Елена Литяго
Занятие по экологии на тему «Сравнение диких и домашних животных» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: закрепить знания об отличиях диких и домашних животных; продолжать учить сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщение; развивать речь, мышление; воспитывать заботливое отношение к животным.
Материал: картинки с изображением животных.
Беседа:
Публикация «Занятие по экологии на тему „Сравнение диких и домашних животных“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Сегодня мы с вами поговорим о диких и домашних животных и сравним их. Давным-давно жили на Земле Человек и много разных животных, и были эти животные дикими. Были животные, которые боялись человека, а были и такие, которых боялся Человек. Какое животное Человек приручил первым? Правильно, первым домашним животным стала собак. Она стала полезна на охоте, охраняла жилье, а когда домашними стали козы, овцы, коровы – собака помогала Человеку пасти, охранять их. Со временем Человек одомашнил и других животных. Каких вы знаете домашних животных?
-Какую пользу для человека приносят эти животные? (кормят - молоко, мясо; одевают - шерсть; помогают в работе - лошади)
-Для того чтобы домашние животные приносили пользу, что необходимо делать человеку? (ухаживать-кормить, чистить, убирать за ними, лечить, заготавливать корм)
Вывод: Для того чтобы домашние животные приносили пользу за ними необходимо ухаживать.
Игра: «Кто в хозяйстве живет, что хозяину дает?»
Игра с использованием приема взаимозаменяемости.
Корова дает молоко…. (коза, верблюд)
Сторожит дом, замок….(собака)
Шерсть дают козы….(овцы и верблюды)
Мясо дают коровы (овцы, свиньи, т. д.)
-Если выпустить на волю всех домашних животных, смогут они жить без людей?
Вывод: Домашние животные, выпущенные на волю или ищут себе нового хозяина, или погибает.
Сравнить кабана со свиньей.
Дети рассказывают о свинье с использованием моделей.
Что будет со свиньей, если она окажется в лесу; сможет ли она выжить?
Вывод: Свинья в лесу жить не может потому, что она толстая (не сможет быстро бегать) потому, что у нее светлая окраска (ее хорошо видно в лесу -на нее могут напасть, она погибнет от холода и голода, так как не сможет сама круглый год добывать корм и построить убежище. Она привыкла к заботе человека о ней. Свинья – домашнее животное, а не дикое.
-Чем же дикие животные отличаются от домашних?
Загадка: В подполье, в каморке
Живет она в норке
Серая малышка
Кто же это? (мышка)
Поисковый вопрос: Домовая мышь дикое или домашнее животное?
Надо определить какое загаданное животное - домашнее или дикое?
Если дети затрудняются, задать наводящие вопросы:
-Где она сидит?
-Боится ли человека?
-Заботится ли человек о ней?
-Заботится ли человек о ней?
-Приносит ли она пользу человеку?
Вывод: Домовая мышь не домашнее животное, а дикое, которое хорошо приспособилось жить возле человека в его доме.
Физкультминутка.
«Веселые зайчата»
Ну-ка, дружно все присели,
Друг на друга поглядели.
Лапками похлопали:
Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп.
Что у зайцев на макушке?
— Пляшут весело там ушки.
Раз подскок, два подскок –
Поскакали все в лесок.
(Движения выполняются по тексту)
Игра с мячом «Назови животное».
Дети стоят по кругу, воспитатель в – центре. Воспитатель бросает мяч детям по очереди. Ребенок, который поймал мяч, называет любое животное (дикое или домашнее). Главное, чтобы названия животных не повторялись.
— Молодцы, ребята, хорошо знаете названия животных. А теперь попробуйте отгадать загадки.
Дети стоят врассыпную, воспитатель загадывает загадки.
Загадки.
1. Кто в берлогу спать ложится –
Волк, медведь или лисица? (Медведь)
Воспитатель показывает предметную картинки с изображением бурого медведя.
— Расскажите, какой медведь? (Косолапый, большой, сильный, бурый) .
— Покажите, как ходят медведи. (Дети изображают, как ходят медведи) .
— Что медведь кушает? (Мед, ягоды, рыбу) .
Загадка: С ветки на ветку
Быстрый, как мяч,
Прыгает по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету он
Шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал.
(белка)
Показ рисунка белки.
— Обратите внимание на её пушистый хвост, он помогает белке прыгать с дерева на дерево, с ветки на ветку.
-Как думаете, чем белка питается? (орехи, шишки, грибы)
А ещё у белки зимой на ушах вырастают кисточки, чтоб в морозную погоду не отморозить кончики ушей. Посмотрите на её шерсть, она пушистая, мягкая, теплая. Вот и подумайте, какое значение для человека она имеет?
Загадка; Всех зверей она хитрей,
Шуба рыжая на ней
Пышный хвост её краса
А зовут её :. (лиса)
Показ рисунка лисы
-Ей нужен пышный хвост для того, чтобы заметать на снегу свои следы от охотников, собак. Она очень хитрая. Не зря её в сказках называют Лисой Патрикеевной.
-А какие сказки знаете вы о хитрой лисе? («Колобок», «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Теремок»)
— Обратите внимание на её мех.
Подумайте, что получает человек от лисы?
Загадка. Летом серый, а зимой белый. (Заяц)
Воспитатель показывает предметную картинку с изображением серого зайца.
— Какой заяц? (Маленький, трусливый, пушистый, серый) .
Воспитатель показывает предметную картинку с изображением белого зайца.
— Какой заяц? (Маленький, трусливый, пушистый, белый) .
— Как белая шерсть помогает зайцу зимой? (Белого зайца не видно на снегу) .
— А как он прячется от врагов? (Дети приседают, над головой изображают ушки с помощью рук) .
— Что любит заяц? (Кору деревьев, морковь, капусту) .
— Чем похожи медведь и заяц? (У них есть голова, лапы, хвостик, рот, нос, глаза, уши) .
— Чем отличаются? (Медведь – большой, а заяц – маленький. Медведь любит малину, мед, рыбу, а заяц – кору деревьев, траву, морковь, капусту. Медведь зимой спит, а заяц нет. Медведь умеет лазать по деревьям, а заяц не умеет) .
Загадка: У меня есть пятачок,
Вместо хвостика – крючок,
В луже я лежать люблю
И похрюкивать: «Хрю-хрю!». (Свинья)
Место существования
Естественная среда заставляет диких животных самостоятельно заботиться о своем жилище, будь то нора, гнездо, берлога или другое убежище.
Домашние животные избавлены от такой необходимости. Для некоторых из них сооружаются специальные помещения: конюшни, собачьи будки, загоны. Другие живут в одном доме с хозяевами, помещенные в свои отдельные «домики» – клетки, аквариумы и прочие. Есть и счастливцы, которым позволяется свободно передвигаться по квартире наравне с домочадцами – это кошки, некоторые собаки, обезьяны.
Отношение к человеку
Для диких представителей человек олицетворяет опасность. Он враг, при встрече с которым животное или пугается, не подпускает к себе, отказывается от корма из рук, или проявляет все признаки агрессии, нападает.
Домашние животные при виде хозяев, как правило, не испытывают беспокойства. Для них ощущать близость человека – обычное явление. Зачастую питомцы сильно привязываются к тем, кто о них постоянно заботится.
Питание
Многие домашние животные приспособлены принимать пищу со стола, это не вредит их организму.
Дикие животные в своем большинстве ориентированы на природный рацион. Употребление ими пищи, даже максимально приближенной к естественной, может привести к опасным заболеваниям и гибели. Поэтому при содержании таких животных дома используется живой корм.
Самозащита
В дикой природе, где имеет место естественный отбор, животные умеют лучше приспосабливаться к трудным условиям среды.
Домашние животные, зависящие от человека, зачастую оказываются полностью беспомощными на воле. Условия жизни подвергают их искусственному отбору, отвечающему людским потребностям.
Способность к обучению
Между домашними животными и человеком устанавливается определенное взаимопонимание. Таких животных легче обучать каким-то действиям, дрессировать, использовать при тех или иных работах. Существуют и дикие более податливые представители, но это является больше исключением.
Размножение в неволе
Приручить некоторых диких животных иногда бывает нетрудно. Но вряд ли в неволе они будут легко размножаться. Домашние животные благополучно размножаются, и подобная плодовитость зачастую приносит немалую выгоду для человека.
Польза для людей
Дикие животные могут служить для человека источником пищи, некоторых материалов, а также быть объектами эстетического наслаждения.
В чем разница между домашними животными и дикими? Домашние животные, помимо перечисленного, могут выполнять рабочие функции (охранять, перевозить грузы и т. п.). И, кроме того, нередко питомцы становятся животными-компаньонами, с которыми люди проводят досуг, с удовольствием общаются. При этом отмечается, что в доме с такими «друзьями» становится уютней, они помогают снять стресс, успокаивают.
Таблица
Дикие животные Домашние животные
Сами создают свое жилище Живут под покровительством человека
Человек – враг Человек – друг
Природный рацион Зачастую приспособлены к человеческой пище
Умеют выживать в естественной среде На воле беззащитны
Дрессировать трудно или невозможно Лучше поддаются обучению, дрессировке
Плохо размножаются в неволе Размножаются хорошо
Источники пищи, материалов; объекты эстетического наслаждения Не только снабжают людей пищей и материалами, но и выполняют рабочие функции, а также могут быть животными-компаньонами