Людмила Королева
Обеспечение безопасной и психологически комфортной среды в условиях ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Обеспечение безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях ФГОС ДО».
В настоящее время обеспечение психологической безопасности является одним из требований, предъявляемых к организации образовательного процесса, а также одним из показателей качества образования. Рассматривая актуальность данной темы в глобальном масштабе, хотелось бы подчеркнуть её приоритетность в рамках дошкольной образовательной организации (ДОО). Именно в дошкольном возрасте закладывается основа целостного развития личности ребё нка: интеллектуального, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного. Обеспечение такого развития предполагает решение основной задачи ДОО – охрана жизни и укрепления физического и психического здоровья воспитанников. Деятельность ДОО по решению этой задачи состоит в обеспечении безопасных и психологически комфортных условий для каждого ребёнка.
Темочки:
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- Оформление детских садов
- Психология. Работа психолога
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Под психологической безопасностью понимается защищенность от угроз, психологического насилия, унижения и оскорбления, от того, что заставляют делать против желания, от заброшенности, пренебрежительного и недоброжелательного обращения.
Исходя из изложенного, можно выделить структурные компоненты, которые составляют основу понятия «психологическая безопасность» и непосредственно влияют на неё. В свою очередь, структурные компоненты психологической безопасности целесообразно разделить на две системы:
• систему организации режима жизнедеятельности воспитанников;
• систему организации межличностных отношений в ДОО.
Система организации режима жизнедеятельности воспитанников:
• установление целесообразного, гибкого и эффективного режима дня (распределение интеллектуальной и физической нагрузки; организация полноценного питания, сна и двигательного режима);
• создание предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых, удовлетворение потребности в общении, движении, развитии и т. д. Развивающая среда, обогащенная различными элементами, создаёт у детей положительную установку и позитивное впечатление о детском саде, что способствует укреплению их психологического и эмоционального здоровья, развитию эмоционально-чувственной сферы.
• организация образовательного процесса (поддержание баланса между специально организованной и самостоятельной совместной деятельностью детей; проведение занятий в форме игры и диалога; совместное решение познавательных и практических задач; вовлечение воспитанников в значимые и интересные для них виды деятельности).
Система организации межличностных отношений в ДОО:
• влияние педагога на развитие личности ребёнка (стиль взаимоотношений, личностные характеристики педагога, педагогическое мастерство);
• психологический климат в детском коллективе (межличностные отношения в группе сверстников);
• психологический климат в педагогическом коллективе (мотивация на работу, стиль руководства, традиции, атмосфера).
Организация безопасного, психологически комфортного пространства.
В группах можно создать специальные уголки и зоны, способствующие сохранению у детей ощущения эмоционального благополучия и психологического комфорта.
1. Уголок приветствия.
Направленность: создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия, сплочения детского коллектива.
Структура уголка:
- стенд «Здравствуй, я пришёл!», на котором размещены фото детей. Приходя в детский сад, ребёнок поворачивает своё фото с лицом к окружающим, таким образом заявляя о своём присутствии в группе;
- стенд «Моё настроение», на котором дети в течение дня с помощью заготовок-пиктограмм отмечают своё настроение.
2. Уголок достижений.
Направленность: повышение самооценки, уверенности детей в себе.
Структура уголка:
- «Цветок успехов» (панно с индивидуальными кармашками каждого ребёнка, куда выкладываются фишки за каждый совершенный им добрый и полезный поступок; в конце недели дети поощряются);
- «Звезда недели» (в середине большой звезды - фото ребёнка, на концах - информация о нём, которой он гордится.
3. Уголок гнева.
Направленность: предоставление детям возможности в приемлемой форме освободиться от переполняемого их гнева, враждебности и напряженности; развитие положительных чувств и эмоций; обучение самообладанию и приёмам саморегуляции.
Структура уголка:
- «коврик злости» (резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться);
- «коробочка гнева и раздражения» (коробочка, в которую ребёнок может «выбросить» свою злость и обиду, сжав предварительно кулачки, смяв лист бумаги, порвав на кусочки газету).
4. Уголок поздравлений.
Направленность: формирование позитивного настроения, дружеской атмосферы в группе, сплочение детского коллектива.
В группах оборудованы стенды, на которых в дни рождения детей вывешиваются плакаты с фотографией именинника и поздравлениями остальных детей (пожеланиями, рисунками и т. д.). После дня рождения плакат дарят имениннику.
5. Зона воды и песка.
Направленность: снятие стресса; снижение нервно-психической напряженности, улучшения настроения.
Из всех игровых материалов песок и вода являются наиболее эффективными терапевтическими средствами. Они не имеют структуры и по желанию ребёнка могут превратиться во что угодно. Не существует правильного или не правильного способа игры с водой и песком, поэтому ребёнок всегда уверен в успехе. Это особенно полезно для неуверенных в себе, замкнутых детей. Зона оснащена мелкими пластмассовыми игрушками, природными материалами. Здесь проводятся игры «Что тонет, что плавает?», «Найди игрушку», «Волны на воде».
6. Зона уединения.
Направленность: предоставление ребёнку возможности отдохнуть, расслабиться, подумать, помечтать. Это одна из наиболее любимых детьми зон. Она оснащена мягкой мебелью, подушками, ширмой. В зоне уединения можно использовать покрывала, деревянные рамки, ширмы, мебель групповой комнаты. Всё это позволяет изменить границы и конфигурацию пространства, превратив его по желанию детей в корабль, крепость, замок и прочее, обыграть в играх-драматизациях, сюжетно-ролевых играх. Самостоятельно построенные детьми «домики» создают у них ощущение защищенности и уединенности, служат атрибутами для игры, позволяют реализовать творческую активность. Строить дом для ребёнка – всё равно, что строить самого себя. Кроме того, в зоне уединения имеются «сухой дождь» (ленточный). Он развивает приятные тактильные ощущения, цветовое восприятие, внутри него можно ото всех спрятаться и побыть одному.
7. Уголок сенсорного развития.
Направленность: развитие всех видов восприятия; создание условий для реализации сенсорно-перцептивных способностей; речевого и психического развития детей; выработки эмоционально-положительного отношения к предметам и действиям с ними. В этом центре находятся звучащие игрушки, игрушки-заместители, клубочки, катушки, шнуровки и многое другое, способствующее развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, психических процессов. Каждая из зон оснащена соответствующей картотекой, например: картотекой методов саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей; картотекой игр, направленных на управление гневом, картотекой экспериментов и проч.