Ольга Шарифулина
Консультация «Создание ситуации успеха в рисовании человека подвижной модели»
▼ Скачать + Заказать документы
Создание ситуации успеха в рисовании человека подвижной модели
МБДОУ «Осинский детский сад №1»
Методическая разработка на тему:
«Создание ситуации успеха в рисовании человека
(подвижная модель)»
Выполнила: воспитатель Шарифулина О. В.
«Создание ситуации успеха в рисовании человека
(подвижная модель)»
Публикация «Консультация „Создание ситуации успеха в рисовании человека подвижной модели“» размещена в разделах
Содержание разработки
1. Актуальность …. 2
2. Анализ ситуации…. …. 3
3. Проблема…. 3
4. Цель и задачи…. 4
5. Методы, приемы, способы, направления работы и мероприятия
по реализации разработки…. 4
6. Ожидаемые результаты…. 6
7. Мониторинг…. 7
8. Анализ результатов занятий…9
9. Заключение…. .9
10. Литература…. 10
11. Приложение….10
Актуальность
«Не умею рисовать человека!» Кому из нас, воспитателей, не знакомы эти слова? Действительно, попробуй изобразить человека, когда не знаешь, как приступить к этому.
Изображение человека – самое сложное в развитии изобразительного творчества детей – дошкольников, которое, постепенно усложняясь, занимает место в детских рисунках в течение всего дошкольного детства.
Дети, у которых слабо развиты внимание, зрительная память, теряются. В основном, в рисунках детей люди стоят, беспомощно раскинув руки, расставив ноги. А движение умеют передавать только талантливые, одаренные дети. Обучение детей дошкольного возраста изображению человека, а особенно передаче движения, процесс сложный и кропотливый, требующий от педагога умения учитывать в своей работе ряд требований и создания необходимых условий для детского творчества. Чтобы ребенок смог передать в рисунке задуманное, он должен владеть изобразительными и техническими умениями.
И в то же время педагогическое руководство должно быть направлено не только на обучение искусству изображения портрета, но и на развитие восприятия, воображения. Иначе говоря, надо научить детей видеть и воспринимать, постепенно подводить к пониманию того, что их изображение может выражать различное содержание и руководство процессом должно быть направлено, прежде всего, на развитие эстетического восприятия, на образное отражение своих впечатлений в рисунке определенными изобразительными средствами.
Ребенок в окружающем мире улавливает далеко не все, что видят глаза, поэтому на занятиях по формированию умению изображать человека в движении необходимо научить детей наблюдательности с целью более полно и правильно передать характерные особенности и черты изображаемого человека, позу, движение.
Актуальность данного способа рисования в том, что изобразить человека дошкольнику очень сложно.
Вопрос: «Как научить детей рисовать человека?» многих взрослых ставит в тупик: далеко не каждый сможет передать пропорции и портретное сходство, объяснить этапы рисования фигуры человека и тем более его движение, ребенку.
Поэтому проблема развития творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
Каждый ребенок – это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленной. Чем младше ребенок, тем меньше он задумывается, правильно ли он творит. Он просто с увлечением рисует. Взрослея, он начинает сравнивать, свой рисунок с рисунками сверстников замечает разницу, и как следствие, процесс рисования становится неинтересным, неэмоциональным, любовь к этому виду деятельности пропадает навсегда. Часто можно услышать от взрослого: «Я не умею рисовать и мой ребенок в этом весь в меня!» Первые отрицательные оценки взрослых, и их неумение прочесть «малопонятные каракули», навсегда закрывают ребенку дорогу в мир творчества, и он теряет веру в свои силы. Такого не должно происходить!
В дошкольном возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через рисунок. Как часто бывает, чем старше ребенок, тем чаще главным персонажем в работе становиться изображение фигуры человека, вот здесь и раскрываются знания в области перспективы, пропорций, пластической анатомии. Многие дети боятся, что у них получится смешно или неправильно. Испытывая интерес к творчеству, дети сами ищут разнообразные способы выражения, но далеко не у всех это получается.
Анализ ситуации
Изобразительная деятельность детей охватывает различные темы. Рисунки старших дошкольников показывают их интерес и к социальным проблемам, к истории жизни своего народа. Но свободный выбор содержания изображения при отражении представлений детей о жизни людей может быть затруднен, если ребенок не владеет способами и приемами изображения фигуры человека в движении.
Количество и качество изображения людей напрямую зависит от того, как ребенок (особенно старшего дошкольного возраста) умеет это делать.
Кроме того, удачное участие воспитанников детского сада в различных конкурсах детского рисунка на уровне района, города и т. п. требует от дошкольников выразительного и совершенного исполнения, а заявленная тематика конкурсов чаще всего подразумевает изображение мира людей.
В современных методиках обучения изобразительной деятельности определены задачи, которые нацеливают педагогов, на проведение определенной работы по обучению детей изображению мира людей и ознакомление с жанром портрета в искусстве.
Методика обучения рисования человека в детском саду - это своеобразная форма отражения окружающей действительности. Структура занятий традиционна.
Проблема разработки:
Проанализировав годовой и перспективный план по воспитательно - образовательной работе, я выяснила, что работа по обучению детей рисованию человека ведется достаточная. Но выявилась проблема:
отсутствие системы технических навыков работы по обучению детей дошкольного возраста изображению человека, в частности, по обучению детей 6-7 лет изображению человека в движении.
Дети подготовительной к школе группы не имеют навыков выразительного изображения человека в движении, вследствие чего портреты, изображаемые детьми, невыразительны.
Решение данной проблемы актуально при обучении дошкольников изображению фигуры человека в изобразительной деятельности на сегодняшний день. Именно с детьми 6- 7 лет целесообразно проводить данную работу, так как дети данного возраста при соответствующей подготовке могут не только передавать в рисовании и в лепке разнообразные движения человека, но и способны выражать свое эмоциональное отношение к изображаемому.
Моей целью сала задача: сформировать навыки успеха по развитию художественно – творческих способностей детей 6 – 7 лет в процессе обучения изображения человека в движении с подвижной моделью.
Подобрать и изготовить необходимый материал для создания дидактических игр, пособий по ознакомлению детей с портретным жанром живописи в искусстве и изображению человека в движении способствующей решению данной проблемы.
Методы, приемы, способы, направления работы и мероприятия
по реализации разработки
С самого рождения ребенка окружают люди: мать, отец, бабушка, дедушка. По приходу в детский сад он встречается с новыми людьми: воспитателем, помощником воспитателя, другими детьми. Каждый день ребенок общается с людьми.
Естественно, в рисунках детей появляются изображения человека. На листе бумаги ребенок старается показать окружающий его мир. Но самостоятельно ребенок не может научиться рисовать человека. По мере взросления ребёнок осознает собственное «я», начинает говорить о себе в первом лице, а на рисунках появляется человек. Он рисует не себя, не маму не папу, а старается изобразить человека вообще. Исследователи - называют первые схематичные изображения «головоногами» — у них есть только ноги, руки и голова. Хотя дети на этом этапе развития ещё не умеют считать. Глаз, рук и ног всегда по паре, а вот рот один. И в этом дети никогда не ошибаются.
Научившись изображать человека, он учится передавать его характер, настроение, свое отношение к нему.
С первых же занятий у детей воспитывают интерес к рисованию. Обучение рисования человека начинают со 2 младшей группы. Здесь только учат детей изображать человека в простом виде : например, неваляшку, колобка, снеговика.
В средней группе имеют уже определенные умения в изображении фигуры человека. В этом возрасте могут изображать девочку в длинной шубке. Дети в этой группе должны освоить не только статическую форму изображения предметов, но и должны научиться передать движение, например, нарисовать пляшущую девочку.
В старшей группе детей учат рисовать фигуру человека, передавать расположение частей, соотношение их по величине более точно, чем в предыдущих группах. Учат так же точно передавать образ изображаемого, передавать характерные особенности: костюма, поз человека.
В подготовительной к школе группе дети закрепляют и совершенствуют полученные в предыдущих группах умения и навыки. Дети упражняются в рисовании фигуры человека, учатся создавать образ человека, совершающего какое-то действие, передавать фигуру в движении, передавать форму и пропорции частей тела. Учить передавать относительную величину взрослого и ребенка.
В рисование фигуры человека необходимо знать пропорции тела. У взрослого высокого человека голова укладывается во всей фигуре 8 раз, у низкого-7 раз.
Пропорции у детей: у двухгодовалого ребенка высота головы меньше длины тела в пять раз, у шестилетнего-в шесть раз.
В освоении пропорций и основных особенностей формы фигуры человека я испробовала разные способы - это схематичные рисунки, простейшие по форме куклы и обнаженные «голышки».
Изучив методическую литературу по изображению человека в движении, пришла к выводу, что работа по обучению изображения человека в движении трудно понятный детям со слабо развитым вниманием и зрительной памятью.
Но все же схема скелетного изображения актуальна для детей.
В подготовительной к школе группе фигуру человека дети изображают не только в фас, но и в профиль. Этот способ сложнее, но рисунок получается выразительнее. В профильном изображении лучше передается движение.
Рисование – это тип невербального общения, когда посредством картинки можно сказать больше и проще, чем при помощи слов.
Взрослые тоже используют для простоты понимания пиктограммы, символы, схемы, планы, инфографику. Вспомните знаки в местах скопления людей, дорожные знаки, схемы метро, музеев, парков и т. п.
Знаки и схемы – это основа визуального мышления. Этот тип мышления
более быстрый, нежели мышление, опирающееся на память и логику.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной тактики педагога на получение
запрограммированных результатов.
Поэтому мной был разработан дополнительный материал как подвижная модель для традиционных, подгрупповых и индивидуальных занятий, где для достижения поставленной цели использую «подвижную модель» в технике изображения человека в движении. Этот подход к выполнению изображения человека создает почву, для развития детского воображения, творческой активности, стандартного мышления. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями различных способов рисования, ребенок начинает экспериментировать и творить.
В рисовании человека образец используется не с целью копирования, а для уточнения представлений детей об изображаемом предмете и способах изображения. На развитие творческих способностей детей отрицательно сказывается применение образцов рисования человека с упрощенными, схематичными изображениями. Упрощение изображения до схемы создает лишь кажущееся облегчение поставленной перед детьми задачи. Такая схема не может ребенку выделить главное в рисовании человека, а просто заменит образ конкретного человека. В результате в рисунках детей появляются шаблоны: девочка с бантом на голове, мальчик в шортах и т. п.
Также в систему работы по обучению детей изображению человека в движении составляют:
• занятия по ознакомлению детей с изоискусством,
• непосредственно занятия по обучению детей изображению человека в движении (рисование и лепка)
• включение в образовательный процесс разнообразных дидактических игр и пособий.
Рекомендуемые дидактические игры:
• Пособие «Как рисовать портрет»
• Пособие угадай по силуэту «Движение человека»
• Игра «Помоги человеку выполнить движение»
• Игра «Найди недостаток в портрете»
• Мозаика «Портрет и человек в движении»
• Игра «Угадай мое настроение»
• Игра «Цвет настроения»
Ожидаемые результаты
В результате систематической и планомерной работы у детей:
1. появится желание и умение качественно и выразительно изображать человека в движении
2. сформируются у детей эмоционально-личностное отношение к искусству, деятельности, окружающему.
3. сформируется умение доводить начатое дело до конца, повысится самооценка, появится уверенность в своих способностях.
У педагогов:
1. повысится профессиональная компетентность в вопросах художественно - эстетического воспитания детей
2. развитие педагогического сотрудничества с семьями дошкольников
У родителей:
1. появится заинтересованность и желание видеть в своих детях маленьких «художников»
2. повысится уровень имеющихся искусствоведческих познаний в области изобразительного искусства
3. проявится интерес и активность к совместной деятельности с педагогами ДОУ
Систематически занимаясь с детьми рисованием человека (сказочных героев, окружающих людей) используя, в сочетании различных методов и приемов на занятиях по обучению детей рисованию человека поможет, детям лучше усвоить все способы изображения человека и добиться желаемого результата.
Когда ребенок научится мыслить именно схемами или моделями, у него не возникнет сложностей при рисовании фигуры человека в движении.
Мониторинг
Походу занятий, я необходимо контролирую уровень усвоения знаний детьми и при необходимости корректирую их. Для этого необходимо проводить диагностику.
Диагностический срез для выявления эффективности проводимой работы проводится два раза в год (в начале и в конце учебного года) с использованием диагностической методики Е. С. Романовой и О. Ф. Потемкиной, описанной в отечественной литературе как метод под названием «Автопортрет»
Экспериментальная практика с использованием данной методики позволяет говорить о достаточно широкой информативности метода и соответствия задачам исследований в области художественно - эстетического развития. «Автопортрет» может быть использован не только как метод диагностики, но и в качестве элемента педагогической технологии как метод развития художественных способностей.
Инструкция: «Нарисуйте свой автопортрет»
Предварительная информация для детей должна включать сведения о том, что такое автопортрет. Можно ограничиться только определением, так как дополнительная информация о видах автопортретов, конкретные художественные примеры, в некоторых случаях ограничивают проблему выбора, спонтанность рисунка и формируют стереотипы, повторы, имитации
Материал: карандаш, лист бумаги размером 10x15 см (графический вариант). Для раскрашивания материал по желанию.
Критерии:
1. Изображение
2 балла - эстетическое изображение, как правило, принадлежит детям, имеющим художественные способности. Эти рисунки характеризуют легкость, точность, гибкость линий, выразительность деталей, лаконичность и целостность образа.
1 балл - схематическое изображение. Такие рисунки лишены несущественных деталей. Средства воплощения предельно ограничены, неэмоциональны.
2. Сюжетная разработка
2 балла - ребенок, поместивший себя в окружение каких-либо людей, предметов, на фоне природы или комнаты, обладает способностью к сюжетному описанию и направленностью на внешнее окружение.
1 балл - рисунок представляет собой только заданный автопортрет ребенка без изображения какого – либо окружения.
3. Динамичная выразительность изображения
2 балла - ярко выражено движение.
1 балл - рисунок с изображением невыразителен, «безжизненен».
4. Сходство с оригиналом
3 балла - автопортрет правдиво передает основные особенности внешности «художника»
2 балла - имеется некоторое сходство
1 балл - не похож
5. Детализация
3 балла - на портрете изображены все части тела (наличие глаз; носа, бровей, рта, ресниц и т. д.)
2 балла - не хватает некоторых частей тела (нет ушей, ресниц)
1 балл - на портрете нет многих составляющих.
6. Беглость
2 балла - ребенку хватило времени, данного на изображение автопортрета
1 балл - не уложился в выделенное время.
7. Выдержанность пропорций.
3 балла - все части тела (включая и изображение лица) изображены на своем месте и имеют соразмерную величину по отношению друг к другу.
2 балла - не все части тела изображены на своем месте и имеют соразмерную величину
3 балла - передача пропорций тела далека от совершенства.
8. Одежда
2 балла – в одежде выделены и отдельные детали (имеются воротник, пуговицы, карманы)
1 балл - одежда плохо выделена.
Анализ результатов занятий
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы:
1. Мониторинг данной разработки показал эффективность проводимой работы по обучению детей 6-7 лет изображению человека в движении. Выявленное процентное соотношение и демонстрирует положительные результаты.
2. В результате проведенной работы дети свободно рисуют человека в разных положениях. У детей появилась свобода в передаче ощущений, смелость рисунка.
3. У детей сформирован интерес к изображению мира людей.
4. Считаю, что необходимо продолжать работу по ознакомлению детей с портретной живописью. Следует уделить большее внимание этому вопросу, способствовать желанию ребенка рассматривать понравившиеся произведения, высказывать свое отношение к ним, устанавливать взаимосвязь между содержанием, изобразительными и выразительными средствами (цвет, форма, композиция, движения, мимика, поза).
Мной были проведены открытые мероприятия: «В гостях у живописи», «Зимние забавы» на уровне ДОУ, где все дети подготовительной группы самостоятельно и успешно справились с моими задачами.
Таким образом, создание ситуации успеха в моей методической разработки, были успешно реализованы.
Заключение
Еще раз следует отметить, что первым и непременным условием эффективности работы по обучению рисованию человека в движении в дошкольном возрасте является систематическая комплексная работа с использованием разнообразия приемов и данный способ как (подвижная модель) становиться не только доступным и удобным способом, но, понятным детям старшего дошкольного возраста. В процессе продуктивной работы возникают новые идеи, связанные с комбинациями различных способов рисования, дети с большим интересом экспериментируют и свободно рисуют, не боясь белого чистого листа.
А залогом успешной работы над выразительностью человеческого образа является познание детьми окружающего мира и создание условий для самостоятельной изобразительной деятельности. Если ребенок имеет все необходимое для творчества (занятий изо деятельностью, его работа на занятии должным образом организована, и он чувствует поддержку, и одобрение со стороны воспитателя, чувство удовлетворенности порождает у него желание рисовать.
Рекомендую свой мастер - класс для воспитателей подготовительной к школе группе на тему «Рисование человека в движении (подвижная модель)»
Литература
1. Авторская методика «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Швайко Г. С. 2003г.
2. Грибовская А. А. «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью» Москва, Педагогическое общество России, 2006г.
3. Комарова Т. С. «Обучение дошкольников технике рисования» Москва, Педагогическое общество России, 2005г.
4. Комарова Т. С. Программа эстетического воспитания дошкольников Красота, радость, творчество» Москва, Педагогическое общество России, 2005г.
5. Косминская В. Б., Васильева Е. И., Казакова Р. Г. «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду".
6. Методические рекомендации Т. Комаровой и Н. Пантелеевой «Ознакомление детей 5-7 лет с искусством портрета», - «Дошкольное воспитание», №№ 3-5, 2005г.
Приложение
Фотографии, рисунки детей прилагаю в презентации.