Татьяна Княжева
Обобщающее занятие «Сине-голубая гжель» в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
БОБЩАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ : «СИНЕ-ГОЛУБАЯ ГЖЕЛЬ»
(разновозрастная группа)
Воспитатель: Княжева Т. В.
Предварительная работа:
- рассматривание снежных узоров на окне, заснеженных деревьев.
- поход в музей, рассматривание изделий Гжельских мастеров.
- чтение книги Н. Сурьяновой «Синие цветы Гжели».
Публикация «Обобщающее занятие „Сине-голубая гжель“ в разновозрастной группе» размещена в разделах
- оформление блюда, тарелки, кружек, статуэток характерными Гжельскими узорами.
- чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева», сочинение сказки о Гжельской розе.
- выполнение узора «Гжельская роза».
- выполнение аппликации «Гжельская роза», «чашка».
- изготовление из глины и роспись по мотивам Гжельской росписи чайного сервиза.
- выполнение характерной росписи «Синяя птица», «Легенды и мифы русского народа».
Последующая работа:
- выставка изделий для родителей.
- выставка рисунков «Снегурочкины сказки» (русские народные сказки зимней тематики в сине-голубой гамме).
Цели:
- закрепить, обобщить знания детей о Гжельском промысле.
- приобщение к народным истокам русского прикладного искусства, связь с устным народным творчеством.
- закрепить умения выполнять узор с сине-голубой гамме, характерной для Гжели. Развивать творчество создавая свои, неповторимые узоры.
- создать поэтический, сказочный образ Гжельской росписи посуды, игрушек, статуэток.
- создать веселое, радостное настроение.
- развивать речь, внимание, память, логическое мышление (игры).
- дать понятие о труде мастеров Гжели, уважению к их труду и бережному отношению к изделиям.
Оборудование:
- изделия Гжельских мастеров, иллюстрации изделий, изделия изготовленные детьми.
- костюмы детей и воспитателя по мотивам Гжельской росписи.
- мастерская с силуэтами посуды, игрушек, сувениров.
- набор изделий из других видов народных промыслов (хохлома, городец, дымка).
- складные картинки «Гжельская посуда», кукла «Емеля».
I. Дети входят в зал под «Песню о гжели», рассаживаются полукругом.
В. – Сегодня у нас праздник. А кто это стучится, видно еще гости пожаловали, чтож мы рады всем!
- Ой, да кто это?
Д. – Емеля.
В. – Здравствуй, Емеля! А что это ты нам принес?
Выходят дети в шапочках Гжельской посуды.
Е. – Иду я к вам на праздник, смотрю посуда стоит, вам не нужна?
В. – Снежно-белая посуда
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно с севера пришла
И цветами расцвела
Голубыми, синими
Нежными, красивыми.
1реб. Неужели, неужели
Вы не знаете о Гжели,
Или в Гжельской чашке чай
Вам на стол не ставили
И про Гжель, хоть невзначай
Разве не слыхали вы?
2реб. Неужели, неужели
Чудным звоном не звенели
Вам названья здешних сел:
Минино и Донино.
Здесь же музыка во всем
Русская раздольная.
3реб. Неужели, неужели
Вы над Гжелкою не пели,
Если были влюблены.
Или вам не по сердцу
Лад частушек озорных
Бойких и занозистых?
4реб. Неужели, неужели
Не бывали вы во Гжели
Не брели через поля
В дали подмосковные
Где такая вся земля
Русская, раздольная.
Вся посуда: Приезжайте к нам во Гжель!
Е. Ой, поехали!
В. Поехали? Тогда вперед, а поможет нам оказаться во Гжели – песня.
II. Дети исполняют песню П. Синявского «Песня о Гжели». Проходят змейкой по залу, встают в хоровод.
В. Фарфоровые чайники, подсвечники, часы
Звери и птицы невиданной красы
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь
Известна всем в народе
Ее назвали … (Гжель)
III. В. Вот мы и на месте.
Е. Куда это мы попали?
Д. Гжель.
В. А вот и художественная мастерская. Хотите и вы попробовать стать Гжельскими мастерами?
Е. Хочу, хочу, а что надо делать?
В. Прежде всего вспомним из чего делают изделия мастера? (из белой глины, фаянса)
- какие цвета используют? (белый, синий, голубой)
- какие узоры используют? ( растительные: завитки, цветы, листья, веточки, сеточки, травинки).
- где выполняется узор?
- какие изделия выполняют мастера?
Для помощи предлагается морфологическая дорожка «Особенности гжельского промысла»
(Емеля мешает, говорит неправильные ответы)
Давайте распределимся:
- В гончарную мастерскую пойдут…
- В художественную мастерскую пойдут (Вам надо выполнить эскиз Гжельского узора на силуэтах изделий)
VI. Самостоятельная работа детей.
В. А мы ребята (млад. гр.) поиграем с вами.
- Выберите из предметов, что стоят перед вами Гжельские изделия.
Е. плачет
В. Что же ты плачешь Емеля?
Е. Я так спешил показать посуду, бежал, упал и разбил. а-а-а
В. Давайте пожалеем Емелю! Надо аккуратнее, она из глины! Как мы можем ему помочь?
В. Сложите из осколочков Гжельские предметы. (Дети играют в игру «Сложи картинку»)
В. Вот какие молодцы, все с работой справились.
Есть такая пословица: «Сделал дело, гуляй смело!»
Послушайте и исполните частушки. А вы не зевайте, нам подпевайте!
Частушки:
1. По полю гуляла я
И три цветика нашла
Белый, синий, голубой
Я любуюсь красотой
2. Дома краски я нашла
Синим глазки подвела
Щечки подрумянила
Мама, не ругай меня.
3. Юбку белую надела
Синю ленту заплела
Вот какая стала я
Полюбуйтесь на меня
4. Голубые облака
Синяя водица
Капитаном стану я
Будешь мной гордиться
5. Мыла Гжельскую посуду
Разлетелись брызги всюду
Брызги ветру не беда
Ох, посуда хороша!
В. Ай, да вазы, чашечки, блюдца, хороша посуда
Все нарядны и красивы, расписные все в цветах
Здесь и роза и ромашка, одуванчик, васильки
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести
Сотворили это чудо не за тридевять земель
Расписали ту посуду на Руси в местечке Гжель.
Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!
В. И мы приглашаем всех мастеров, гостей и тебя Емеля отведать чаю.