Наталья Головко
Детский проект «Обитатели Арктики»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Обитатели Арктики»
Информационная карта проекта:
• Продолжительность проекта: краткосрочный.
• Тип проекта: познавательный.
• Участники проекта: дети старшей группы.
• Возраст детей: 5 - 6 лет.
Актуальность проекта:
После проведения занятия по окружающему миру, нам захотелось как можно больше узнать, что такое Арктика и кто там живёт?
И как животные сумели приспособиться к суровым условиям жизни в Арктике.
Цель проекта:
Публикация «Детский проект „Обитатели Арктики“» размещена в разделах
• Знакомство с обитателями Арктики; их внешним видом, образом жизни;
• С особенностями природных условий Арктического края.
Задачи проекта:
• Сформировать у детей представление о животных Арктики.
• Развивать познавательный интерес ко всему живому;
• Получать новые знания из книг, видеоматериалов.
• Развивать умения делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи между животными Арктики.
• Воспитывать эмоциональное отношение к животным Арктики.
Предполагаемый результат:
• Проявление интереса к объектам живой природы.
• Умение делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи, получать большую информацию о животных Арктики.
• Желание отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный:
* Подбор методической, справочной и художественной литературы.
• Подбор Видеоматериалов.
2 этап – основной:
• Определение задач воспитательной и образовательной работы.
• Планирование деятельности участников проекта.
3 этап – итоговый:
* Показ презентации в группе, детям.
Арктика.
В Арктике белой, белой пустыне
Белый медведь грузно ходит по льдине,
Белая крачка по небу летит,
Белый белёк возле мамы лежит.
Айсберг белеет в белом тумане,
Белые стаи белух в океане.
Белой метлой ветер вихри метёт,
Белую песню про Север поёт.
Татьяна Ефимова.
Вот она Арктика!
На стене висит старая карта,
И надписи время стёрло.
По буквам сложу я слово:
«А – Р - К – Т – И – К – А».
Арктика – это ведь здорово!
Побывать бы там хоть на мгновение.
Повидать бы медведей полярных…
Привез бы я им варенья
Или ягод наших багрянных.
Алина Кононенко.
Климатические условия Арктики.
Зима на полярных землях длится целых полгода. Зимой часто бушуют метели, свирепствуют лютые морозы. Солнце не всходит совсем. В это время длится полярная ночь. Светят только звёзды да луна, а иногда вспыхивает северное сияние.
Всходит солнце и наступает долгожданное лето.
Полярное лето.
На смену полярной ночи приходит полярный день. Лучи солнца мало нагревают землю, покрытую льдом и снегом. Только у берегов сильными ветрами лёд взламывается и начинает таять, образуются ледяные глыбы, которые называются айсбергами.
Обитатели Арктики:
Арктика в переводе с греческого обозначает «медведица», а главным обитателем Северного полюса является белый медведь.
Белый медведь.
Белый медведь самый крупный на земле хищник. И единственный представитель сухопутных млекопитающих, весь жизненный цикл которого проходит на дрейфующих льдах Арктики. На сушу выходит только медведица для того, чтобы воспроизвести на свет медвежат. Чаще всего на свет появляется один медвежонок, редко – два. Остальные белые медведи всю жизнь проводят вдоль кромки дрейфующих льдов. Ведь там очень много корма: кольчатой нерпы и морского зайца, тюленей, морской рыбы, морской птицы. Мясной рацион медведи дополняют травой и водорослями.
От холода медведя защищают толстый слой жира, а также густой и длинный мех, покрывающий всё тело от спины, до подошв лап.
Кольчатая нерпа.
Это самый маленький представитель настоящих тюленей. Кольчатая нерпа нежная родительница, она не только заботится о своём отпрыске, готовя для него снежное убежище, но и всячески помогает ему, когда он начинает учиться плавать. Своего детёныша нерпа кормит молоком, длится период вскармливания около месяца.
Сова.
Летает бесшумно,
кругом голова полярная белая птица… (сова).
Эта птица – хищник, в тундре северной живёт. Любит зайцем подкрепиться. Не шумлив её полёт. Чисто белым опереньем сплошь покрыта с головой. А в учебниках зовётся она (полярная сова).
Белый песец.
Песцы – универсальные охотники и собиратели. Основным кормом являются лемминги, не брезгуют и птицами, разоряют птичьи гнёзда, подбирают падаль. У песцов самые большие выводки: в благоприятные годы – 15 – 17 щенков, а в голодные годы 4 – 5 детёнышей.
Морж.
Самый крупный представитель отряда ластоногих (длина тела 3,6м, масса 1600кг).два огромных клыка – бивня нужны, чтобы цепляться за лёд, копаться в донном грунте, а также для участия в турнирах. Под водой они могут оставаться до 10 минут, но погружаются не глубже 90 м. За сутки морж съедает 45 – 60 кг моллюсков.
Птичий базар.
В течении короткого лета тундра покрыта густым ковром растений, реки и озёра полны планктоном и рыбой, а в воздухе носятся тучи комаров и мошек. В начале июня в Арктику прилетает множество перелётных птиц (чайки, крачки, поморники, пуночки, ворон, тундрянная куропатка). Они находят здесь знакомые участки, строят гнёзда, откладывают яйца и насиживают их. В сентябре пополнившиеся семьи отбывают в тёплые края.
Изучая обитателей Арктики, мы читали различную художественную литературу, энциклопедии.
Рассматривали обитателей Арктики на картинках: их внешний вид, особенности строения тела.
Разгадывали кроссворды, загадки.
А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям мы решили провести опыты:
Опытно – экспериментальная деятельность:
Опыт №1
Сухая рука, опущенная в воду, стала мокрой.
Опыт №2
Рука смазанная жиром – покрылась капельками воды. Легко встряхнув рукой мы их удалили.
Вывод:
Шерсть и кожный покров покрыты тонким слоем животного жира и поэтому они не намокают. Животные в Арктике не замерзают, т. к. им достаточно хорошенько встряхнуться, и они становятся сухими, и не покрываются слоем льда.
Опыт №3
Опустив лёд в
холодную воду мы
убедились,
что лёд не тонет.
Вывод: лёд легче
воды и поэтому он не
тонет.
Опыт №4
«Загадочное пёрышко»
Опустив пёрышко в воду мы убедились, что оно в воде не тонет и остаётся какое то время сухим.
Вывод: перо у птиц так же смазано тонким слоем жира и поэтому птицы, ныряющие в воду за рыбой, остаются сухими.
Рисовали карандашами, красками обитателей Арктики.
Итог нашей работы над проектом - создать книгу об Арктике из своих рисунков.