Оксана Собко
Обобщающий урок — путешествие по русскому языку для 5 класса «Имя существительное»
▼ Скачать + Заказать документы
Класс : 5 класс
Форма проведения: Путешествие
Тема: Путешествие в королевство Лингвы.
Цели:
Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-конторольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построения и реализации проекта выхода из затруднений);
Содержательная: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов в разделе «Имя существительное».
Задачи:
Публикация «Обобщающий урок — путешествие по русскому языку для 5 класса „Имя существительное“» размещена в разделах
- Русский язык, 5 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
Предметные: закрепить основы научных знаний об имени существительном; сформировать умение выделять понятие «имя существительное» среди других частей речи; совершенствовать навыки морфологического анализа имени существительного.
Метапредметные: коммуникативные УУД (развить умение логично и правильно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила речевого этикета); познавательные УУД (развивать умение формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений); регулятивные УУД (развивать умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Личностные: формировать осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку; формировать уважительное отношение к чужому мнению; развивать умение оценивать результаты собственной деятельности.
Технические средства обучения: компьютер.
Ход путешествия.
1. Мотивирование к учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в одно необычное место. Предлагаю отправиться в царство грозной королевы Лингвы. В её подчинении находится множество княжеств, таких как Морфология, Орфография, Лексика, Словообразование, Фонетика, Орфоэпия и другие. В княжестве Морфологии живут Имена существительные, Имена прилагательные, Глаголы, Местоимения, Наречия, Причастия, Деепричастия и др. Однажды Лингва обиделась на Имена существительные и задумала их выселить из своего родного княжества. Все жители Морфологии забили тревогу и обратились к нам за помощью. Я предлагаю помочь жителям княжества Морфологии восстановить в правах Имена существительные. Для этого нам необходимо попасть в замок королевы Лингвы.
Для того, чтобы добраться до этого замка, нам предстоит выполнить много заданий, что прислала нам королева Лингва. Но так как мы ребята смелые, мы обязательно справимся с королевой и поможем Имени существительному.
Но прежде, чем отправиться в путь, необходимо проверить нашу готовность к путешествию : багаж знаний и маршрутный лист. На каждой станции нас будет ждать Мудрец, который будет предлагать очередное задание Лингвы.
Ну, так как, вы готовы отправиться в путешествие? Поехали!
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в учебном действии
Наш поезд подошел к границе княжества и к первой остановке. Для того, чтобы перейти границу, нам нужно выполнить следующее задание.
1. Укажите ряд, в котором перечислены только имена существительные :
а) нести, летом, туманы, ребята;
б) звёзды, корзиной, кораблю, песня;
в) луна, румяные, книги, иллюстрация;
г) лекарство, двойка, они, кузнечик.
2. - Ребята, наша остановка – «Е или И?»
Запишите, обозначая графически окончания существительных, определите их склонение и падеж.
Задание для 1 команды:
ночевать в палатк_
отказаться от рол_
гостить в деревн_
успехи техник_
достижения в экономик_
сдача продукци_
для развития хирурги_
приборы в космос_
стоять на пристан_
жить на чужбин_
Задание для 2ой команды:
ориентироваться в темнот_
ехать на трамва_
пересказать по памят_
игра на площадк_
отрезок на лини_
побывать на фестивал_
отдыхать на дач_
не замечать времен_
идти по алле_
появиться на небосклон_
Работа осуществляется с последующей проверкой.
- Справились хорошо! Молодцы! Продолжаем наш путь!
3. Укажите существительное без «ь» на конце.
Мощ_,рож_,роскош_, плющ_, доч_.
Работа осуществляется с последующей проверкой.
В глазах любопытство, колеса стучат -
Станция Одушевленности.
Ребята, конечно, слова различат
И разберутся в неопределенности.
- Перед вами, ребята, очередное задание Лингвы:
4. Станция «Одушевлённости».
«Разделите слова на одушевлённые и неодушевлённые, вставляя пропущенные буквы».
Задание для 1 команды:
Укажите ряд, в котором перечислены только одушевленные имена существительные :
а) м_ряки, ц_рю, д_н_завр, студентами;
б) дер_во, г_р_да, кин_фильмом, дру_;
в) к_л_ндарь, мостики, м_льчишками, лето;
г) к_никулы, с_ревнования, сл_ды, ры_ки.
Задание для 2 команды:
5. Укажите ряд, в котором перечислены только неодушевленные имена существительные :
а) друзья, память, недотрога, задачки;
б) сообщение, шорох, гардероб, огоньки;
в) театр, велосипед, юношей, месяц;
г) фонарём, сторож, молодость, трава.
Работа осуществляется с последующей проверкой.
6. Станция «Склонение»
- Ребята, а вот для вас новое задание королевы: «Вам, юные путешественники, предстоит написать цифровой диктант. Цифры 1, 2 и 3 соответственно обозначают склонения Имен существительных. Будьте внимательны!»
Диктант
Степь, лосось, окно, девочка, молодёжь, дядя, старшина, поле, олень, дичь, лазурь, бандероль, шепот, чувство, собака.
А теперь проверим!
Ключ: 3,2,2,1,3,1,1,2,2,3,3,2,2,2,2,1.
- Молодцы! Теперь посмотрим, как вы справитесь со следующим заданием мудреца:
7. Станция «Синтаксическая».
Укажите предложение, в котором существительное является сказуемым :
а) Весна играла ручейками, деревьям косы расплела.
б) Книги – спутники всей нашей жизни.
в) Я прислушиваюсь к голосам детворы за рекой.
г) В это утро мы славно поработали.
8. Физминутка
9. Станция «Числовая».
Найдите слова, которые имеют форму только множественного числа.
Слова: ножницы, хлопок, простор, именины, прятки, очистки;
ворота, очки, детство, оттепель, тиски, цирк, радость, чернила.
10. Станция «Родовая».
Вставьте пропущенные буквы, определите род существительного.
Золот_ м_даль, солдатск_ ш_нель, звучн_ р_яль.
Высок_ тополь, вкусн_ кофе, красив_ тюль.
Жарен_ картофель, вкусн_ кака_, яблочн_ повидл_.
11. Станция «Лексикологическая»
Подберите синонимы к существительным.
Танцовщица, доктор, метель, школьник, беда, преподаватель, режим, боец.
Слова для справок: врач, ученик, солдат, пурга, учитель, балерина,
распорядок, несчастье.
Скажу я слово «высоко».
А ты ответишь- «низко».
Скажу я слово «далеко».
А ты ответишь «близко»
Скажу тебе я слово «трус».
Ответишь ты «храбрец».
Теперь «начало» я скажу.
Ну, отвечай «конец».
12. Подберите антонимы к существительным : ложь, горе, утро, здоровье, веселье, вежливость, друг, день,
Слова для справок: правда, болезнь, враг, грусть, ночь, радость, грубость, вечер.
Станция «Разгадайка».
13. Укажите существительное, у которого падеж определён неверно.
По дороге — 1-е склонение, окончание «-е», предложный падеж, начальная форма — дорога. К лесу — 2-е склонение, окончание «-у», дательный падеж, начальная форма — лес. Поляной — 1-е склонение, окончание «-ой», творительный падеж, начальная форма — поляна.
Рефлексия
- Друзья мои, еще раз оглянитесь на просторы княжества Лингвы. Она предлагает нам выполнить последнее задание. В случае его выполнения, она готова восстановить в своих правах Имена существительные.
Королева очень обижена на людей за то, что они забыли об одной из жительниц её королевства - Имени существительном, поэтому она и решила, что в этих жителях нет необходимости. Нам, непременно, нужно убедить её в обратном. Для этого мы сейчас вспомним о его особенностях и выполним морфологический разбор имени существительного. Ошибки, допущенные в разборе будут свидетельствовать о том, что необходимо продолжить знакомство с именем существительным как частью речи.
Станция Морфологическая
Сделайте морфологический разбор существительного (I вар. – собач…нка, II вар. – шерст.) :
I. ___
II. Морфологич. признаки:
1. Пост. : ___
2. Непост. : ___
III. Синт. роль - ___
Проверка учителем
Ну вот и открылись ворота во дворец, где нас ждет Бараш. Мы все доехали, никого не потеряли. Сказочный поезд добрался до места назначения.
IV. Домашнее задание
Написать сочинение – рассуждение на тему «Существительное – слово удивительное»
Рефлексия. На партах у вас есть смайлики, выберите один соответствующий вашему настроению. Уходя, прикрепите магнитиком к доске. Спасибо за работу на уроке!