Ольга Дикушина
Анализ работы по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Родина-слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира
Бабушка, школа, котенок… и Я!
Татьяна Бокова
Задачи: формировать в сознании детей патриотические ценности : любовь и уважение к своей Родине, к своей семье, родному краю и дому; расширять знания о доброжелательных отношениях родных людей; об эмоциональном состоянии членов семьи; формировать понятие: мой дом, моя семья, Родина и малая родина; привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, то есть потребность к формированию семейных ценностей, возрождая нравственные традиции в современной семье.
Публикация «Анализ работы по патриотическому воспитанию „С чего начинается Родина“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Одной из самых важнейших задач нашего современного общества является такая задача, как нравственно - патриотического воспитания подрастающего поколения, которое необходимо начинать в дошкольном детстве, являющемся важнейшим периодом становления человеческой личности. Именно в это время закладываются все нравственные основы будущего гражданина нашей Родины.
Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу детям знаний, помогающих формировать на этой основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Известный педагог Сухомлинский В. А. утверждал, что «детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
Базовым этапом формирование у детей любви к своей Родине, считается накопление социального опыта жизни в своем городе. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – тому самому месту, где человек родился и вырос. Этим местом является наша республика Башкортостан и небольшой, но очень зеленый, красивый и уютный город Кумертау.
Поэтому, я считаю, огромное значение имеет расширение знаний и ознакомление дошкольников с семьей, родным городом, краем и Родиной.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к родной природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину и своим героям.
Родной дом - сложное и многогранное понятие.
Оно включает в себя:
- семью, где ребёнок родился и вырос;
- атмосферу домашнего очага (семейные традиции, обряды);
- дом, улицу, друзей и окружение;
- родную природу.
Постепенно понятие «Родной дом» перерастает в более широкий смысл и расширяется до понятия «Город», «Малая Родина» и большая многонациональная Родина - «Россия».
Нравственно - патриотическое воспитание включает в себя :
1. Формирование представлений о родной национальной культуре.
2. Воспитание гражданина своей страны - цивилизованного общества.
Эти задачи тесно связаны между собой, так как воспитание гражданина своей страны невозможно без глубокого познания нравственного богатства своего народа.
Воспитание чувства патриотизма – процесс очень длительный и сложный, требующий от педагога личной убеждённости и вдохновения. Я считаю, что работа в детском саду, как начальной ступени образования, должна быть спланирована по следующим направлениям:
- воспитание любви к близким : родителям, братьям и сестрам, другим членам семьи, родному дому;
- детскому саду;
- природе;
- родному городу;
- своей стране и её культурному наследию.
Я считаю, дети должны знать и смысл государственной символики своего города, родного края, которые являются неотъемлемой частью истории и культуры страны. Невозможно воспитать настоящего гражданина своей страны без уважения к истории своего Отечества, умения понять и оценить символический смысл герба, гимна и флага не только малой родины, но и Российской Федерации.
В дальнейшем можно знакомить детей с гербами разных стран и городов и сделать выводы: что герб является отличительным знаком государства, и несёт определённое смысловое значение, что он может быть отличительным знаком как для отдельного человека, целой семьи, учреждения, района, города, так и для целой державы.
К работе нравственно – патриотического воспитания, я считаю, необходимо подключать и родителей : оформление различных мини-музеев, например «Традиции в моей семье», «Наше семейное древо», оформление фотоальбомов и коллажей: «Город, в котором я живу», «Наши семейные праздники и походы», «Родная природа», «Наша Родина - Россия». Экспонаты можно не только смотреть, но и нужно брать в руки. Каждый новый экспонат – это повод для бесед и дискуссий. При ознакомлении дошкольников с родным краем через мини-музеи и фотовыставки создаются благоприятные условия, при которых у детей расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь и словарный запас, решаются так же задачи эстетического и культурного воспитания.
Так же необходимо организовывать встречи с интересными и знаменитыми людьми города и республики, приобщать детей к поэзии, песням родного края. На таких встречах дети узнают много интересного о традициях и профессиях нашего города, республики, ощущают гордость за своих родителей, формируется сплочение семьи, а, как известно, семья, это самое дорогое, что есть в жизни каждого человека.
Любовь к Родине становится настоящим чувством, когда оно выражено в желании и потребности трудиться на благо города, на благо родного края, поэтому необходимо поощрять желание детей сделать что-то для других, для детского сада, города, не маловажным является и приобщение детей к домашнему труду, активному участию и подготовке к семейным праздникам.
Одной из форм работы с детьми я считаю продуктивную творческую деятельность это рисование, аппликацию, лепку и ручной труд, что позволяет закрепить знания детей, их отношение к окружающему миру, воспитывать чувство ответственности за свою работу, бережное отношение к результатам своего труда и труда других.
Я считаю, что вся работа с детьми должна осуществляться постоянно, последовательно, учитывая индивидуальные особенности детей и их семьи в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и изо- деятельности, музыкальных и физкультурных занятиях, игровой и самостоятельной деятельности, а также использовать такие формы работы как, комплексные, сюжетные, тематические и другие виды занятий, которые проводятся как фронтально, так и подгруппами и индивидуально.
Работа с детьми
Составление рассказов на тему:
«Мой детский сад!»;
«Мои папа, мама, я и вся моя родня»;
«Кем я хочу стать, когда вырасту».
Словотворчество:
о маме, папе;
о семье;
о моем лучшем друге.
«Познание»
«Что значит слово «Семья»…»Родина»»;
«Я- папин помощник»
«Профессии, которые мне интересны» .
Беседы:
«Отдых с моей семьи»;
«Что значит мое имя и имена моих родных» и др.
Рисование:
«Моей мамочки портрет!»
«Мои любимые» (совместная работа с родителями);
«Открытка для мамы или папы» - для родителей
Выставка фотогазет:
«В нашей семье»;
«Летий отдых в лесу»;
«Зимние забавы»
«Репортаж о городе»;
«Мой детский сад, второй мой дом!».
Проведение праздников:
«Новоселье в группе»;
«1 июня - Всемирный день ребенка»;
«Всемирный день матери»;
«Масленица пришла!»
Прослушивание аудиозаписей.
Проведение спортивных праздников «Мама, папа, я – спортивная семья».
«В гостях у бабушки и деда»;
«Раз, два, три, четыре, пять - дружная семейка»;
Социально - личностное развитие Составление правил поведения для дома, в группе, общественных местах.
Сюжетно-ролевые игры.
Создание альбома «Семейное древо и герб нашей семьи».
Родительская гостинная «Семья моя любимая…».
Анкетирование: «Родители, а знаете ли вы своего ребенка?».
Сотворчество- оформление выставок, рисунков, фотоколлажей.
«Мастерская Деда Мороза и Снегурочки» (поделки, подарки к празднику из бросового и природного материала).
«Сделаем участок в нашем саду интереснее и краше!» с детьми и родителями (благоустройство территории детского сада).
Оформление фотогазет:
«А я расту»;
«Как я помогаю бабушке в деревне».
Работа с детьми
«История нашего города»;
«По улицам родного города»;
«Башкортостан – наш край родной»;
«Уральские мастера и умельцы»;
«Красота природы и животного мира родного край»;
«Дружбой народов славится наша Родина!»;
«Коммуникация»
«Родные улицы города»;
«Каким я вижу будущее нашего города…».
Составление кроссвордов (о животном и растительном мире).
Конкурс пословиц и поговорок. «Век живи, век учись».
Вечер «У веселой бабушки,бабушки- Загадушки».
Мини – музей «Семейные традиции и реликвии».
Викторина «Что я знаю о городе родном».
Художественно-эстетическое
развитие
«Улицы нашего города»;
«Любимый уголок, где я отдыхаю»;
«Лесные жители» и «Братья наши меньшие» т. д.
Рисование национальных костюмов и утвари башкир.
Коллективные работы :
«Осень в город к нам пришла, красоту нам принесла».
«Снег укутал спящий парк….»
«Птицы на нашем участке";
«Здравствуй лес, полный сказок и чудес».
«Лето, лето к нам пришло!», «Огородники»
Выставки совместных работ детей и родителей :
«Что в подарок нам Осень принесла…»;
«Веселый урожай» (композиции из овощей, природного и подручного материала) и др.
Пластилинография:
«Платье для Айгуль», «Украсим бабушке полотенце» (выкладывание бусинами, бисером на пластилиновой основе);
Ручной труд:
Национальная кукла из ниток; аппликация из семян и ниток, кусочков ткани.
Коллективная работа «Улица моя» (из спичечных коробков и коробочек);
Рассматривание иллюстраций, картин башкирских художников, к рассказам, стихотворениям и сказкам «Родина моя, Башкортостан».
Прослушивание и разучивание стихов, песен о Башкортостане и Кумертау.
Оформление музыкального уголка в русских и традициях башкирского народа.
Праздники, развлечения:
«С днем рождения мой город!»;
Конкурс чтецов «Край родной ты мой любимый».
Игры народов нашей республики.
Спортивные праздники, развлечения, эстафеты.
Социально- личностное развитие.
Экскурсия в краеведческий музей, в пригородный лес.
Посещение выставок художников города.
Мини-библиотека с писателями родного края.
Викторина для родителей «Я люблю свой город и хочу знать его историю».
«Что рассказать детям о городе, родном крае и Родине»;
«Воспитание у детей патриотических чувств к малой родине»;
«Исторические места нашего города»;
«Наш город Кумерау в прошлом и настоящем».
Фотогазета «Поездки по Башкирии».
Взаимодействие с педагогами Конкурс проектов «С чего начинается Родина».
Творческий вечер «Глазами детей –город наш», «Художники рисуют наш город». Литературная гостиная в рамках конкурса чтецов «Башкирия моя, мой край родной!».
Я считаю, что такая система работы поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма : гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, а также любви к своей семье, своим родным и близким, самому дорогому, что есть у каждого человека.