Нина Зотова
Роль музыкального руководителя в реализации задач духовно-нравственного воспитания в ДОУ. Обобщение опыта.
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд Актуальность
В век бешеного ритма жизни наши дети воспринимают внешний мир и совсем не знают ничего о "внутреннем". Порой родителям некогда поговорить с детьми, провести совместно время, поэтому важная роль отведена нам педагогам. Особая роль в духовно-нравственном воспитании принадлежит музыкальному руководителю. С музыкой дети соприкасаются с рождения. Трудно разграничить духовное и нравственно- эстетическое воспитание или развитие дошкольников, так как, приобщая детей к шедеврам мирового искусства, знакомя их с произведениями великих композиторов и народной музыкой мы влияем на духовный, внутренний мир ребенка через его эмоции и переживания.
Публикация «Роль музыкального руководителя в реализации задач духовно-нравственного воспитания в ДОУ, Обобщение опыта,» размещена в разделах
Слайд Цели и задачи
Каковы же цели и задачи работы музыкального руководителя в духовно-нравственном воспитании детей?
• Цель работы: содействие приобретению дошкольниками нравственного духовного опыта через вовлечение их в различные виды музыкальной деятельности, основанной на народных традициях, традициях православной культуры.
• Задачи :
*приобщить детей к духовно-нравственным ценностям, способствовать раскрытию личностной и духовной одаренности ребенка;
*способствовать формированию гражданского самосознания, любви к Родине, к своему народу и заложить навыки и нормы поведения;
*сохранить и укрепить психофизическое и духовное здоровье детей;
*максимально вовлечь в воспитательно-образовательный процесс детского сада семьи воспитанников и социум.
Слайд Музыка в жизни ребенка.
Для реализации задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников необходим комплексный подход, который осуществляется в нашем детском саду на занятиях, в кружковой деятельности, в игре, на прогулке, в режимных моментах, на праздниках и развлечениях.
Музыкальная деятельность соприкасается со всеми образовательными областями, а структура музыкальных занятий способствует многогранному восприятию музыкального искусства. Различные виды музыкальной деятельности (музыкально - ритмические движения, слушание, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные подвижные игры, театрализация) позволяют ребенку во всей полноте соприкоснуться с миром музыки.
В детском саду, начиная с раннего возраста, ребенок слушает и подпевает взрослым. Подражая воспитателю, воспроизводит звуки на детских музыкальных инструментах, начинает танцевать. Но дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию. Очень важен при этом подбор музыкального материала. Материала, который бы соответствовал возрасту детей и вызывал живой познавательный интерес и желание петь, слушать и выполнять игровые действия. На просторах интернета часто приходится видеть как дети в детском саду танцуют Кан-кан, поют про лабутены, что по моему мнению не несет в себе не этической не моральной ценности. Это для детей чужеродное, наносное. К выбору репертуара отношусь очень требовательно и считаю, что номера, которые исполняются детьми, должны иметь эстетическое нравственное и духовное содержание.
Слайд Кружок
Формирование духовности неразрывно связано с патриотическим воспитанием, знакомством и изучением народных традиций и обычаев своего народа. Наш детский сад работает по теме «нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современных условиях ДОУ». Совместными усилиями педагогического коллектива и творческими единомышленниками АФ ННГУ им. Лобачевского на базе детского сада действует инновационная площадка по этой теме. В рамках реализации программы по инновационной площадке был организован фольклорный кружок «Иван да Марья» как дополнительное бесплатное образование. С учетом запроса родителей пришлось организовать даже две группы детей (среднего и старшего возраста). Мной была разработана программа фольклорного кружка, которая в данный момент апробируется. Как же проходит занимательная деятельность кружка? Возле музыкального зала оформлен угол русской избы. Там я и встречаю детей в образе Хозяйки. Рассказываю им о каком либо старинном предмете быта или народном празднике. Заинтересовываю детей и в игровой форме преподаю фольклорный материал на эту тему (либо игра, песня, народная пляска).
Слайд «От колокольчика да колокола»
Например, как подвожу детей к знакомству с храмом. «От колокольчика до колокола» называлась тема нашей занимательная деятельности. Дети разглядывали колокольчик, слушали его звучание играли в р. н «жмурки», а потом выяснилось, что колокольчику родной отец колокол. Нашли сходства и различие. А где же живет колокол? Выглянули в окно и увидели колокольню Троицкого храма. На следующий день отправились на экскурсию к храму, где поближе увидели архитектуру церкви. Дети были очень заинтересованы и решили следующий раз попасть внутрь храма.
Слайд Совместные занятия старших с младшими
В своей практике часто использую совместные занятия старших детей с младшими. Такой прием формирует у старших дошкольников дружеские взаимоотношения с младшими детьми через совместную музыкальную деятельность. Это помогает установлению добрых взаимоотношений и эмоционального контакта детей старшего возраста с младшими детьми. А младшие подражают старшим, тем самым овладевают новыми навыками и умениями.
Слайд Православные праздники и традиции
К большим православным и народным праздникам приурочиваем интересные мероприятия. Например, на Благовещение выпускаем птиц и печем жаворонков, поем весенние заклички. На Яблочный спас – интересная игровая программа «Второй спас – яблочко припас».
Слайд «Пасха»
Буквально на прошлой неделе мы широко отмечали Светлое Христово воскресенье. Наше торжество называлось «Пасхальный хоровод», на которое были приглашены гости – танцевальные коллективы Кирилловского ДК и клуба «Алый парус». Они приняли участие в концертной программе и показали младшим сверстникам свое мастерство в танце. О празднике Пасха детям поведала Курочка Ряба. Дети весело играли в пасхальные игры и водили хоровод. В конце праздника всех ждал сладкий пасхальный стол.
Слайд «Рождественские святки»
В январе этого года в детском саду был реализован проект «Рождественские святки». ЦЕЛЬЮ данного проекта было создание условий, раскрывающих творческий потенциал дошкольников, на основе приобщения детей к народным традициям празднования Рождественских святок. 18 января, в Крещенский сочельник, учащиеся Кирилловского филиала Берёзовской ДШИ., следуя этой давней рождественской традиции ходить в гости, навестили наших ребят и подарили им свои музыкальные подарки. «Рождественские встречи», так называлась праздничная музыкально-литературная композиция. Воспитанники и их родители восторженно встретили юных музыкантов. А поздравил всех присутствовавших с праздниками помощник благочинного протоиерей Лев Бушуев. Музыкальные номера гостей чередовались с танцами воспитанников д/с, стихами, загадками и играми.
Опытом проведения проектной деятельности делилась на районном семинаре музыкальных руководителей в феврале этого года.
Слайд «Год экологии»
Для того чтобы привлечь внимание детей и их родителей к году экологии в России, мы с ребятами поставили сказку «Красная шапочка и серый волк на новый лад», в которой поднималась тема поведения на природе, охраны леса от мусора и пожара.
Слайд «День Добра»
В нашем детском саду стало традицией проводить «День добра», посвященные Дню Матери или Дню старшего поколения, где дети имеют прекрасную возможность еще раз сказать теплые слова благодарности и признательности старшему поколению, родителям.
Слайд Родители.
Немаловажную роль в воспитании духовно-нравственных качеств играет семья. Православные праздники такие как Рождество, Пасха, День Любви семьи и верности, День Жен мироносиц. ассоциируется с семьей, любовью, добром. А потому эти праздники нужно внедрять в семейные традиции, не зависимо от религиозности. Это подходящий повод, чтобы еще раз: переосмыслить ценность семьи, проявить благодарность родителям. Родители тоже нуждаются в просвещении. Поэтому мы решили сделать родителей нашими помощниками и вовлекли их в педпроцесс: организация экскурсий и праздников, пошив костюмов и пополнение экспонатами мини-музея «Русская горница», участие в конкурсах и выставках к Православным праздникам. Работа в этом направлении способствует гармонизации отношений педагогов, воспитанников и их родителей.
Слайд СОЦИУМ.
Одним из путей повышения качества дошкольного образования в установлении прочных связей с социумом. Социальными партнерами в воспитании и развитии детей для нас стали: Кириллловский ДК, «Центр ремесел Арзамасского района», Нижегородский театр «Зазеркалье, благочиние Арзамасского района, Кирилловский филиал Берёзовской ДШИ("Дети – детям" – это долгосрочный совместный творческий проект музыкальной школы и детского сада, содействующий привлечению дошкольников к занятиям в системе дополнительного образования). Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения дает импульс для духовного развития и обогащении личности ребенка.
Слайд Наши успехи.
Такая система целенаправленной работы педагогического коллектива, социальных партнеров и музыкального руководителя способствовала развитию интереса у детей и родителей к православным праздниками и традициям. Итогами этой работы явились выступления детей на сценах города и района. Праздник – это всегда «событие» в буквальном смысле слова, а особенно когда ребенок выходит на большую сцену. Всем известно, что впечатление детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Такие выступления не забудутся детьми еще очень долго и станут фундаментом нравственных чувств.
Слайд Перспективы
В ближайшее время нашим детям предстоят новые интересные выступления на Праздник жен мироносиц в Кирилловском ДК, а также на Дне славянской письменности на сцене университета. Еще в перспективе у нас разработать план сотрудничества с музыкальным колледжем.
Закончить освещение темы хочу словами В. А. Сухомлинского «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека». Музыкальное искусство это великая сила, влияющая на разум и душу ребенка.