Инна Миронова
Обеспечение преемственности ДОУ и начальной школы. Из опыта работы
▼ Скачать
МБОУ «Мольтинская ООШ имени Богданова Г. Н.»
«Обеспечение преемственности ДОУ и начальной школы. Из опыта работы»
Подготовила воспитатель:
Миронова И. А.
с. Каха
октябрь, 2024 год
Преемственность с точки зрения дошкольного образовательного учреждения – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые уже имеются у ребёнка, и пройденное осмысливается на более высоком уровне.
Преемственность ФГОС ДО и ФГОС НОО осуществляется в виде требований:
Публикация «Обеспечение преемственности ДОУ и начальной школы, Из опыта работы» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Опыт работы, практика
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
• к структуре основной образовательной программы;
• к условиям ее реализации;
• к результатам освоения основной образовательной программы (ФГОС ДО – п. 1.8.; ФГОС НОО – п. 1).
• Единству психолого-педагогического и методологического подхода
• Направленности основных образовательных программ ДО и НОО
Преемственность в целях:
Дошкольное
приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
• развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
• формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
• развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста).
Школьное
осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
• готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.);
• желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
• инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;
• совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования); специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;
• индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания
Преемственность в содержании предметных областей.
Образовательные области ФГОС ДО
Предметные области ФГОС НОО
Социально-коммуникативное развитие Обществознание м естествознание (окружающий мир)
Основы духовно-нравственной культуры народов России
Познавательное развитие Филология
Математика и информатика
Речевое развитие Филология
Художественно-эстетическое развитие Искусство
Физическое развитие Физическая культура
С самого начала учебного года передо мной встала главная цель – формирование у детей старшего дошкольного возраста стремления стать учениками. Добиться этого возможно путем всестороннего развития дошкольников и путем создания психологической установки на новый этап жизни. Я хочу рассказать о той работе, которая ведется в рамках подготовки к школе.
Перед началом учебного года была разработана рабочая программа, на основе ООП под редакцией Н. Е. Веракса, Васильевой, Т. С. Комаровой. Был составлен учебный план. Максимальная нагрузка – 15 занятий в неделю: 3 занятия в день, длительностью 25 минут. Слабые стороны программы были усилены парциальными программами: Е. В. Колесникова «Математические ступеньки», И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в д/саду», С. Н. Николаева «Юный эколог», а также обучение чтению по букварю Н. С. Жуковой.
Огромное значение при подготовке к школе имеет развитие познавательных интересов и любознательности.
На занятиях математики (ФЭМП), дети учились прямому и обратному счету, составу числа из единиц в пределах 10-ти и больше, обозначали количество предметов соответствующей цифрой, знакомились с цифрами от 1 до 10, сравнивали количество предметов, цифры, результат обозначали знаками – больше, меньше, равно; составляли и решали логические задачи, сравнивали предметы по высоте, длине и ширине; различали геометрические фигуры. Занятия строились с учетом развития у детей внутренней мотивации к учебной деятельности. Например: на занятии по математике дети доказывали,что количество предметов не зависит от размера и расположения, или нужно выполнить задания по познавательному развитию, дети самостоятельно находили ответы на вопросы по ознакомлению с окружающим миром. На занятиях по познавательно-исследовательской деятельности, проводили различные эксперименты: серию опытов с превращениями воды в различные агрегатные состояния. На занятиях по конструированию учились работать по схемам, рисовать схемы будущих построек.
На всех занятиях использовали такие формы организации, как: работа в парах, группах.
У детей 6-ти летнего возраста продолжается совершенствование всех сторон речи.
В основном, я делала упор на развитие связной речи. Это и умение грамматически правильно строить предложения, составлять рассказы по картинкам, пересказывать произведения, проводили много дидактических игр: «Составь предложение по опорным словам», «Придумай рассказ, используя слова…», игры на развитие фонематического слуха «Придумай слова со звуком (Б)», т. д., «В начале, середине или в конце?», учились делить слова на слоги, закрепляли обобщающие понятия.
Для более быстрого запоминания стихов, пересказа сказок, рассказов использовала новую технологию «мнемотехника».
В начале учебного года 80 % детей имели речевые нарушения. Поэтому велась совместная работа воспитателя над правильным звукопроизношением. Во второй половине дня проводилась индивидуальная работа по ЗКР (звуковая культура речи) – это артикуляционные упражнения, направленные на развитие и укрепление речевого аппарата, заучивание чистоговорок и скороговорок. Очень плохо, что в нашей школе нет своего логопеда и трудно работать с детьми, у кого речевые нарушения.
Благодаря проведенной работе, процент детей с речевыми нарушениями снизился до 1 ребёнка, который нуждается в дальнейшей помощи логопеда.
Большую роль в подготовке к школе играет развитие у детей социально-коммуникативных навыков – это и создание условий для игровой деятельности, трудовой, а также проведение занятий, бесед по развитию у детей безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками.
Ежедневно выполняя различные поручения, у детей формируются элементы управления своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путём воздействия ребёнка на самого себя при помощи слов, мысленных образов, управление мышечным тонусом и дыханием (ежедневно на утреннем круге и перед сном проводятся психогимнастика и дыхательная гимнастика,организованность, умение относительно самостоятельно решать доступные задачи. Ребята каждый день отмечали погоду в уголке природы, передвигали стрелки в часах «Дни недели», «Части суток», выполняли поручения по подготовке к занятиям, дежурили по столовой и в уголке природы.
Готовность ребенка к школе определяется и его физическим развитием. Физическая готовность – это хорошее состояние здоровья ребенка, выносливость, сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям, хороший уровень развития двигательной сферы, все это возможно развить при регулярном проведении : утренней зарядки, занятий по физкультуре, прогулки при любой погоде, закаливающих мероприятиях, а также при проведении различных спортивных праздников. Одной из важнейших задач физической готовности к школе – это готовность руки к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом. Мы разучили много пальчиковых игр, упражняли детей ориентироваться на листе бумаги, видеть клетку, линию, проводили дидактические игры на развитие мелкой моторики. Большую роль сыграли занятия по изобразительной деятельности, когда ребятам приходилось реализовывать различные сюжеты в рисовании, лепке, аппликации, тем самым развивая и совершенствуя различные движения рук.
В рамках преемственности разновозрастной группы и школы был создан проект «Будущий первоклассник», мы рисовали будущую школу, конструировали класс, в котором хотели бы учиться ребята, рисовали школьные принадлежности. Знакомились с различными произведениями писателей и поэтов, которые рассказывают о школе. Знакомились с учителями начальной школы и мы, воспитатели с детьми подготовительной подгруппы приходили в начальную школу, к сожалению не сохранились фотографии. Проводили утренники с приглашением учителей начальных классов. Посещали школьную библиотеку и Кахинскую сельскую библиотеку.
На протяжении учебного года родители привлекались для закрепления материала по развитию речи, помогали заучивать стихи, частушки, роли для участия детей в праздниках, показе сценок, сказок к различным мероприятиям, а также участвовали в совместном изготовлении поделок к конкурсам «Мастерская Деда Мороза», «Осенние фантазии», «Покормим птиц» и т. д.
Для вовлечения родителей в образовательный процесс, в группе проходили акции «Сделай и подари дидактические игрушки своими руками», «Игрушки для театрализованной деятельности».
Демонстрировался положительный опыт семейного воспитания по приобщению детей к культуре семейного чтения «Читаем всей семьей».
Проводили совместные праздники с родителями.
Безусловно, не все дети имеют достаточный уровень готовности к школе. У некоторых детей отсутствует учебная мотивация, низкий уровень произвольности внимания и памяти, слабое речевое развитие. Конечно, родителям таких детей необходимо больше уделять внимания своим детям и подготовке их к школе и мы работаем с ними по этой проблеме, даём задания на дом по вайберу.
Важным компонентом готовности ребенка к обучению в школе является нравственно – волевая готовность. Учебная деятельность требует произвольного внимания, целенаправленного запоминания, умения контролировать свое поведение, дисциплинированности, ответственности, самостоятельности и организованности. Ребенок должен быть готов не только к новой деятельности в школе, но и к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности.
Планирование совместной деятельности разновозрастной группы и школы
Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования. Но самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: отношение к учебе как важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам. Мы, воспитатели, налаживаем сотрудничество нашей группы, школы и родителей, в ходе которого решаются следующие задачи:
• установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между нашей группой, семьей и школой;
• создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
• обеспечение преемственности разновозрастной группы с начальной школой по переходу на ФГОС с обновлениями и ФОП ДО;
• всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
Данная работа ведется по трем направлениям.
Первое – диагностическое и коррекционное направление – предусматривает анкетирование родителей, изучение семей дошкольников.
Второе – психолого-педагогическое направление - подразумевает просвещение родителей путем консультирования.
Третье направление предусматривает организацию совместной деятельности воспитателей группы, школы и родителей, объединение условий, что способствует эффективному налаживанию плодотворного сотрудничества.
Взаимодействие образовательных учреждений осуществляется по разработанному плану преемственности воспитательно-образовательного процесса.
Учителя начальной школы ежегодно приглашают родителей на дни открытых дверей и сами посещают собрания в нашей группе.
Таким образом, родители заранее знакомятся с будущими педагогами их детей, программой первого класса, могут задать интересующие вопросы.
План взаимодействия разновозрастной группы и начальной школы
Цель: повысить качественный уровень готовности ребёнка к обучению в 1 классе на основе координации деятельности школы и разновозрастной группы по созданию условий, обеспечивающих преемственность дошкольного и начального школьного образования, разработке единых подходов к критериально – оценочных показателей эффективности совместной работы.
Организационно – педагогическая работа
Мероприятия Дата Ответственные
1. Изучить программу 1 класса и программу разновозрастной группы октябрь Заместитель директора школы, воспитатели
2. Круглый стол: «Условия успешной адаптации первоклассников» декабрь Воспитатели, учителя начальной школы
3. Педагогический совет: «Развитие познавательного интереса посредством поисково-мыслительной деятельности дошкольников на НОД по познавательно-речевому развитию» февраль Воспитатели, учителя начальных классов
4. Педагогический совет: «Итоги работы за 2024– 2025 уч. год» апрель Воспитатели, учителя начальных классов
5. Беседа школьного психолога по подготовке детей в 1 классы апрель психолог школы
Работа с детьми подготовительной подгруппы по воспитанию интереса к школе
1. Совместное проведение Дня знаний сентябрь Воспитатели, учителя начальных классов
2. Посещение уроков в 1классе и занятий в подготовительной подгруппе В течение года Воспитатели, учителя начальных классов
3. Участие школьников и дошкольников в развлечении по ОБЖ «Если хочешь быть здоров»
ноябрь Воспитатели, учителя начальных классов
5. Участие школьников в проведении недели книги январь Воспитатели, учителя начальных классов
6. Участие в празднике «Сагаалган» февраль Воспитатели, учителя начальных классов
7. Участие учеников 4 класса в изготовлении поздравительных открыток март Воспитатели, учителя начальных классов
8. Оказание помощи школьниками
- ремонт книг
- изготовление игрушек, поделок в течение года Воспитатели, учителя начальных классов