Папки-передвижки

Обобщение и распространение педагогического опыта

Ивашкина Валентина
Обобщение и распространение педагогического опыта

Обобщение и распространение педагогического опыта по теме "Цели и задачи театрализованной деятельности в детском саду"

Дети средней группы стремятся всё делать самостоятельно. При этом у них возрастает потребность в общении с товарищами, активно проявляется интерес к окружающему миру — любимый вопрос всех четырё хлеток: «А почему?». Театрализованная деятельность помогает малышам социализироваться, познать мир вокруг и даёт возможность проявить инициативу за счёт импровизации и оживления персонажей речевыми и неречевыми средствами выразительности (мимикой,

Театрализованные игры помогают малышам легко и быстро социализироваться

Публикация «Обобщение и распространение педагогического опыта» размещена в разделах

Театрализованные игры также помогают:

• развивать речь малышей (детям средней группы очень важно быть понятыми, отчего они с особой тщательностью подбирают слова, стараются правильно выстраивать предложения, а заучивание текстов роли в драматизации помогает обогатить набор речевых средств — слов, грамматических конструкций);

• осваивать новые теоретические и практические знания из разных областей жизни (малыши не только получают ещё неизвестную им информацию, в частности, о театре, но и осваивают её в непосредственной деятельности);

• учиться адекватно реагировать на разные игровые ситуации и принимать самостоятельные решения;

• развивать память, мышление, воображение через восприятие образов и запоминание порядка выполнения игровых действий с ними;

• укреплять здоровье (многие театрализованные игры подразумевают умеренные физические нагрузки, что способствует тренировке координации, гибкости и ловкости у детей);

• воспитывать чувство коллектива через творческое сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Реализовать эту миссию помогает последовательное решение таких задач, как:

• расширение активного и пассивного словаря детей 4–5 лет (в отличие от младшей 3–4 лет, в средней группе ребята стараются сразу же применить новые слова в речи);

• стимулирование познавательной активности с помощью взаимодействия малышей с хорошо знакомыми персонажами (например, для отработки навыка порядкового счёта до 6, дети разыгрывают хорошо знакомый сюжет сказки «Репка», пересчитывая героев каждый раз, когда новое действующее лицо приходит на помощь);

• тренировка мелкой моторики для подготовки руки к письму (малыши играют с мелкими куколками из природных, бросовых материалов в качестве «артистов»);

• преодоление стеснительности (в 4–5 лет у многих ребят наблюдается зажим при работе на публику, для его устранения театрализованная деятельность должна стать традиционным приёмом в работе — так ребята проще социализируются);

• тренировка реакции (для выполнения условий игры, дети учатся вступать во взаимодействие с персонажами по условному сигналу);

• развитие чувственной сферы дошкольников (дети учатся выражать свои чувства не только словами, но и жестами, мимикой, в то же время тренируются «считывать» эмоции других людей);

• воспитание навыка соотносить свои поступки с реакциями других людей (в театрализованных постановках дети учатся опираться на партнёра для выстраивания сюжета игры).

Пять принципов организации театрализованной игры

>

В играх малыши учатся координировать свои действия с действиями других участников

Методистами сформулировано пять требований к практической реализации любого вида игровой активности. В контексте театрализации в средней группе эти принципы имеют ряд нюансов.

1. Многообразие тематики. Обычно для театрализованной деятельности используются программные сказочные сюжеты. Однако нельзя забывать и о популярных мультипликационных фильмах, детской прозе и поэзии в качестве основы игровых действий.

2. Универсальность. Элементы театрализации можно использовать на разных этапах урока не только для закрепления, но и для знакомства с новой информацией. Игры также проводятся на прогулке, утренниках.

3. Отсутствие факторов стресса. Речь идёт о резкой смене одно вида деятельности на другой. Например, от пересказа сказки к физкультуре. Театрализованной игры позволяют такой переход сделать лёгким и гармоничным, перетекающим один в другой.

4. Творческая самостоятельность малышей. В театрализованных играх дети раскрепощаются. Особенно если практиковать совместные с родителями постановки, где малыши, с одной стороны, предстают артистами, а с другой — находятся рядом с близкими людьми и ощущают поддержку мамы, папы.

5. Обязательная ситуация удачи для каждого малыша. Каждого участника театрализации после игры необходимо похвалить. Это закон.

Игры дают возможность каждому ребёнку испытать ситуацию успеха

Формы организации игр

Кроме уже упомянутых игр, в которых родители и педагог — непосредственные участники действия, можно выделить ещё две формы организации театрализованной деятельности в работе с детьми:

• мини-игры познавательного свойства (например, при изучении темы «Как поздравить друга с днём рождения» на занятии по знакомству с окружающей средой малыши делают из пластилина конфетки, фрукты и в парах разыгрывают поздравительный диалог);

• самостоятельная деятельность (в частности, сюжетно-ролевые сценки, которые инициируются и разыгрываются самими детьми).

Классификация театрализованных игр

Все театрализованные игры делятся на две группы:

• те, в которых малыши предстают в образе персонажей, то есть драматизации;

• те, в которых дети выступают режиссёрами, организуя действия кукол, игрушек, то есть режиссёрские.

И в драматизациях, и в режиссёрских играх выделяются отдельные виды.

Из всех видов театрализованных игр режиссёрские на фланелеграфе позволяют проявить самостоятельность в большей степени и поэтому нравятся воспитанникам средней группы больше других

Таблица: основные виды театрализованных игр в средней группе

Группа Вид Суть игры

Драматизация Имитация Если в младших группах эти игры заключались в имитации поведения животных, то в средней добавляется создание клишированных образов: бабушек-старушек, капризных детей, модниц и др.

Сюжетно-ролевая Дети предстают в образах, которые им хорошо знакомы из повседневной жизни: врачи, продавцы. А также примеряют на себя разные социальные роли: мама, папа, ребёнок, бабушка и др.

Инсценировка Малыши показывают сюжет, разыгрывая его по ролям. В средней группе слова персонажей могут быть и в стихотворной форме, как это было во второй младшей группе, и в прозе, что обусловлено большей степенью самостоятельности ребят и полным осознанием ими сути игровых действий.

Режиссёрские Настольный В качестве «артистов» выступают куклы, игрушки, природный материал в образах персонажей (например, ёжики из шишек, колобок из каштана и пр.).

Кукольный Игровые действия выполняются от лица кукол: перчаточных, пальчиковых, на ложках и пр.

Стендовый Сюжет разыгрывается на фланелеграфе или магнитной доске от лица героев на картинках. Крепятся такие «артисты» к стенду липучками или магнитами.

Конусный Дети выполняют игровые действия от лица персонажей на картонных конусах.

Это интересно. В средней группе у малышей в активную фазу вступает половая самоидентификация, поэтому мальчики выбирают «мальчиковые» игрушки: машинки, солдатики, — и не приемлют «девчачьих» персонажей. При этом девочки более лояльны к игрушкам противоположного пола и иногда не прочь собрать оловянное войско для победы над крысиным королём или злым драконом.

Методические приёмы проведения театрализованных игр

В средней группе стандартный комплекс приёмов для организации игровой деятельности малышей имеет ряд особенностей.

Словесные приёмы

Дети 4–5 лет совершенствуют речевые навыки, при этом образовательной программой предусмотрена определённая коррекционная работа, направленная на исправление возможных дефектов речи. Можно сказать, что театрализованные игры, построенные на общении детей друг с другом и с педагогом, носят логопедический характер, так как позволяют малышам «выговариваться» и при этом копировать речевые образцы взрослых. Такая ответственная роль педагога требует не только грамотной, хорошо поставленной речи, но и следование правилу повторения инструкций 2–3 раза по возможности одним и тем же набором языковых средств.

Беседа и объяснение

Общение с маленькими почемучками — основа образовательного процесса. Если объяснение начинает игру, актуализируя опорные знания воспитанников, то беседа сопровождает весь игровой процесс. При этом вопросы, которые задаёт педагог, уже не только репродуктивного, но и проблемного характера. Например, «Правильно ли сделали животные, что пустили Медведя в теремок?», «Чем можно объяснить то, что героям удалось вытащить репку?».

Кроме того, беседа важна и при рассмотрении вопросов, связанных с околотеатральной тематикой. К примеру, после знакомства с театральными профессиями, педагог в диалоговой форме проверяет, насколько хорошо дети усвоили материал: «Кто наносит грим актёру?», «Кто говорит актёрам, как нужно действовать на сцене?».

Педагог сопровождает объяснением описание всех игровых действий

Загадки и стихотворения

Как правило, эти приёмы используются для мотивации малышей на работу, так как они позволяют переключить внимание ребят с одного вида активности на другой и при этом увлекают настолько, что в театрализованную деятельность включаются сразу почти все дети.

На своём опыте я часто прибегаю к загадкам. Особенно перед играми на фланелеграфе. Так, например, перед разыгрыванием сюжета сказки «Колобок», я предлагаю малышам отгадать загадки:

• Румяный озорник От бабушки ушёл, И по тропинке вмиг Он в лес густой забрёл. Он встретил зайца, волка, Медведя повстречал, А для лисы-плутовки, Увы, обедом стал. (Колобок);

• С длинными ушами он. Первый повстречался на пути у колобка. Пытался, но не съел его. (Заяц);

• Рыжешёрстая хитрица Колобочка проглотила … (Лисица).

В средней группе загадки уже могут быть без договорок и необязательно рифмованные.

Для ряда игр уместным мотивационным приёмом оказываются стихотворения. При этом принципиальным моментов выбора текстов является их объё м: рифмовки должны быть короткими, иначе ребята отвлекутся и сосредоточиться на игре не смогут.

Так, в своей практике перед сюжетно-ролевой сценкой «В магазине» вместе с малышами мы повторяем выученные на ознакомлении с окружающим миром стихотворения:

«Продавец». Скидки в нашем магазине! Все товары — на витрине. Вам хороший дам совет, Подберу модель и цвет.

«Магазин». В магазин везут продукты, Но не овощи, не фрукты. Сыр, сметану и творог, Глазированный сырок. Привезли издалека Три бидона молока. Очень любят дети наши Йогурты и простоквашу. Это им полезно очень, Магазин же наш молочный.

Публикации по теме:

«Православные праздники». Обобщение опыта работы педагогов«Православные праздники». Обобщение опыта работы педагогов Уважаемые коллеги, спешу поделиться с вами очень важным событием. Я держу в руках сборник сценариев "Духовно нравственное воспитание дошкольников.

Обобщение опыта на курсах повышения квалификации .

Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста»Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Обобщение опыта по теме: «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Уважаемые коллеги хочу поделиться.

Обобщение опыта работы по ПДД в ДОООбобщение опыта работы по ПДД в ДОО Сегодня присутствовала на заседании круглого стола "Работа по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма" регионального значения.

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников". В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

Обобщение педагогического опыта по созданию коллекции часов в группеОбобщение педагогического опыта по созданию коллекции часов в группе Актуальность педагогического опыта: Работая в саду с детьми своей группы, я стараюсь создать условия для полноценного и своевременного.

Обобщение педагогического опыта «Взаимодействие ДОУ с семьей по воспитанию дошкольника как читателя» Обобщение педагогического опыта по теме: «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по воспитанию дошкольника как.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР»Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР» 20 мая 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад No38 «Золотой петушок» было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов.

Распространение педагогического опыта. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Здоровье человека — актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного.

Автор публикации:
Обобщение и распространение педагогического опыта
Опубликовано: 21 апреля 2020 в 11:58
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение и распространение педагогического опыта» (включая файлы) размещена пользователем Ивашкина Валентина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД