Надежда Шапошник
Обобщающее занятие по экологии на тему «Птицы» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель.
Формировать у детей обобщенные представления о зимующих и перелетных птицах.
Задачи.
• Закрепить у детей представления о перелетных птицах.
• Развивать познавательный интерес к жизни птиц в разный период года.
• Воспитывать гуманные отношения к птицам.
Материал.
Десять игровых дорожек, сходящихся к желтому кругу. Каждая дорожка поделена на пять секторов. Карточки с изображением пернатых и зимующих птиц. Изображение солнца и снежинки на стойках для дидактической игры «Найди свой дом». Карта-схема. Карточки для дидактической игры «Четвертый лишний» (птицы перелетные и зимующие). Медали «Юный эколог». Аудиозаписи «Птичьи голоса».
Публикация «Обобщающее занятие по экологии на тему „Птицы“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Предварительная работа.
Беседы о природе, птицах, временах года. Чтение рассказов Чарушина, Бианки. Экскурсии. Наблюдения на участке «Птичья столовая», лепка, рисование, оригами на тему «Птицы», дидактические игры, подвижные игры.
Ход занятия
Организационный момент.
- Сегодня, ребята, мы будем говорить о птицах, будем как всегда играть, думать рассуждать.
Рано утром, когда я шла в детский сад, надо мной пролетела какая-то птица и обронила мне на ладонь вот это перышко. Я догадалась кто это, а вам прочитаю загадку о ней. Всю ночь летает -Мышей добывает. А станет светло -Спать летит в дупло (Сова) I. - Как вы думаете, может быть вернуть ей перышко? (Ответ детей)
- У меня есть план, по которому можно добраться до совы. На нем - наш детский сад, а вот и тропинка, ведущая к совушке. Помощницей нам будет стрелочка, она укажет путь. По дороге будьте осторожными, внимательными, наблюдательными. Итак, в путь: по тропинке мы пойдем и к сове мы попадем.
На нашем пути «Игровая полянка вопросов и ответов». Вот она перед вами. Занимайте место возле дорожки (Задаю вопросы, ответивший правильно - перемешается по цветовой дорожке к желтому кругу-центру).
1. Почему птиц называют зимующими?
2. Назовите зимующих птиц.
3. Есть ли жировые отложения у птиц?
4. Есть ли у зимующих птиц зубы?
5. Сколько лапок у вороны?
6. Как человек помогает зимующим птицам?
7. Делают ли синицы запасы корма на зиму? (Да) Как и где?
8. Для чего птицам длинные перья?
9. Что защищает птицу от воды и холода?
10. Куда улетают зимующие птицы весной?
11. Знаете ли вы народные приметы? - Зимой синица начинает с утра пищать - ночью будет мороз.
12. Скажи быстро: «Хитрую сороку поймать морока».
13. Почему птиц называют перелетными?
14. Назовите перелетных птиц.
15. Есть ли у перелетных птиц уши?
16. Тело перелетных птиц покрыто чешуей?
17. Для чего птицам короткие перья?
18. Что для птиц страшнее : холод или голод?
19. У скворца сзади клюкв?
20. Какие запасы делают перелетные птицы?
21. Спят ли птицы? Как?
22. Знаете ли вы народные приметы? - Если ласточка летает низко - быть дождю.
23. Повтори быстро: «Проворонила ворона воронят».
24. Узнай по описанию: а) У этой птицы желтое оперение и только крылья и хвостик черные (это перелетная птица - иволга, б) У этой птицы быстрый клювик, черная головка и спина; белая грудка, хвостик вилочкой.
25. В какое время года прилетают перелетные птицы? Почему?
26. Кто на своих крыльях весну несет?
Итог. Дети берут на желтом круге карточки птиц и превращаются в них. Подвижная игра «Найди свой дом» (перелетные к солнышку летят, зимующие - к снежинке). Итог игры.
II часть. Дорога наша продолжается. Стрелка нас привела к полянке «Внимательный карандаша». Что делают карандашом? (ответы детей). А мы с вами поиграем в дидактическую игру «Четвертый лишний».
На столах с изображением синички (1 стол) и грачу (2 стол) лежат карточки с изображением 4-ой лишней птицы (лишнюю надо зачеркнуть). Дети выполняют задание, затем обмениваются карточками для проверки.
Итог игры.
III часть.
Продолжаем путь, по тропинке мы идем, по камушкам, по кочкам, через лужицу перешагнем и к плану подойдем! Стрелка нас привела к круглому овражку, он изображен ярким цветом и указывает на то, что здесь надо идти осторожно. А как надо себя здесь вести? (ответы детей)
Дети садятся на стульчики, в обруче лежат вата, мох, веточки, ниточки, глина - кусочек, земля. Дети перечисляют, воспитатель подводит итог, что это строительный материал для птичьих гнёзд.
- Так какая главная забота у птиц весной? (строительство гнёзд)
- Дидактическая игра «Назови правильно гнезда».
-У вороны –
-У ласточки
-У синички
-У воробья -
- Дидактическая игра «Кто, где вьет свое гнездо».
- Где вьет свое гнездо жаворонок?
- Где строит гнездо ласточка?
- Где гнездо у грача?
- Кукушка вьет гнездо?
- Дидактическая игра «Назови правильно деток».
- у вороны -
- у орла -
- у галки -
- у совы -
- у воробья -
- у скворца -
- у сороки -
- Ребята, что вы сделаете, если в траве обнаружите гнездо жаворонка? А если найдете гнездо ласточки? (ответы детей)
- Чего еще нельзя делать на природе? (ответы детей)
- Молодцы, ребята, хорошо мы с вами побеседовали. А вы не забыли куда мы идем? Тогда в путь! По тропинке мы пойдем и к сове мы попадем. Стрелка нас привела к сове.
- Извините, уважаемая Сова, Вы обронили свое перышко. Вот оно!
- Спасибо, дети, за вашу доброту и заботу. Это я линяю: за зиму перышки подпортились, вот и потеряла свое любимое, положу его в дупло, согреюсь в холода. Спасибо вам за добрый поступок, до свидания!
- Вот и закончилась тропинка к сове. Возвращаемся в детский сад. Где мы были? Что мы делали? Что вам больше всего запомнилось?
- Я вручаю вам значок «Юный эколог» за вашу наблюдательность, внимательность, доброту к птицам.