координацию движений, детям очень они нравятся, но исполнение для их бывает трудным.
Игра-этюд — это небольшая драматизация текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем. Здесь необходимо учитывать возраст детей. Методика организации подобных игр-этюдов осуществляется следующим образом: педагог читает текст, предлагая детям показывать отдельные действия героев сюжета, или, если дети подготовлены импровизируются фрагменты поведения героев. Этюд может длиться от нескольких секунд до получаса.
В этюдах я использую мимику, жесты, образную речь, пластику тела.
Виды этюдов:
На проявление эмоций.
Этюды на основе литературного произведения.
Этюды на определённое заданное событие.
Работа проводилась в тесном контакте с родителями, что позволило достичь отношений, когда родители небезучастны к творчеству детей, а становятся активными помощниками в развитии речи дошкольников, используя театрально-игровую деятельность. Сотрудничество с родителями включило в себя формы работы:
-консультации: «Развитие связной речи дошкольников посредством театрализации сказок», «Театр дома – учите общаться», «Для чего ребенку нужен театр?»
-помощь в изготовлении атрибутов, театральных костюмов
- Папки-передвижки по развитию диалогической монологической речи;
- Индивидуальные консультации «Как развить интерес у дошкольника к театрально-игровой деятельности»;
- Разработки памяток «Домашний театр», «Развиваем речь детей через театрализованные игры»;
-Разработка рекомендаций родителям о различных приемах и методах по формированию речи детей.
Ожидаемые результаты:
Для педагога:
• повышение теоретического уровня и профессионализма;
• оснащение предметно-развивающей среды новыми играми и картотеками
• внедрение инновационных технологий, современных форм и методов работы
• личностный рост, самореализация.
Для детей :
• Сформирована звуковая культура, грамматический строй, монологическая и диалогическая формы речи, её выразительность.
• Развиты игровые навыки и творческая самостоятельность детей через театрализованную деятельность.
• Развиты коммуникативные функции, умение сотрудничать со взрослыми и друг с другом.
Для родителей:
• формирование детско-родительских отношений в процессе совместной творческой деятельности;
• вовлечение родителей в жизнь ДОУ.
Результативность педагогического опыта.
Результативность опыта определялась путем сравнения уровня развития речи у воспитанников на начало и конец года.
Свою результативность в течение двух лет я могу разделить на два блока. Первый год, работая по теме самообразования, у детей логопедической группы наблюдался более устойчивый интерес к театрализованной деятельности, они более владели выразительностью речи, могли ярко выражать свои эмоциональные состояния.
Созданное образовательное пространство для организации театрально-игровой деятельности в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи и последовательное и систематическое (на протяжении дошкольного возраста) использовании театрализованных игр позволили достичь оптимального речевого и коммуникативного развития воспитанников группы.
Диагностические наблюдения я проводила по следующим критериям:
• обогащение словарного запаса слов
• произносительная сторона речи
• воспроизведение текста
• владение средствами выразительности
• владение исполнительскими навыками и участие в театрализованных представлениях
Перед вами представлена таблица в форме диаграмм, на которой видны результаты первого года (2021 – 2022 г. г.) работы по теме самообразования :
Синим цветом – диаграмма начала года
Красным цветом – диаграмма конец года
15% до 80% обогатился словарь на основе углубления представлений о предметах и явлениях окружающего мира посредством театрально игровой деятельности;
25% до 80% сформировалась произносительная сторона речи;
25% до 75% сформировалась способность воспроизводить художественный текст сказки, рассказы, потешки используя вербальные и невербальные средства;
30% до 85% овладели средствами сценической выразительности: мимикой, пантомимикой (жест, поза, походка, интонационной выразительностью речи;
30% до 85% владеют простейшими исполнительскими навыками и активно участвуют в театрализованных представлениях.
Сейчас перед вами представлена диаграмма второго года работы по теме самообразования. Хотелось бы отметить, что дети очень отличаются от предыдущих, они более пассивны, менее эмоциональней и соответственно результаты по сравнению в первым годом не на столько высоки. Но всё же мне удалось добиться определённых результатов в своей работе.
5% до 50% обогатился словарь на основе углубления представлений о предметах и явлениях окружающего мира посредством театрально игровой деятельности;
10% до 50% сформировалась произносительная сторона речи;
10% до 50% сформировалась способность воспроизводить художественный текст сказки, рассказы, потешки используя вербальные и невербальные средства;
10% до 50% овладели средствами сценической выразительности: мимикой, пантомимикой (жест, поза, походка, интонационной выразительностью речи;
10% до 70% владеют простейшими исполнительскими навыками и активно участвуют в театрализованных представлениях.
Какой же вывод можно сделать:
В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи детей с ТНР средствами театрализованной деятельности, я добилась положительных результатов в работе по данной теме. Дети понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, с удовольствием рассказывают знакомые литературные произведения, охотно вступают в речевые контакты со взрослыми и сверстниками, с удовольствием участвуют в инсценировках.
В своем опыте работы я достигла поставленных задач и целей. Я показала в своей работе, что благодаря театрализованным играм можно улучшить степень речевого развития детей.
Адресная направленность
Материалы данного опыта могут применяться начинающими так и опытными педагогами для развития речи у детей старшего дошкольного возраста, а так же в группах компенсирующей направленности и для специалистов при подготовке по коррекционной работе с детьми ОВЗ. Данный опыт может быть использован на занятиях и в режимных моментах.
Заключение:
Проблемы низкой речевой памяти и речевой активности, невыразительности речи, трудности диалоговой речи, частичной или полной закрепощенности у детей с тяжелыми нарушениями речи решаются в условиях целенаправленной педагогической помощи через включение детей с тяжелыми нарушениями речи в театрально - игровую деятельность.
Из опыта работы с детьми логопедической группы я пришла к выводу, что театрализованная деятельность самая универсальная из всех видов детской деятельности, которая оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка :
• стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса;
• совершенствует артикуляционный аппарат;
• ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства;
• использует выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков;
• старается говорить четко, чтобы его все поняли.
Ознакомление детей с различными видами театра и непосредственное участие дошкольников в театрально-игровой деятельности ведет к повышению и эффективности речевого развития детей дошкольного возраста.
По этой причине театрализованная деятельность пользуется большой любовью у детей и считается наиболее эффективной в решении поставленных речевых задач.
Список литературы:
1. И. Н. Волкова «Комплексы гимнастик для занятий в детском саду» издательство «Учитель»
2. Е. А. Алябьева «Что такое театр?» Сказки и рассказы для детей. Издательство ТЦ СФЕРА 2021 г.
3. И. Н. Васильева «В театр играем- речь развиваем. Логопедический материал для развития речи детей с ОВЗ 4-5 лет» Издательство «ТЦ СФЕРА» 2022 г.
4. И. Н. Кайдан «Логопедические сценки для развития речи детей 5 лет» Издательство «ТЦ СФЕРА» 2022 г.
5. Т. П. Ермакова «Развитие речи и движений у детей 4-7 лет» Издательство «ТЦ СФЕРА» 2022 г.
6. Е. Н. Евдокимова «Занятия театральной студии в детском саду». Планета 2021 2020 г.
7. С. П. Зернес «Играем в театр. Пособие для детских садов и школ раннего развития» М:. КТК «Галактика» 2023 г.
8. А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» М:. МОЗАИКА- СИНТЕЗ 2022 г.
9. Г. А. Османова «Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений» Санкт-Петербург: КАРО 2018г.
10. В. Б. Юлдашева «Театр пяти пальцев : практическое пособие» Хабаровск: ХК ИРО 2011г.
11. Ирина Феофанова. Актерский тренинг для детей : АСТ, Астрель; Москва; 2012