Вера Георгиевна Ступакова
Обеспечения преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием. Стратегия и тактика взаимодействия
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день проблема преемственности между дошкольным учреждением и начальной школой остаётся значимой и актуальной. Часто можно слышать, что требования школы вынуждают воспитателей детского сада «натаскивать» ребёнка к школе, что отрицательно влияет на развитие и здоровье детей.
Публикация «Обеспечения преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием, Стратегия и тактика взаимодействия» размещена в разделах
Выпускники детского сада «Дюймовочка» на протяжении многих лет в большинстве шли в первую школу. С этой школой у нас сложились деловые, партнерские отношения. Школа никогда не предъявляла детскому саду жестких, необоснованных требований к подготовке детей.
Главная цель совместной деятельности – это создание условий для личностно-ориентированного обучения, признание ребенка главной фигурой всего педагогического процесса. Нами были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием : методическая работа, работа с детьми, работа с родителями.
Методическая работа.
Стратегию и тактику взаимодействия образовательных учреждений на ступени дошкольного и начального школьного образования определяет выбор образовательной программы «Школа 2100». На дошкольной ступени она обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, дает возможность развить самостоятельность, коммуникативность, умение общаться с взрослыми и сверстниками, развивает любознательность, как основу познавательной активности будущего школьника.
Для педагогов школы и детского сада проводились методические встречи, касающиеся подходов в обучении и воспитании детей, где обсуждали вопросы образовательной программы, использования методик, педагоги обменивались впечатлениями по работе с семьей.
Воспитатели посещали открытые уроки в школе, учителя - занятия в детском саду, совместно обсуждали проблемы и корректировали свою деятельность. Это способствовало повышению профессионального мастерства педагогов, установлению сотрудничества учителей и воспитателей, определению единых подходов обучения и воспитания, выбору оптимальных средств развития детей.
Педагоги школы и детского сада сходятся в единстве взглядов на то, что в дошкольном возрасте важно не столько научить ребенка читать, сколько развитие его речи: чистота произношения звуков, умение рассказывать, пересказывать. Это является действительной составляющей психологической готовности к школе.
Работа с детьми.
Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу. Большой интерес вызывает у детей посещение классов, школьной библиотеки, спортивного и актового залов. Ребята очень внимательно слушают учителей, проявляют любознательность и задают много вопросов. Школа приглашает будущих первоклассников на «Первый звонок».
Кроме экскурсий, проводим в детском саду тематические занятия, организуем игровую деятельность по закреплению полученных знаний и социальной адаптации. В каждой подготовительной группе имеется игровой материал для организации сюжетно-ролевой игры «Школа». Воспитанники с удовольствием проводят в игровых уголках свободное время, разыгрывают интересные сюжеты.
Желанные гости в детском саду – наши бывшие выпускники. Педагоги организуют музыкальные и театральные мероприятия с их участием. Так же ученики приходят в группы, рассказывают о школе много интересного будущим первоклассникам, организуют совместные игры. Беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад, дают детям положительные эмоции, желание пойти в школу, убирают страх и вселяют уверенность в своих силах.
В начальном звене школы мы отслеживаем успеваемость своих выпускников. В первом классе в начале учебного года через центр «Доверие» смотрим данные по адаптации детей в школе, беседуем с родителями. Исходя из возникающих проблем, решаем, какие коммуникативные и социальные навыки необходимо развивать.
Работа с родителями.
Работа с родителями воспитанников подготовительных групп ведётся на протяжении всего учебного выпускного года. Воспитатели совместно с учителями консультируют родителей по подготовке детей к школе, дают индивидуальные рекомендации.
Учителя начальных классов посещают родительские собрания в подготовительных группах, отвечают на вопросы, интересующие родителей, после собрания проводят индивидуальные консультации. Всё это позволяет родителям серьёзнее подойти к вопросу подготовки ребенка к школе и определиться с её выбором.
Таким образом, проблема обеспечения преемственности на этапах дошкольного и начального школьного образования никогда не оставалась без внимания.
Введение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов начального школьного образования, несомненно, вносят изменения в понимание готовности ребенка к обучению в школе.
Мы видим, что произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника», способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика. Во главу угла выходит сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать знаниями, умениями и навыками, сколько уметь ими пользоваться. Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные в вышеуказанных нормативных документах, требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы.
Многие критикуют ФГОС за то, что там нет слова «занятие». В данном случае надо определить, что мы понимаем под этим словом. Даже по звучанию оно достаточно далеко стоит от слова «урок». Когда речь идет о занятии в детском саду, почему-то считается, что имеется в виду мини-урок. Занятия, которые выстроены как урок, в детских садах никогда не приветствовались. Поэтому я не согласна с мнением о том, что подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилась в подгонке социально-педагогических приоритетов детского сада к требованиям школы, и что это привело к вытеснению в детском саду специфической формы активной деятельности ребенка – игры. Задумайтесь, занятия занимают в младших и средних группах всего 4% времени, а в старших группах 12% времени, проводимом ребенком в детском саду. Поэтому неправильным будет утверждать, что игра уступила место “обучению на занятиях”. Это та форма взаимодействия воспитателя с детьми, при которой педагог предлагает определенное образовательное содержание. Дошкольникам необходим и такой вид взаимодействия наряду с совместной и самостоятельной деятельностью. На занятиях дети овладевают универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Учатся общаться, спорить, отстаивать свою точку зрения, доказывать. В этом так же заложена преемственность в работе детского сада и школы. Необходимо сохранить единое образовательное пространство с учетом введения ФГОС ДО.
В плане преемственности со школой мы видим дальнейшую работу в создании Координационного совета, который продолжит работу по преемственности и будет решать поставленные задачи. Решит ряд нерешенных вопросов, среди которых главными являются оздоровительная и коррекционная работа, а также развитие одаренных детей. Это не секрет, что в дошкольных учреждениях коррекционной и оздоровительной работе придается большое значение. В школу мы выпускаем дошкольников с улучшением или со стабилизацией опорно-двигательного аппарата, но им необходимо соблюдать ортопедический режим и в школе. Важно не только как детский сад подготовил детей к школе, но и в какой мере сегодня школа готова принять ребенка с учетом его опыта, уровня развития и индивидуальных особенностей. Наша общая задача – обеспечить ребёнку наиболее безболезненное вхождение в новый для него мир под названием «Школа».