Ольга Чернякова
Обобщающее занятие по обучению грамоте в старшей группе «Проделки Кляксы-Ваксы»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «речевое общение», «познание», «музыка», «социализация», «здоровье».
Цель занятия : Закрепить знания, умения и навыки по разделу «Обучение грамоте».
Задачи:
Образовательные: Проверить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте;
Публикация «Обобщающее занятие по обучению грамоте в старшей группе „Проделки Кляксы-Ваксы“» размещена в разделах
- Кляксография. Рисуем кляксы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Речевые: Упражнять в дифференциации изученных звуков; упражнять в звуковом анализе слова; закреплять умение составлять и анализировать схемы предложений; выявить уровень овладения навыком чтения; закреплять обобщающие понятия; обогащать словарный запас детей;
Развивающие: закрепить умение работать у доски; развивать логическое мышление, внимание, память.
Воспитательные: воспитывать доброжелательность, проявляя настойчивость, целенаправленность и взаимопомощь; воспитывать умение слушать сверстников, не перебивать друг друга.
Демонстрационный материал: карточки со схемой слов, карточки с цифрами для определения количества слогов.
Раздаточный материал: лист альбомный, простой карандаш, набор счётных палочек, цветные квадраты для обозначения звуков.
Ход занятия.
Сюрпризный момент. Под музыку выходит Клякса.
-Здравствуйте, дети! Я Клякса-Вакса. Живу в стране Печалька, где все жители круглый год печалятся и грустят, потому что в моей чудесной стране никто не знает букв.
Сегодня, я заглянула к вам. Может быть кто-то из вас хочет отправиться со мной в эту прекрасную, чудесную страну? (Нет)
- Как? Такие ма-а-а-ленькие детки уже знают буквы? (Да)
-А вот я Кляка-Вакса, грамотейка и знайка, сейчас и проверю!
Задание 1.
-В ряду: п о р А н д у В М ш е и с ю
(ю, о, а, у, е, и)
Вот буквы. Найдите в этом ряду только гласные буквы и поставьте их в нижний ряд. Вижу здесь большие буквы В, А, М. А вот какие слова всегда пишут с большой буквы? (Имена людей). Назовите имена, которые вы знаете! (Андрей, Ваня, Марина, Миша, Алиса, Володя и др).
Ну, ладненько, вот следующее задание будет потруднее.
Задание 2.
-Посмотрите и назовите эти картинки.
Колбаса, чайниК, кружКа, Кастрюля, половниК, тарелКа, ложКа.
Что общего во всех этих словах? (есть звук (К). Какое слово лишнее? Почему?
(Колбаса – еда, а не посуда)
-Ну тогда определите место звука в слове. На доске схемы слов.
___К, ___К___, К.
Начало слова - кастрюля
Середина слова – кружка, тарелка, ложка
Конец слова- чайник, половник.
Задание 3.
-На доске написаны 2-а слова ЭКРАН, СКЛОН.
Вам нужно убрать из слова только одну букву, чтобы получить совершенно новое по смыслу слово. Кто самый догадливый?
(экран-кран, склон-слон)
Клякса. Ой, мне как-то нехорошо стало! Вы уже так много знаете, а я люблю невнимательных и шаловливеньких!
Предлагаю поиграть немножко!
Ответьте быстро на мои вопросы:
- Сколько дней в неделе, из них - выходных?
- Сколько пальцев на ноге?
- Сколько задних и передних лап у утки?
- Сколько времён года, зимних месяцев?
- Сколько гномов у Белоснежки?
- Сколько глаз у животных?
- Сколько углов у стола? А если один отрезать, то сколько останется?
Физминутка.
Задание 4.
-Сейчас я вам буду называть слова, а вы определите количество слогов в каждом слове: ЗАЯЦ, ДОМ, ВАСИЛЁК, ОКНО, КАРАНДАШ, ПИРАМИДА, КРУГ, ВОРОНА, ЛЕЩ.
(Дети показывают соответствующую цифру)
Задание 5.
-У меня в кармане затерялись разноцветные квадраты. Красным квадратом обозначают какие звуки? (гласные) А почему они называются гласными? (звуки можно петь)
А синим квадратом обозначают какие звуки? (согласные) Их тоже можно петь? (Нет, нам мешают зубы, губы, язык)
А вот зелёным квадратом обозначают какие звуки? (Мягкие согласные)
Отгадайте мою загадку.
Летом, осенью, зимой
Идет по тропочке лесной.
След хвосточком заметает.
А как её зовут, кто знает?
(Лиса)
-Лиса такая же хитрая, как и я. В какой из этих звуковых схем спрятано слово «ЛИСА»? В какой? Докажите.
Син. Красн. Зелён. Красн.
Зелён. Красн. Син. Красн.
Красн Син. Зелён Красн
Дети на столах выполняют звуковой анализ слова, звуки обозначают буквами.
- Сколько всего звуков в слове «лиса»? Разделите слово на слоги. Какое правило про слоги мы знаем. (Сколько в слове гласных, столько слогов)
А теперь поставьте правильно ударение.
Задание 6.
Придумайте красивое предложение со словом лиса. Сколько слов в предложении? Каждое слово обозначьте чёрточкой. Запишите на листочке предложение.
Задание 7.
Клякса. Я спрятала от вас буквы. Теперь вы точно не сможете угадать, какая это буква.
(Ю, Н). Выложите букву «Н» из палочек.
-А вот эта? (О,М, П, И). Выложите букву «О».
-Какую букву можно дописать, чтобы получилось слово? (С)
-Какое получилось слово? (НОС). А если прочитать наоборот? (СОН).
Дети, мне с вами очень интересно! Только я вот никак не пойму, зачем нужно знать буквы? (Дети объясняют). А сколько букв в русском языке? (33) Как они расположены? А как вы назовёте последовательное расположение букв? (Алфавит). Вы мне поможете выучить все эти буквы? (Да) Спасибо, вам, дети, за это замечательное и интересное занятие.
Исполнение песни «33 родных сестрицы» слова Б. Заходера.