Спиридонова Вера Николаевна
«Совершенствование содержания, форм и методов работы с родителями»
Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год – вечностью. Имея доступ в сказочный дворец, имя которому – детство, я всегда считал необходимым стать, в какой – то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира.
В. Сухомлинский.
Публикация «„Совершенствование содержания, форм и методов работы с родителями“» размещена в разделах
Семья и детский сад – две сферы жизни ребенка. Задача педагогического коллектива сделать мам и пап активными участниками всего того, что происходит в детском саду. Только сотрудничество и сотворчество педагогов с родителями может принести реальную пользу в деле образования детей. Решая эту задачу, педагоги детского сада совершенствуют содержания, формы и методы работы с родителями.
Ведущей формой работы нашего педагогического коллектива с родителями являются групповые родительские собрания, которые проходят в традиционной и нетрадиционной форме. Родительские собрание – одна из основных форм взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, университет важной педагогической информации. Опыт показал, что они только тогда достигают своей цели, когда проводятся регулярно, с предварительной тщательной подготовкой. Педагоги в первую очередь отказались от лекционной формы проведения собраний, постарались сделать их яркими, динамичными, вовлечь каждого родителя в обсуждение поставленных проблем. А вот, например, как было подготовлено и проведено собрание на тему «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой». Тему собрания подсказали беседы с родителями, анализ ответов детей на занятиях по развитию речи. Воспитатели обсудили план подготовки собрания, провели анкетирование родителей, объявили конкурс рисунков «Любимые герои сказок в нашей семье», оформили памятку о бережном обращении с книгой. Дети, родители и воспитатели инсценировали полюбившиеся сказки. Представьте себе впечатление, произведенное на ребенка участием в спектакле его родителей. Совместная подготовка постановки сблизила родителей и воспитателей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности, юмора, возникшая во время репетиций, стала характерной и для других общих дел в детском саду. На собрании родители задавали множество вопросов, вносили интересные предложения. А после собрания дети подарили мамам и папам закладки для книг. Родительский актив организовал продажу детской художественной литературы.
Эффективно используются для пропаганды педагогических знаний и обмена опытом среди родителей «пресс – конференции», в них принимают участие не только администрация, но и специалисты, связанные с проблемами детства: юристы, врачи, работники социального обеспечения.
Родители могут обменяться опытом и проявить свои педагогические знания в «Клубе знатоков». Соревнования проходят и индивидуально, и в командах. А вот консультации воспитатели предпочитают проводить в форме деловой игры, в которых родители получают много информации, одновременно выявляется уровень педагогических знаний отцов и матерей. Игры могут проводить и в виде театрализованной деятельности.
Эффективнее стали использоваться в работе с родителями и все средства наглядно – информационного направления, включающее в себя: родительские уголки; папки – передвижки «Воспитываем детей бережливыми», «Как, я провел лето?»; семейный и групповые альбомы «Я, моя семья и детский сад»; фотовыставки к праздникам. Папы и мамы находят в папках задания ситуации по различным вопросам воспитания. От родителей поступают анкеты – ответы.
Одним из самых любимых видов совместной деятельности является участие родителей в проведение в групповых праздников и досугов, оформление совместных выставок работ детей и родителей на темы : «Дары осени», «Здравствуй матушка – зима!», «Рождество Христова!», «Пасха, пасха к нам пришла!». Оказание помощи в создании мини – музея, такие как «День освобождения Старого Оскола», «Наш город Старый Оскол – мы любим тебя!» (ко дню города, «Православный уголок». Досуговые формы организации общения помогают установить теплые отношения между педагогами и родителями, и особенно важно между родителями и детьми.
В нашем детском саду существует «Телефон доверия», на наш взгляд, позволяет изучить мнение родителей о работе детского сада, сообщить родителям подробную информацию по волнующим их вопросам. В группах почтовые ящики «Спрашивайте – отвечаем» для личных вопросов родителей.
Семья для дошкольника – жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности. Именно родители – являются главными «проектировщиками, конструкторами и строителями» детской личности, поэтому каждый педагог нашего детского сада делает все, чтобы родители воспитанников стали помощниками, единомышленниками и помогли сделать жизнь детей в детском саду ярче, разнообразнее и радостнее.