Шлычкова Ольга
Создание инновационной модели ДОУ по укреплению здоровья ребенка средствами физической культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение педагогического опыта
старшего воспитателя: Шлычковой Ольги Васильевны
Муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №20» г. о. Саранск
по теме: «Создание инновационной модели ДОУ по укреплению здоровья ребенка средствами физической культуры».
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Публикация «Создание инновационной модели ДОУ по укреплению здоровья ребенка средствами физической культуры» размещена в разделах
За последние годы резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Российской академии медицинских наук физиологически зрелыми рождается не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%.
Государством разрабатываются кардинальные меры по охране и укреплению здоровья молодого поколения, и важная роль в этом вопросе уделяется педагогам. Охране здоровья детей посвящена отдельная статья Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»№273- ФЗ, в которой говорится о том, что «организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ организуют и создаютусловия для охраны здоровья обучающихся, для профилактики заболеваний иоздоровления детей, для занятия ими физической культурой и спортом, пропагандируют и обучают навыкамздорового образа жизни».(глава 4, статья 41)
Важной задачей в ФГОС ДО является формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни,развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.
Здоровье воспитанников дошкольных образовательных учреждений является одним из центральных вопросов стандартизации дошкольного образования, так как качество освоения образовательной программы во многом зависит от уровня физического развития, здоровья детей.
Решать вопросы всестороннего творческого развития дошкольников возможно только тогда, когда они здоровы и имеют достаточно высокий уровень физического развития.
Большинство педагогических коллективов пытается отойти от традиционной методики, ищут новые формы образовательного процесса и изменяют его содержание. Наш коллектив не стал исключением. Успешное решение задач по укреплению здоровья ребенка средствами физической культуры стало для нас профессиональным интересом и главной задачей нашей деятельности мы определили: создание в детском саду необходимых условий для наиболее оптимального сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.
Для более успешной реализации поставленных задач МДОУ «Детский
сад №20 комбинированного вида» был присвоен статус учреждения инновационной направленности по теме «Создание инновационной модели ДОУ по укреплению здоровья ребенка средствами физической культуры» (Приказ Управления образования Администрации городского округа Саранск №01-02/93 от18.04.2012 г.)
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в построении
оптимальной педагогической модели использования инновационных подходов в организации оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста средствами физической культуры, в необходимости и возможности повышения уровня развития профессиональной компетентности педагогов ДОО в области воспитания здорового дошкольника посредством использования инновационных форм методической работы.
Основная цель опыта – это разработка системы работы старшего воспитателя по развитию профессиональной компетентности педагогов, повышению качества здоровьесбережения посредством эффективного использования современных программ и технологий.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта
Начиная работу детского сада в физкультурно-оздоровительном направлении,мы понимали, что проблема оздоровления детей - это целенаправленная, систематическая, спланированная работа всего коллектива на длительный период.
Возникновение опыта тесно связано с процессом обновления содержания образования, с внедрением новых образовательных программ и инновационных технологий.
Первым условием возникновения опыта является - раннее начало. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. В этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающему миру. Дошкольная образовательная организация призвана создать основу для развития ребенка и обеспечить максимально благоприятные условия для формирования его здоровья, гармоничного физического, психического и социального развития. Решающим фактором сохранения и укрепления здоровья детей-дошкольников является создание здоровье сберегающих, здоровье- укрепляющих условий в ДОО.
Анкетирование родителей в рамках подготовки к созданию инновационной модели ДОУ по укреплению здоровья ребенка средствами физической культуры показали : 66% семей воспитанников ориентированы на ЗОЖ, а 34% являются союзниками педагогического коллектива в формировании компетентности здоровье сбережения у детей. Это второе условие возникновения опыта.
Третье условие возникновения опыта - требования, предъявляемые к современному педагогу. Современный педагог должен владеть здоровье сберегающими технологиями, владеть необходимой базой профессионально значимых установок и личностных качеств, теоретических знаний, профессиональных умений и навыков, которые он будет совершенствовать в процессе самообразования
Реализация основных концептуальных идей опыта базируется наследующих принципах:
1. Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на развитие личности ребенка, его индивидуальности, физического потенциала, научно–обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип участия - привлечения всех участников педагогического процесса, социума к непосредственному и сознательному формированию физических способностей дошкольников в различных видах деятельности. Активное и сознательное участие всего педагогического и медицинского коллектива и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по развитию у детей общих познавательных и творческих способностей, обеспечение физического, познавательного, социального и речевого развития дошкольников.
3. Принцип социальной компенсации - обеспечения социальной и правовой защищенности детей дошкольного возраста, находящихся в семьях, требующих социальной поддержки.
4. Принцип комплексности и интегративности - решение задач развития физического развития дошкольников в системе всего воспитательно-образовательного процесса и всех видов деятельности, реализация программы в различных возрастных группах.
5. Принцип преемственности и адресованности (личностной ориентации) - обеспечение взаимодействия и преемственности в работе ДОУ и школы, социальных объектов физической культуры. Поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития детей.
6. Принцип результативности и гарантированности - создание оптимальных условий для физического развития ребенка- дошкольника делает возможным обеспечить каждому равные стартовые возможности в реализации интересов, стимулирования мотивации для физического развития, поддержку в семье, реализации конституционных прав детей на получение образования, необходимой помощи и поддержки, выполнение государственных гарантий.
7. Принцип природосообразности - определение форм и методов физического развития дошкольников на основе целостного психолого - педагогического знания о ребенке, его физиологических и психологических особенностей.
8. Принцип дифференциации содержания педагогического процесса - педагогический процесс необходимо ориентировать на индивидуальные особенности каждого ребенка, темпы его физического развития.
Теоретическая база опыта.
Нормативно-правовое обеспечение.
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»,
ФЗ №273 - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049 -13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26,
Устав МДОУ «Детский сад № 20 комбинированного вида».
Также была изучена литература по укреплению здоровья ребенка средствами физической культуры, использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000.
Вавилова Е. Н. – Развитие основных движений у детей 3-7 лет. Система работы. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
Воротилкина И. М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении – М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду [Текст]/ Под ред. Т. С. Яковлевой. - Москва: Школьная пресса, 2006.
Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. – М. : ВАКО, 2007.
Пензулаева Л. И. – Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
Полтавцева Н. В. – Физическая культура в дошкольном детстве: Пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 4-5 лет / Н. В. Полтавцева, Н. А. Гордова. – М. : Просвещение, 2004.
Физкультурно-оздоровительная работа : комплексное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Младший, средний,старший дошкольный возраст / авт. – сост. О. В. Музыка. – Волгоград: Учитель, 2010.
Т. И. Осокина по изучаемой теме выделяет такие задачи:
а) охрана жизни ребенка; б) укрепление здоровья; в) совершенствование организма ребенка, содействие его правильному физическому развитию; г) повышение работоспособности.
В. И. Логинова задачи физического воспитания формулирует несколько иначе:
а) охрана жизни и укрепление здоровья; б) обеспечение своевременного и полноценного развития всех органов и функций организма; в) формирование основных движений и двигательных навыков, ловкости, гибкости, смелости и т. п.
А. В. Кенеман, Г. В. Хухлаева сформулировали три следующие группы задач:
а) оздоровительные - развитие и укрепление костной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, внутренних органов: развитие движений, а также закаливание организма ребенка.
б) образовательные - формирование навыков выполнения основных движений; привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о своем организме, о здоровье; формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе.
в) воспитательные задачи - формирование нравственно-физических навыков; выработать у детей потребность, привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями как потребность в физическом совершенстве; воспитание культурно-гигиенических качеств.
Сучкова И. М. предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, особенно нервной системы, совершенствование функций организма ребенка, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным детям видам двигательной деятельности, формирование положительных нравственно-волевых черт личности. Она предлагает осуществлять эту работу не только как физическое воспитание, а в контексте общего педагогического процесса.
Е. Н. Вавилова выделяет несколько задач: охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений, совершенствование всех функциональных систем организма.
Итак, задача оздоровления ребенка – дошкольника средствамифизическойкультуры в работах вышеуказанных ученых признается одной из наиболее важных.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Гипотеза: если создать оптимальные условия для физического развития ребенка-дошкольника, то окажется возможным обеспечить каждому равные стартовые возможности в реализации интересов, стимулирования мотивации для физического развития, поддержку в семье.
Инновационная деятельность подразумевает комплекс методов изучения проблемы: анализ отечественного и зарубежного опыта педагогической деятельности по проблеме; получение качественного материала для обобщений (анкетирование, беседы, изучение документации образовательного учреждения, выделение которых необходимо для работы.
Новизна: состоит в том, что будет обогащена (расширена) - реорганизована система физкультурно-оздоровительной работы, которая даст больше возможностей управления здоровьем детей, приобщению к здоровому образу жизни в дошкольном учреждении через комплекс рационально организованных физкультурно-оздоровительных мероприятий с включением специальных оздоровительных технологий и методик.
А применение на практике метода проекта, позволит усваивать сложный материал детям дошкольного возраста через совместный поиск решения проблемы, этим самым делая процесс интересным; а также систематизировать большой объем материала, опыт.
Цель опыта: создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей средствами физической культуры, применяя здоровьесберегающие технологии, метод проекта.
Реализация поставленной цели требует постановки и решения следующихзадач:
Единые задачи:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;
- формирование общих способностей и целостной личности каждого ребенка;
- создание развивающей предметной среды;
- вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
Специфические задачи:
- Развитие у детей интереса к физической культуре и спорту, ценностям здорового образа жизни, формирование у них мотивов самосохранения, воспитание привычки заботиться о своем здоровье;
- Проектирование предметно - развивающей среды, способствующей укреплению здоровья ребенка средствами физической культуры;
- Выделение круга теоретических и практических проблем, овладение которыми необходимо для педагогического коллектива ДОУ по реализации инновационной деятельности;
- Построение модели взаимодействия «Детский сад- социум- семья» по принципу партнерства для формирования положительного отношения и стойкую мотивацию к приоритетам собственного здоровья;
- Обоснование системы мер по отработке педагогической модели ДОУ по укреплению здоровья ребенка средствами физической культуры, как наиболее эффективного для конкретных условий варианта системы методической работы;
- Реализация системы мер по отработке педагогической модели ДОУ по укреплению здоровья ребенка средствами физической культуры, обосновать условия, найти оптимальный вариант ее внедрения.
Методы исследования:
- изучение теоретических источников по теме инновационной работы;
- обобщение передового опыта по использованию инновационных подходов в организации оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста;
- анализ документации детского сада;
- педагогическое наблюдение;
- беседы;
- анкетирование;
- системный анализ результатов работы использования инновационныхподходов в организации оздоровительной работы с детьмидошкольного возраста (на начало, середину и конец учебного года).
Основные направления реализации инновационной деятельности :
- Интеграция всех направлений развития ребенка.
- Модернизация предметно - развивающей среды.
- Педагогическое просвещение родителей.
- Координация деятельности с другими учреждениями.
- Разработка нового программного содержания всей системы компонентов современного физического образования в ДОУ.
- Детальная отработка технологии укрепления здоровья дошкольников средствами физического образования.
В процессе организации работы по укреплению здоровья и физическому развитию детей дошкольного возраста в различных видах деятельности в дошкольном образовательном учреждении был осуществлен комплекс мер, включающий в себя:
- диагностику профессиональной деятельности педагогических работников;
- дифференцированный подход к педагогам ДОУ в процессе методической работы;
- конкретизацию задач формирования мер по укреплению здоровья в различных видах деятельности и связанный с этим, обоснованный выбор содержания планирования;
- укрепление физического здоровья детей в различных видах деятельности;
- обогащение предметно - развивающей среды.
Все это привело к построению оптимальной педагогической моделииспользования инновационных подходов в организации укрепления здоровья ребенка средствами физической культуры, то есть к достижению максимально возможных положительных результатов для условий инновационной деятельности дошкольной образовательной организации, к качественному росту квалификации педагогических работников, что должным образом повлияло на уровень воспитания и оздоровления воспитанников.
Этапы: (2013 - 2019 г.)
1 этап (2013 - 2015 учебный год). Вводно-организационный этап.
Цель: создание условий для формирования и развития инновационных процессов в ДОУ.
В течение данного этапа изучался массовый и передовой опыт по тематике эксперимента, устанавливались контакты с другими образовательными учреждениями республики, в том числе и вузами. Проводилась диагностика профессиональной подготовленности педагогов к проведению инновационной деятельности в детском саду (анкетирование, опрос, оценка условий; разрабатывалась необходимая документация, осуществлялась деятельное планирование экспериментальной работы, создали творческие группы для проведения и корректировки хода эксперимента, проводили инструктивно-методическую работу с такими группами, планировали и организовывали работу по созданию и апробации программного обеспечения в области управления общеобразовательным учреждением, разрабатывали программу инновационной деятельности. Проводили анкетирование родителей по изучению общественного мнения о предстоящей инновационной деятельности.
2 этап (2015-2017 учебный год)
Цель: на данном этапе отслеживался ход эксперимента, вносились корректировки, изучать передовой педагогический опыт в области оздоровительной работы с детьми всех возрастных групп, осуществлять подготовку и переподготовку педагогических кадров; организовать взаимодействие с другими образовательными учреждениями и с вузами Республики, осуществлять разработку и апробацию программ учебно-методических пособий, авторских программ, мини- проектов осуществлять экспериментальную работу в соответствии с планами инновационной деятельности, проводить необходимую диагностику для контроля знаний и умений детей, отслеживать и подводить итоги оздоровительной работы, совершенствовать предметно-развивающую среду в ДОУ для реализации инновационной деятельности; проводить открытые просмотры, проблемные семинары, педсоветы по теме инновационной деятельности для педагогов, студентов, родителей.
3 этап (2017- 2018 учебный год)
Цель: в течение этого этапа осуществлялся контроль за ходом инновационной деятельности, отслеживались результаты работы, проводили необходимую диагностику знаний и умений детей, подводили итоги, составляли необходимую документацию, проводили необходимые анкетирования, открытые просмотры, проблемные семинары, педсоветы для студентов, педагогов, родителей, оформляли методические рекомендации, методические пособия, разработанные в ходе эксперимента. Распространяли инновационный педагогический опыт (проведение семинаров, открытых просмотров, взаимопосещения, обмен опытом).
Заключительный (итоговый) этап (2018-2019 учебный год)
Цель: на последнем этапе обобщался и систематизировался накопленный опыт по инновационной деятельности, подводился окончательный итог работы учреждения инновационной направленности МДОУ «Детский сад №20 комбинированного вида».
Таким образом, поиск инновационных форм позволил обновить содержание работы, которое способствует укреплению здоровья ребенка средствами физической культуры, профессиональному развитию педагогов, что влияет на качество воспитательно-образовательной работы в ДОО.
Результативность опыта
В результате целенаправленной, планомерной и систематической работы в данном направлении добились следующих результатов:
- Внедрение научно-методических подходов к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОО и семье;
- Повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей;
- Повышение методического мастерства педагогов, творческого потенциала,развития профессиональных и личностных качеств педагогов;
- Повышение педагогической культуры родителей воспитанников.
Трудности и проблемы при использовании опыта
Отсутствие у части педагогов необходимых знаний по проблеме инновационной деятельности.
Для устранения проблемы проводилась следующая работа:
- уделялось особое внимание повышению квалификации педагогов необходимыми знаниями по проблеме инновационной деятельности;
- тщательно отрабатывались методические материалы в помощь педагогам ДОУ;
- на всех этапах осуществления инновационной деятельности максимально внимательно и бережно относились к любым предположениям педагогов, родителей воспитанников.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Данным педагогическим опытом работы могут воспользоваться в практике воспитатели,инструкторы по физической культуре дошкольных образовательных организаций, и родители.