МААМ-картинки

Из опыта работы музыкального руководителя

Алла Фирюлина
Из опыта работы музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы

«Введение регионального компонента в содержании музыкального воспитания»

Условия формирования опыта

О введении в содержание дошкольного образования регионального

компонента

В соответствии с приказом Министерства образования России, и Российской академии от 16 июля 2002 года № 271 5/227/166/19 «О совершенствовании процесса музыкального воспитания необходимо ввести в содержание общего образования региональный компонент, который отвечает потребностям совершенствования содержания образования».

Публикация «Из опыта работы музыкального руководителя» размещена в разделах

Введение регионального компонента в содержание дошкольного образования обусловлено необходимостью создания целостной, преемственной системы дошкольного и общего образования Тульской области.

Современная тенденция развития дошкольного образования

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определё нные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Появилось несколько новых комплексных программ с обновлённым методическим обеспечением.

Тем не менее достаточно широко используется в детских садах типовая программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста под редакцией М. А. Васильевой. Однако ни в новых комплексных программах, ни в одной из парциальных программ нравственно-патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически совсем не затрагивается. Введение Регионального компонента по музыкальному воспитанию поможет восполнить этот пробел. Теоретическую основу Регионального компонента составили положения Концепции дошкольного воспитания о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а также идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного и патриотического развития человека (И. А. Ильин, Д. С. Лихачев и др.) В отсутствие каких бы ни было общегосударственных идеологических установок, я считаю необходимым сначала дать специальную аргументацию положения о том, что приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в необозримой вселенной душа русского парода, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси праздников, именуемых святками, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, памятниках, музыке, песне, живописи. Национальные отличия сохраняются и в XXI веке, епи мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д. Л Лихачёв).

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Условия становления опыта

Добиться достойной и счастливой жизни невозможно без опоры на опыт прошлых поколений, на самобытные традиции родного края. Именно поэтому сегодня прилагаются усилия для сохранения плодотворной уникальности местной культуры. Это не изоляция и не замкнутость, а основополагающее условие универсальности, без которой немыслимо современное развитие общества.

Исторической судьбой Тульского края долгое время была роль щита, прикры-вающего Русское государство с юга и запада, поскольку им постоянно оттуда, от степных кочевников, крымчаков, турок, поляков и литовцев на протяжении нескольких веков исходили постоянные угрозы. Судьба туляков (имеются в виду жители всей тульской губернии) неотделима от судьбы всего русского народа. Вместе со всей страной наши предки прошли через унижение гнета, ордынского, монастырского, дворянского, партийного. В бесчисленных битвах с врагами-иноземцами закалился и возмужал характер наших дедов и отцов.

Тульский край, изобилующий природными богатствами, издавна привлекал земле-дельцев и ремесленников. Осваивая леса, луга и реки, наши далекие предки строили терема, похожие на пирамиды елей, плели кружева, похожие на березовую сень, расписывали цветами и птицами свое обыденное жилье. Изделия самобытных тульских промыслов, созданные народными мастерами, рассказывали всему свету о неповторимой красоте Тульской земля. И мы — наследники добрых традиций — гордимся родством со знаменитыми мастерами гончарного, кузнецкого, токарного, самоварного, пряничного, гармонного и других промыслов, ставших сегодня развитыми производствами.

История и культура нашего Тульского края позволяет ввести в программу по му-зыкальному воспитанию региональный компонент и создать основной фундамент для всестороннего гармоничного развития ребёнка. Это поможет понять - какими невидимыми нитями мы связаны с традициями, культурным наследием наших предков.

Музыка, история и культура Тульского края являются основой программы развития и обучения ребёнка и направлены на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления, на выработку навыков восприятия русского народного творчества, а также на выявление способностей детей к самовыражению через различные формы творчества.

Актуальность опыта

Идея составления нового репертуара по теме «Региональный компонент по музыке, как средство развития музыкальных способностей детей» возникла давно, но как только появилась возможность её воплощения и расшрились возможности для самостоятельного творчества, был составлен план работы и разработана с ютветствующая методика проведения занятий. Что подтолкнуло меня к составлению репертуара по теме «Региональный компонент по музыке

Давно заметила необычный интерес к народному искусству. Воспитывать любовь к народному искусству, к его прошлому и с его помощью развивать музыкальные способности не одной группы одарённых детей, а всего детского коллектива с разным уровнем музыкальных способностей - такую задачу поставила перед собой.

В течение многих лет накапливался опыт, систематизировался репертуар по народному творчеству. С 2003 года работа по региональному компоненту по музыке ведётся во всех возрастных группах МБОУ.

Новизна опыта

Новизна опыта для нашего дошкольного учреждения заключается в том, что и теоретический и практический материал направлен на формирование гармонически развитой личности; региональный компонент введён в музыкальное воспитание дошкольников, начиная с младшей группы; планирование по региональному компоненту составлено самим музыкальным руководителем.

Музыкальный материал по региональному компоненту используется в работе по музыкальному воспитанию как дополнительная её часть к основной программе М. А. Васильевой. Регулярное выполнение всех рекомендаций по введению регионального компонента по музыке помогает увидеть и оценить традиции и культуру Тульского края, укрепить эмоциональное благополучие, развить коммуникативность. Образовательное содержание работы по региональному компоненту включает музыкальные занятия, вечера досуга, праздники, литературно - музыкальные встречи, а также региональный компонент включается в комплексные занятия в группах (по плану воспитателя). Мой опыт работы по региональному компоненту показал, что нельзя добиться положительного успеха без целенаправленных занятий. Полученные детьми знания дают им представления о музыкальной культуре нашего края. Мир истории и культуры помогает ребёнку понять какими невидимыми нитями истории связаны мы с предками, традицией, культурой.

Формулировка цели изучения опыта

Цель: Становление и развитие личности ребёнка. Усвоение ценностей, традиций, музыкальной культуры Тульского края.

Цель изучения моего Опыта предусматривает необходимость выхода за пределы используемой программы Васильевой, учитывая региональный компонент нашего края. Такая работа позволяет понять влияние культурных факторов на особенности личности и поведение детей. Вся моя работа проходит в системной направленности основных педагогических принципов, ориентированных на свободное развитие личности ребёнка.

Нельзя прерывать связь времён и поколений, чтобы не исчезла, не растворилась в необозримой Вселенной душа русского народа.

Наши дети, как встарь, должны быть участниками традиционных на Руси праздников, именуемых святками, петь, водить хороводы, играть в любимые народом игры.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Однако типовая Программа воспитания и обучения детей в детском саду как руководство и основной документ для воспитателей таких задач не ставила. Правда, уже в младших группах ею предусматривалось приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, каталкам, качалкам, игрушке-забаве и др., малышей знакомили с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками. Кроме того, в Программе присутствовали задачи по знакомству детей с декоративноприкладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, филимоновской игрушкой. От возраста к возрасту усложнялись задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов в народном искусстве, выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом.

Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. В чем же дело? Возможно, это происходило потому, что в Программе задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком обобщённо. Например: «Воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу»; «Познакомить с некоторыми изделиями народного искусства» и т. п. При этом, совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у музыкантов чаще всего не было соответствующих материалов и пособий. Окружающая действительность (особенно в городе) также не давала возможно-сти реально приобщать детей к народной культуре.

Эти пробелы могли быть восполнены участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее — краеведческих экспозиций. Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уже о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется большая грамотная переработка материала.

Давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Поэтому, многие педагоги, опрометчиво считая, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или сами не понимая и не умея их объяснить, опускали в них очень важные смысловые оттенки или пересказывали русские народные сказки на современный лад. Воспитатели зачастую недооценивали присказки, заклички, потешки, поговорки, народные игры, плохо их знали наизусть и поэтому не всегда могли использовать к месту. Музыкальные руководители, воспринимая народные песенки как попевки - распевки, почти не включали их в игры и праздники, увлекаясь современным материалом.

Как же можно донести до понимания детей особенности крестьянского труда? На практике такая задача, предусмотренная типовой Программой, решалась формально, содержательно не связывалась с природными явлениями, обрядами, пословицами и поговорками. И это вполне объяснимо, так как большинство педагогов сами плохо знали традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, не были проникнуты чувством понимания ее древности и величия.

Исходя йз вышеизложенного, для своей программы «Введение регионального компонента в музыкальное воспитание детей детского сада» мною были выбраны следующие приоритеты:

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Помочь детям понять, что они — частица великого русского народа.

2. Необходимость широкого использования всех видов фольклора (сказки, попевки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, игры, танцы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с песенками, играми, хороводами, поговорками, загадками, пословицами, сказками, я тем самым приобщаю их к общечеловеческим нравственным ценностям.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Очень важно познакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель регионального компонента по музыкального воспитания дошкольников состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства — от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется мне стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Принципы регионального компонента

Ведущие принципы регионального компонента по музыке основаны на признании необходимости всестороннего развития детей, и музыкальное искусство призвано оказать неоценимую услугу в достижении этой цели.

Характеристика основных принципов регионального компонента:

• первый принцип - связь музыкально - эстетической деятельности детей с окружающей жизнью, прошлым наших предков (музыка отражает жизнь во всём её разнообразии,расширяет представления и знания о жизни).

• второй принцип, положенный в основу программы, - воспитание и музыкально - эстетическое развитие детей (всестороннее обогащение внутреннего мира ребёнка, пробуждение нравственно - эстетического отношения к музыке.)

• третий принцип — физическое развитие детей (осанка, процесс дыхания, укрепление голосовых связок, повышение жизненного тонуса).

• четвёртый принцип - установление преемственности в музыкальном воспитании и развитии детей на различных возрастных этапах (последовательность усвоения программного материала в определённом усложнении).

Задачи опыта

1. Воспитывать у детей любовь и интерес к народной музыке, развивать музыкальное восприятие, чувства и представления, стимулировать нравственно эстетические переживания, способность к эмоциональной отзывчивости.

2. Обогощать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными произведениями.

5. Приобщать детей к различным видам музыкальной деятельности, знакомя с основами музыкальных знаний, обучать способам и навыкам пения и музыкально - ритмическим движениям, игре на музыкальных инструментах.

6. Формировать певческие голоса детей, развивать выразительность пения, образность и ритмичность движений.

7. Формировать творческое отношение к музыкальной деятельности, выражающееся в инсценировках народных песен, хороводах и т. д.

8. Побуждать к самостоятельной действиям: проявлять слуховой самоконтроль качества своего пения, исполнять знакомые песни, игры. Танцы без напоминания о порядке их отдельных построений.

9. Воспитывать музыкальный вкус, оценочное отношение к произведениям.

Адресная направленность.

Опыт моей работы в качестве музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения адресован педагогам, музыкантам, родителям, детям и всем, кому дорог наш Тульский край.

В русском фольклоре удачно сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В песенках и играх метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Нельзя не сказать о том, что Региональный компонент по музыке Тульского края даёт возможность оценить доставшиеся от предков сокровища, затронуть душу ребенка. Дети узнают много нового о русском народном искусстве, музыке, танцах, песнях, традициях. Они знакомятся с поэтическим, музыкально - игровым фольклором, приобщаются к общечеловеческим нравственным ценностям.

Реализация программы подразумевает широкую возможность в выборе иллюстративного материала, способов активизации художественного мышления, без чего невозможно создание поисковой, творческой атмосферы на занятиях.

Собранный мною материал - необходимое подспорье в изучении прошлого и настоящего Тульского края. Предложенный материал позволит ребёнку расширить свой кругозор, пополнить своё интеллектуальное «я».

Технология

Работа по региональному компоненту показала:

10. детей надо учить восприятию фольклорных текстов,

11. формировать у них умение слышать и слушать.

Тогда постепенно по законам красоты «открывается» перед нами притягательная сила народного слова - «чутьё языка», элементы эстетического вкуса, закладывается любовь к народному, а вместе с тем и первые привязанности к родному краю, к родному дому, Родине.

Для достижения высоких целей я выбираю методы и приёмы в зависимости от того, чему я учу - пению, слушанию, игре, танцу и кого я учу - младших школьников или старших.

Занимаясь с группой в целом, я стараюсь «чувствовать» каждого ребёнка и веду занятие так как, будто обращаюсь именно к нему. Зная возможности детей, активизирую роль каждого, пытаясь раскрыть их индивидуальность.

На материале фольклорной тематики я составила дидактическую систему обучения:

12. активность и посильная самостоятельность

13. познавательная деятельность

14. наглядность

1 № п. п. Учебные задания Методы и приемы обучения

1 Первоначальное ознакомление с музы-кальным произведением в процессе слушания музыки, пения, музыкально - ритмического движения. Выразительное исп чтение взрослым; по-яснение содержания характера произведения, сведения о музыке, беседа с детьми; применение наглядных художественных средств.

2

Последовательное разучивание песен, хороводов, плясок, танцев, упражнений и усвоение знаний, навыков, умений. Показ взрослым приемов исполнения песен, танцев; пояснение и указания детям во время их исполнения; упражнения детей в усвоении навыков (индивидуальные, групповые).

3. Закрепление знаний, умений, навыков; отработка выразительности исполнения песен, танцев, игр. Неоднократные повторения отдельных «трудных» мест и всего произведения; оценка выразительности детского исполнения взрослым и самими детьми; заключительная беседа и оценка исполнения выученного произведения.

4. Проверка выученного репертуара и качества усвоения знаний, навыков и умений.

Систематическое наблюдение за каждым участником в процессе коллективного действия; индивидуальный опрос в ходе разу-чивания; выборочная проверка усвоенных знаний и навыков за определенный учебный период (месяц, квартал) ; исполнение вы-ученных произведений на праздниках, раз-влечениях, наблюдение за самостоятельной деятельностью детей.

Результативность.

Результатом работы стало выполнение задач по воспитанию и обучению детей, формированию музыкальных способностей и внедрению регионального компонента через песенно-игровое и инструментальное творчество.

Были созданы условия для этого, накоплен практический и теоретический материал по работе в этом направлении.

Результативность по формированию музыкальных способностей можно проследить в диагностических данных во всех возрастных группах детского сада.

Публикации по теме:

Инновационные формы и технологии музыкально-оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми в ДОУИнновационные формы и технологии музыкально-оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми в ДОУ Введение. Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России – главная задача педагога, от решения которой зависит будущее процветание.

Доклад музыкального руководителя о совместной работе музыкального руководителя и воспитателя Наш педагогический коллектив рассматривает музыкальную деятельность как одну из сторон гармонического развития детей дошкольного возраста.

Формы работы музыкального руководителя с семьёй ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С СЕМЬЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В любом детском саду осуществляется работа по музыкальному.

Годовой план работы Музыкального руководителя Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад «Лучик» с. Красная Поляна Красногвардейский район Республика.

Из опыта работы руководителя кружка МБДОУ детского сада Творчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет.

Материал для педагогов образовательных организаций. Описание системы работы музыкального руководителя Описание системы работы музыкального руководителя I категории МБДОУ детский сад «Светлячок» Мариинско - Посадского района Чувашской Республики.

«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста». Описание педагогического опыта работы музыкального руководителя Описание педагогического опыта работы музыкального руководителя высшей категории Хабаровой Людмилы Валентиновны «Развитие чувства ритма.

План работы музыкального руководителя Сентябрь 1. Индивидуальные консультации по вопросам родителей. 2. Информационный стенд: «Внешний вид ребенка на музыкальном занятии» Октябрь.

План работы музыкального руководителя с воспитателями План работы музыкального руководителя с воспитателями Октябрь месяц С 3.10 – 07.10 - .Индивидуальная работа с воспитателями групп по определению.

Роль музыкального руководителя в реализации задач духовно-нравственного воспитания в ДОУ. Обобщение опыта. Слайд Актуальность В век бешеного ритма жизни наши дети воспринимают внешний мир и совсем не знают ничего о "внутреннем". Порой родителям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы музыкального руководителя
Опубликовано: 13 августа 2017 в 18:40
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы музыкального руководителя» (включая файлы) размещена пользователем Алла Фирюлина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД